На традиционные кухонные посиделки журналисты «Коммерческих вестей» пригласили экс-директора Омской драмы Виктора ЛАПУХИНА, который 15 июня возглавил областное министерство культуры, сменив на этом посту Владимира ТЕЛЕВНОГО. Предлагаем читателям отдельные фрагменты разговора министра с «КВ».
В вашей биографии говорится о службе на флоте. Кем вы служили?
— Матросом. Северный флот, Новая Земля. Служил три года, с 1968-го по 1971-й. Тогда там уже прекратили подводные, надводные и наземные испытания ядерного оружия, остались только подземные. Новая Земля делится проливом Маточкин Шар на два полуострова. На южном берегу стоял флот, а с другой стороны донецкие шахтеры копали шахту. Как положено, на учениях взрывалась атомная бомба. Я на такие учения один раз попал. Позже поехал поступать в Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, но по стечению обстоятельств у меня не получилось. Во-первых, матросам тогда было модно иметь тату. У меня спросили, как же я могу быть офицером с татуировкой: одно дело срочная служба, совсем другое — офицерская. Во-вторых, не очень дружил с математикой и на экзамене воспользовался шпаргалкой. Профессор заметил. Так я не поступил.
— Училище подводного плавания? То есть вы служили на подводной лодке?
— Нет, не совсем. На самой подводной лодке — около года. Кроме этого, проходил курсы «Выстрел» и работал с молодежью в учебке.
— День военно-морского флота отмечаете?
— Обязательно, в последнее воскресенье июля.
— Тельняшка есть?
— И тельняшка, и бескозырка — все есть.
— Вопрос как к бывшему директору театра. Каков годовой бюджет драмы?
— На театр драмы, где работает почти 300 человек, из областного бюджета выделяют более 70 млн рублей. Половина уходит на фонд оплаты труда. Дополнительно на конкретные мероприятия, такие как фестиваль «Золотая маска» или «Академия», а также на участие в мероприятиях в других городах, ежегодно из областного бюджета выделялось от 10 до 30 млн рублей. В последние годы очень хорошо стала работать грантовая система Министерства культуры России. Так, в прошлом году мы и Новосибирский театр получили большой грант на совместные обменные гастроли. Получаем грант и на Лабораторию современной драматургии и другие мероприятия. Если консолидированно бюджет посчитать, то получится более 100 млн бюджетных рублей в год.
— А как же спонсоры Драматического театра, которых торжественно объявляют в начале спектакля? Они ведь тоже что-то дают?
— Во второй половине 2000-х годов как-то все это пошло на убыль, потому что у таких компаний, как МТС, Сбербанк и ряда других организаций, центры принятия решений ушли в Москву. Но сейчас появляются другие организации, которые готовы активно сотрудничать с искусством и культурой региона. Доля спонсорской помощи в драме составляет от двух до пяти млн рублей в год.
— Руководитель школы фотографии и мультимедиа «Событие»Василий МЕЛЬНИЧЕНКО недавно в интервью нашей газете заметил, что чем крупнее организация-спонсор, тем меньше она дает денег. Вы, кстати, с ним встречались? Как вам его идеи?
— Он был на приеме у губернатора, где я тоже присутствовал. У меня лежат все его обращения. Там очень много интересного, но, допустим, что касается «Культурного альянса» — я думаю, омской культуре пока рано туда вступать. Я не консерватор, но эти нашумевшие акции в Краснодаре, Перми, Новосибирске...
— Вы имеете в виду Марата ГЕЛЬМАНА? Фамилия его смущает?
— Да, меня смущает именно это. Все остальные предложения Василия МЕЛЬНИЧЕНКО можно и даже нужно рассматривать.
— А что вы думаете по поводу создания музея современного искусства? Не кажется, что уже назрело?
— Создавать сегодня дополнительное бюджетное учреждение, наверное, нет необходимости. Этим может заниматься музей имени Врубеля. Но начать с чего-то нужно. Сегодня с раннего утра мы с директором этого музея как раз обсуждали перспективы музейного дела. Один из вопросов — реставрационный центр. У нас сегодня во всех омских музеях работает около 20 реставраторов. Такого количества нет нигде по эту сторону Урала. Сначала можно создать такой центр при музее имени Врубеля. Это востребовано и может приносить деньги. Если вернуться к вопросам о спонсорах и современном искусстве, я знаю, что состоятельные люди обращались, в том числе в музей имени Врубеля, с предложениями провести такую выставку. Как министр, я считаю, что было бы неправильным не пускать их. Все, что связано с культурой и искусством, всегда нужно. Тем более, если у людей есть желание и финансовая возможность. Это не значит, что можно показывать вообще все. Для меня самое главное — чувство меры организаторов.
— Цензура в области культуры должна быть?
— Должна. Но это должно быть совместно выработанное, коллективное мнение. Я лично по складу характера люблю посовещаться. Скажем, в нашем Академическом театре драмы уже лет 50 работает художественный совет. Его избирают тайным голосованием. Еще в советское время обязательным условием существования театра было наличие худсовета, который решал, ставить ли спектакль. Изменилось время, во многих театрах такие советы исчезли, а у нас остался. Раньше туда обращались по творческим вопросам, а сейчас мы стали там и вопросы финансирования решать. Недавно театр получил президентский грант на развитие творческих проектов — 26 млн 250 тыс. ежегодно в течение трех лет.
— На что он может быть потрачен?
— Это стимулирующая доплата творческому коллективу, то есть второй фонд оплаты труда. По положению, за счет гранта также можно приглашать художников, режиссеров.
— Может быть, худсовет решит все пустить на зарплату. Хотя, может быть, лучше было бы потратить миллионов пять на то, чтобы пригласить к постановке спектаклей в Омске ФОКИНА или ДОДИНА?
— А как вы угадали? Художественный совет легко согласился с тем, что надо энную сумму зарезервировать на приглашение режиссеров — таких как ДОДИН, ФОКИН, ТУМИНАС, с которыми ваш покорный слуга уже договаривается о постановках.
— Будут ставить или показывать?
— Посмотрим. В мае 2013 года «Золотая маска» в Омске будет сопровождаться гастролями театра имени Вахтангова. А мы должны поехать к ним. Афиша следующего фестиваля «Академии» будет посвящена Достоевскому. Спектакли по Достоевскому и о Достоевском со всей Европы и России.
— Как вы относитесь к фестивалю «Солнцестояние», который недавно прошел в Окуневе? Может быть, стоить развивать и это направление?
— Я встречался с владыкой ВЛАДИМИРОМ и мы говорили о том, надо или не надо проводить этот этнофестиваль. Владыка сказал, что свои идеи навязывать или запрещать никому не будет. Если хотите мое мнение, министерству надо об этом подумать, если есть такой многолетний интерес к фестивалю. В принципе, можно сделать его очень значимым для региона. Люди туда едут со всего мира.
— Год или два назад проходило обсуждение бренда Омской области. Там участвовали БЕСШТАНЬКО, МУРАЕВ и прочие. Мы тогда предложили присудить звание заслуженного деятеля культуры Омской области Михаилу РЕЧКИНУ. Ведь благодаря прежде всего его усилиям бренды «Окунево» и «Пять озер» стали всероссийскими.
— У вас есть такая возможность — от имени редакции выступить с этой инициативой, а министерство культуры может поддержать. Очень много людей у нас в регионе, которые несут вполне здравые мысли, хотя при первом приближении думаешь: «Это человек со странностями, не стоит с ним общаться».
— В Минкультуры есть уполномоченный орган по охране памятников культурного наследия. Вы уже вникали в эту тему?
— Все, что у нас происходит с памятниками археологии и архитектуры, незаконным сносом и строительством, — для меня очень больная тема. Я занимался этим вопросом, когда жил в Казахстане – в советское время создавал там первую инспекцию по охране памятников. Проблем много и в регионе, и в городе. У меня есть цифры, которые сегодня, может, и не стоит озвучивать — о том, сколько в Омской области памятников археологии до сих пор не поставлено на учет. Я знаю все эти «болячки» по памятникам. В первый же день работы министром культуры у меня уже были представители строительных организаций с просьбами исключить из реестра культурного наследия тот или иной объект. Проблемы есть и в управлении охраной памятников. У нас есть большая армия ученых людей, которые заинтересованы в том, чтобы навести здесь порядок. Мы внесли изменения в структуру управления охраны памятников и будем теперь думать о том, кто возглавит это ведомство.
— Известно, что минкультуры при прежнем областном правительстве подало несколько исков к собственникам памятников архитектуры о несоблюдении охранных обязательств.
— Сегодня на стол мне легла справка из прокуратуры Омской области о проверках соблюдения законодательства об охране памятников. Справка удручающая — замечание как в адрес министерства культуры, так и собственников. У нас 600 памятников архитектуры поставлены на учет, и на них выданы гарантийные обязательства по сохранению, ремонту и реставрации. А проверок в 2012 году не было и шести. В планах на следующий год — провести не менее ста таких проверок, но для этого катастрофически не хватает людей и средств. Мы будем обращаться в федеральный Минкультуры по этому поводу. Я думаю, есть выход из этой ситуации. Надо, чтобы при управлении охраны памятников существовала не коммерческая структура, а государственная. За оформлением разрешений сейчас нужно идти в различные ООО, которые за миллионы рублей делают то, что нужно заказчику. Если это будет государственное предприятие, то там будут совершенно иные правила и тарифы.
— В свое время был снят с репертуара Пятого театра спектакль «Норд-Ост» — после того, как, говорят, являвшийся в то время министром культуры Владимир ТЕЛЕВНОЙ пришел на премьеру. Как вы считаете, нужно ли снимать с показа скандальные спектакли или нельзя власти так грубо вмешиваться?
— Я с этой темой знаком. ТЕЛЕВНОЙ спектакль не запрещал. Премьера состоялась. Но коллектив театра и директор сами решили спектакль заморозить и дальше пока не показывать. Работа над спектаклем продолжается, и премьеру вы увидите. Сам я не видел спектакля и ничего не могу сказать — что там такого крамольного. Скорее всего, а такое часто случается, коллектив сам понял, что спектакль сырой, нуждается в доработке.
— У Паркинсона есть известный закон: чем комфортнее в организации, тем хуже она работает. Сейчас создается впечатление, что Драма слишком хорошо стала жить. В итоге за последнее время, на наш взгляд, стало слишком много незапоминающихся спектаклей. Впечатление, что театр стареет, труппа – захвалена. Здание отремонтировано, директор – мощный менеджер, но смотреть-то нечего. Ярких спектаклей нет.
— Я не совсем с вами согласен. С появлением Георгия ЦВХИРАВЫ в театр пришли такие театральные художники, как Александр ОРЛОВ, Эмиль КАПЕЛЮШ. Пришли режиссеры, которые молоды и на слуху. Я хочу, чтобы Георгий еще долго у нас работал. Он очень хорошо сегодня ведет труппу как главный режиссер, а это большая работа. Сегодня в российских театрах главных режиссеров почти нет, за исключением худруков, которые на слуху: ТАБАКОВ, ЗАХАРОВ, ВАСИЛЬЕВ... Институт главных режиссеров умер, и то, что у нас в театре он есть – это благо. Сейчас Георгий ставит спектакль «Бег», уже идут репетиции. АЛЕКСЕЕВ будет играть Чарноту, ОКУНЕВ — Хлудова Что касается возраста артистов, Георгий как режиссер четко понимает, что труппа стареет. В начале нового сезона театр принял семь молодых артистов. Мы провели что-то вроде кастинга: пригласили человек 30 артистов из Москвы, Новосибирска, Красноярска и из них выбрали одного. Взяли троих выпускников нашего Института культуры и искусств с курса Моисея ВАСИЛИАДИ, они у нас в театре уже три года отработали. Из Саратова двоих парней берем. И еще одну интересную девушку.
— Как обстоят дела с театром «Галерка»?
— Есть проблема, вы знаете. Я там уже провел собрание как министр. Прежнее руководство казалось бы сняло все вопросы, но родились новые жалобы. Я не гарантирую, что это наше последнее собрание – решающее, и все будет хорошо. Возможно, останутся недовольные, которые будут писать президенту и так далее.
— Там то же самое, что у ЛЮБИМОВА произошло?
— Не то же самое, но что-то близкое. Конфликт по оплате труда родился даже не в творческом коллективе, а в технической части театра. А сейчас это покатилось как снежный ком, даже за пределы коллектива. Я думаю, что ситуация исправима. Как министр, я уже подписал необходимый документ. Я сказал Владимиру ВИТЬКО: «Володя, ты не обижайся, но ты никогда не сделаешь шаг по исправлению ситуации, пока не получишь официального документа. Собери коллектив и порешай это все внутри». Есть моменты, которые он должен исправить. В системе культуры и искусства тоже нужно соблюдать Трудовой кодекс. Плюс к этому семь лет «Галерка» работает без площадки. Это очень сложно. Надо отдать должное ВИТЬКО, у него еще все это не просто теплится, а горит. Это его детище, он создал театр 22 года назад.
— На том месте, в бывшем ДК «Юность», где была «Галерка», ее не будет?
— Этот вопрос не снят с повестки дня. Вроде бы год назад Владимиру Алексеевичу удалось решить с федеральным министром, что на 2013 год будет выделено 300 млн рублей по федеральной целевой программе на капитальную реконструкцию и строительство театра «Галерка». Тогда Леонид Константинович ПОЛЕЖАЕВ сказал, что, раз Федерация дает деньги, то область будет софинансировать. На проект нужно 551 миллионов. Когда я шел на пост министра, то почему-то думал, что с этим все решено. За день до назначения попросил познакомить меня с федеральной целевой программой, и увидел, что из 200 млрд рублей по России, Омской области выделено 500 млн – на Птичью гавань и строительство библиотеки по программе ПУТИНА. И все! Никакой «Галерки» там нет. Когда стало ясно, что Федерация не включила ее в программу, какая может быть речь об областном софинансировании? При формировании бюджета на 2013 год эти вопросы будут рассматриваться. Но я не уверен, что деньги дадут в полном объеме.
— Но весной на областном градсовете обсуждалось, что нынешним летом уже начнутся работы.
— Я тоже эту информацию читал и думал, что дело пошло. Но дело не пойдет – средств нет. Проект утвердили, он прошел экспертизу. Но сейчас все заморожено и стоит под охраной.
— Говорят, вы не любите тех, кто критикует спектакли Омской драмы?
— Не совсем так. Я за то, чтобы критиковали не по-дилетантски. Если вы выступаете в роли критика, то профессионально сделайте разбор. Я всегда приглашаю критиков прийти в труппу и поговорить с теми, кто делает спектакль, на профессиональном языке. Никто не хочет – ни один из тех, кто себя называет профессиональными критиками нашего региона. Раньше это живое общение было. А пересказать спектакль и в двух предложениях выразить что-то свое – это неправильно. Конечно, министр за два-три месяца не возродит секцию критиков. На это нужно время. Это профессия.
— Нас просили областные библиотекари задать вопрос. Они видят, как комплектуются детскими книгами сельские библиотеки, и приходят в ужас. Новые книги и переиздания не приходят.
— Раньше была отлаженная система, был библиотечный коллектор, и весь этот процесс шел централизованно. Сегодня этого нет, но на комплектование книжных фондов и федеральные, и областные деньги есть. То есть это консолидированный бюджет. Областная детская библиотека сама комплектуется, библиотека Пушкина – то же самое и т.д. Вы знаете, в чем еще я вижу проблему? Это издательская деятельность.
— В книжном магазине новых детских книг – просто масса.
— Есть книги? Ну, тогда это проблема библиотек. Нет такого, как раньше было, когда начальник управления определял, сколько чего брать. Сегодня деньги отпускаются, и районные библиотеки сами покупают литературу.
— Но библиотекари все-таки говорят, что деньги не отпускаются.
— Буквально два дня назад мы с замом по финансам, которая, кстати, остается и будет работать, говорили как раз о комплектовании. О том, что деньги в районы на цели комплектования уходят, – это факт. По вашему вопросу я предметно займусь – что, где и как.
— Что покажет в Омске осенью Новосибирский театр оперы и балета?
— Они хотят заехать к нам с несколькими концертами. Это может быть даже какая-то опера, но в концертном исполнении. Начать они хотят с Концертного зала. Возможно, потом они представят и оперу, и балет. Сейчас у них в театре классный, европейского уровня, дирижер в симфоническом оркестре. Его продюсирует английская компания. Будем смотреть, слушать и учиться.
— В СМИ писали, что в Музыкальном театре вроде бы воцарился некий тоталитарный режим со стороны руководства.
— Я в курсе всех этих публикаций. Это все сугубо индивидуальное дело. Во всем, что касается творческих коллективов, сегодня, на мой взгляд, законодательство РФ сильно отстает. Раньше все было регламентировано, прописано, существовали комиссии о творческих спорах при министерстве культуры. А сейчас остался только Трудовой кодекс. Бывают вопросы, когда необходимо поддерживать творческую дисциплину на высоте. Как говорил СТАНИСЛАВСКИЙ, театр – это военный корабль, и дисциплина там должна быть, как на военном корабле.
— Леонид ПОЛЕЖАЕВ возглавил культурный фонд «Духовное наследие». Есть ли ему и его фонду место в культурной жизни региона?
— Переговоров у меня ни с Леонидом Константиновичем, ни с исполнительным директором фонда, не было. Я про этот фонд знаю не больше вашего. Считаю, что отношения с фондом у нас должны быть. Если у них финансирование будет, почему бы не сотрудничать с такими людьми? Если это серьезные проекты… А Леонид Константинович не способен на какие-то мелкие акции.
— Готовы ли вы закручивать гайки на посту министра культуры? К примеру, глава управления по делам печати начал с непопулярных мер. Губернатор НАЗАРОВ на последней пресс-конференции заявил, что он тоже готов к таким же мерам.
— В своей практике больше внимания буду уделять селу. Насколько я знаю, такое настроение и в целом у нового кабинета министров. Я почти в селе родился, начинал свою деятельность с заведующего сельским клубом, процентов на 50 знаю нынешнее положение там. У нас сейчас, например, огромная проблема, связанная с пожарными нормативами. МЧС приезжает, закрывает клуб и выписывает штраф на 300 тысяч отделу культуры. Да у того весь бюджет 300 тысяч! И тут же предписание – сделать пожарную сигнализацию. Бывает, пишут, что надо автоматическую систему пожаротушения сделать, в то время как в этом селе водопровода даже нет.
— Насчет отношений с МЧС. Вот владыка ВЛАДИМИР судился с ними по Ачаирскому монастырю и выиграл.
— А у нас пока тенденция: лучше не судиться. Из бюджетных денег заплатят штраф и думают, что больше не придут. А они придут и еще раз выпишут. Я хорошо знал ГУРЖЕЯ. Ходил к нему, общался. Когда Славу ПОЛУНИНА решили привезти в Музыкальный театр – там ведь в «Снежном Шоу» все огнеопасно. Я предложил МЧС вместе спектакль провести. Поставили пожарные машины, всю безопасность обеспечили и несколько спектаклей дали. Все можно решать, договариваться. Я пока лично не знаком с новым начальником МЧС КОРБУТОМ. Но знакомиться буду.
— Откуда берется и куда девается букет от губернатора Омской области на премьерах?
— Экс-губернатор был председателем творческого совета театра. Поэтому корзину эту покупал театр. После того как корзину выносят на сцену и занавес закрывается, ее разбирают артисты, занятые в этом спектакле. Порядок был заведен такой, что, если артисты на сцене не успели, то корзина выносится к служебному выходу, и все, уходя, берут из нее цветы.
— Каков собственный доход драматического театра?
— Собственные доходы в Драме – около 30 млн рублей в год. Это сверх заявленного ранее мною бюджета вместе с грантами в 100 миллионов. Доход от продажи билетов – до двух миллионов в месяц.
— Как вы оцениваете театральную публику?
— В театре работает отдел маркетинга, который постоянно мониторит зрителя: анкетирование, кассы, электронная продажа, бюджет. Есть, к примеру, указ о льготной продаже билетов молодежи (учащиеся средних и высших заведений получают скидку 50%), так что их число учитывается. И мы видим — публика стареет. Стало меньше учащихся средних школ, старшеклассников. Возможно, причина в том, что не стало завучей по внеклассной работе.
— Мир БЫВАЛИН возглавит Драму?
— Сегодня он — исполняющий обязанности. Все, что касается их творческого союза с главным режиссером, там вопросов нет. Десять лет Мир Неонович вел внутреннюю и техническую политику – все было завязано на нем. Но за спиной директора работать – это одно. Сейчас я хочу и сам понять, и чтобы коллектив понял, может ли он справиться на первой роли, когда уже не на кого переложить ответственность.