До прошлого года отдел, который занимался безопасностью и организацией дорожного движения, находился в структуре департамента дорожной деятельности, а когда дорожный департамент был расформирован, то часть функций была передана департаменту транспорта. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил Олега ОСИНСКОГО, что было сделано его департаментом в сфере безопасности дорожного движения за год, выяснил, почему не удалось добиться значительного увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, и поинтересовался, как городская власть планирует справляться с ежегодно растущим потоком автотранспорта на омских улицах.
— Олег Иванович, вроде бы и мероприятий по регулированию дорожного движения было проведено много, о них постоянно сообщали и «КВ», и другие омские СМИ, однако результат получился не очень зримым. Почему так?
— Мероприятий мы провели действительно много. И результат вроде бы есть. Но он действительно, как вы сказали, не слишком заметен в масштабе города-миллионника. Честно говоря, сил у нашего отдела явно не хватает, хотя мы и собрали туда исключительно энтузиастов. Но 12 энтузиастов на весь город не хватит. Городу нужен не отдел, а центр организации и безопасности дорожного движения. На дорожную обстановку влиять можно. И результат, как показывает практика, есть. Но это должны быть не разовые мероприятия, а постоянный процесс. Не так, чтобы отрегулировали перекресток, а через неделю все опять стоит. Нужна автоматическая система, оборудованная камерами слежения. А мы сейчас самым примитивным образом стоим на перекрестках и вручную считаем машины, пешеходов, замеряем длину пробки. Выезжает весь отдел и считает. Зимой, лето, осенью, в жару, в дождь, в любую погоду. Единственный индикатор, которым мы сегодня располагаем, — сервис «Яндекс.Пробки».
— Если не ошибаюсь, нынешним летом вы говорили о том, что осенью «Зеленая волна» заработает...
— 30 светофорных объектов от городка Нефтяников до ж/д вокзала мы уже объединили автоматической системой диспетчерского управления. Сейчас система находится в стадии тестирования. Мы можем включить ее хоть завтра, предварительные расчеты, выполненные проектным институтом, у нас есть, но программный комплекс, на наш взгляд, нуждается в корректировании, наполнении более свежими данными, чтобы «Зеленая волна» не просто заработала, а улучшила ситуацию.
— Объединили светофоры кабелем?
— Оптоволоконным кабелем. В большинстве городов сначала подключали светофорные объекты по каналам передачи данных сотовых операторов, а теперь многие тоже на оптоволокно переходят. Проблема в том, что оборудование базовых станций всех операторов связи настроено так, что приоритетом обладает голосовой трафик, а технические данные передаются уже по возможности.
— И выбрали партнером ООО «Омские кабельные сети»?
— Совершенно верно. Я не знаю предыстории этой компании и не хочу знать, если честно, я вижу, что есть сегодня. Я лично беседовал с руководством ОКС и видел их заинтересованность в проекте. А мы заинтересованы в тех людях, кто заинтересован в улучшении жизни в городе Омске. Нам на всю «Зеленую волну» в 2013 году было выделено всего 5 млн рублей. Сами понимаете, сразу рассчитаться мы не могли. Но мы рассчитаемся. А в 2014 году пойдем дальше.
— Так когда все-таки заработает «Зеленая волна»?
— К апрелю 2014 года точно заработает. А в течение 2014 года в эту систему мы подключим еще 30 светофорных объектов. Решение о выделении на эти цели еще 5 млн рублей уже принято. И светофорных объектов обязательно добавим. В этом году нам дали денег на 4 новых светофора, а мы установили 8. И до конца года, возможно, установим еще один светофор. Или даже два.
— Это как? Денег было выделено на 4 светофора, а вы установили 8? Или это уцененные светофоры?
— Нет, мы просто нашли спонсоров на 4 дополнительных светофорных объекта.
— Какие факторы больше всего влияют на пропускную способность улиц? Что нужно сделать в первую очередь?
— На пропускную способность влияет многое. Там очень большой ряд факторов. Один из самых важных — погодные условия. Нетрудно заметить, как только снег пошел — пробки в Омске 7-8 баллов. А вообще идеал в сфере безопасности — это магистрали непрерывного движения. В Омске их нет, к сожалению. Поэтому любое действие, которое приближает основные магистрали Омска к магистралям непрерывного движения, — это самые нужные мероприятия по регулированию пропускной способности улично-дорожной сети. Чем меньше будет затруднений для движения автомобилей, тем лучше.
— Какие участки улично-дорожной сети требуют сегодня к себе максимального внимания?
— Повторюсь, наши основные магистрали — Красный путь, проспект Маркса, проспект Мира и все пересечения с ними. У Пятого театра в прошлом году было 59 дорожно-транспортных происшествий. В этом году, когда мы запретили там левый поворот, автомобили биться перестали. Похожая ситуация в городке Водников, в направлении из центра левый поворот на 2-й Затонской. Там бились так, что на газон вылетали. Запрещаем левый поворот на 2-й Затонской, где справа остановка общественного транспорта, и разрешаем на 1-й Затонской. Ситуация сразу меняется кардинально. Хотя мы, конечно, не на статистику ориентируемся. Мы пытаемся понять причины возникновения ДТП. И стараемся причины устранять. Я не могу сказать, что мы кардинально улучшили дорожную ситуацию, поскольку это нереально, рост числа автомобилей продолжается, но мы своими мероприятиями хотя бы затормозили ухудшение.
— С какой динамикой в Омске прибавляется автомобилей?
— Порядка 5-7% в год. И темп прироста не снижается, а только растет. Машину сегодня можно купить даже за 40 тысяч рублей, и у кого еще нет автомобиля — тот его обязательно купит.
— Вас неоднократно критиковали за то, что вы убираете и пешеходные переходы...
— Мы не против пешеходных переходов, поверьте. За год мы организовали дополнительно 70 новых переходов. Но на внутриквартальных дорогах. На основных магистралях, я твердо убежден, необходимо придерживаться хотя бы требований ГОСТа. Ну не должны быть на проспекте Мира переходы на каждом углу. Какие пробки собирались из-за нерегулируемого пешеходного перехода у «Консум-Центра»? А сколько там травмировано пешеходов? Теперь мы этот переход убрали наконец-то. А вообще негативная реакция на любые наши инициативы — обычное дело. Сначала нас долго все ругают, а потом говорят: действительно, стало как-то лучше.
— Как рождаются предложения по запрещению очередного левого поворота, привычного для 100 местных автомобилистов и мешающего всем остальным? Вы катаетесь по городу и прикидываете, где бы еще что-то запретить?
— Да, и я, и все специалисты отдела безопасности ездят и фотографируют сложные участки. Потом мы формируем предложения, обсуждаем их коллективно, решаем, что можно сделать. Я не говорю, что мы никогда не ошибаемся. Мы ошибаемся. Но мы не тупицы, мы признаем свои ошибки и стараемся их исправить.
— Например?
— Полиберальничали, например, с левым поворотом к Главпочтамту на перекрестке Герцена-Интернациональная. Сделали лояльный запрет, чтобы можно было поворачивать вечером и в выходные. Не послушались специалистов ГАИ, предупреждавших нас, чтобы мы не либеральничали. А люди подумали: ну и ладно... и вообще наплевали на запрет. И стали в течение всего дня поворачивать. Пришлось исправляться. Теперь мы запретили там левый поворот вообще.
— Окончательное решение об изменениях в схеме движения принимаете вы?
— Конечно. Если я буду бегать к мэру по пятнадцать раз в день, чтобы внести изменения в схему движения, мы вообще ничего не успеем сделать. Вячеслав Викторович поощряет инициативу. И мне это нравится. Мы в этом году, кстати сказать, ряд улиц открыли для движения. Театральную возле ОмскВодоканала открыли, 20 лет РККА от Куйбышева до Богдана Хмельницкого, 11-ю Линию на участке от 20 лет РККА до Масленникова, Съездовскую у областного управления ФНС, улицу Бударина сделали проезжей, а Степанца — двусторонней.
— Не могу не спросить про перекрытие проспекта Маркса у «Голубого огонька». У водителей было много опасений...
— Основное было опасение — полный коллапс. Однако коллапса не произошло, как мы все сегодня видим. Ситуация контролируемая, развивается в полном соответствии с нашими расчетами. Мы же хорошо подумали предварительно, прежде чем принимать решение. Строили различные модели. Никто же не знал на сто процентов, как поведут себя омские автовладельцы. Мы и сегодня продолжаем внимательно следить за ситуацией на перекрестке Маркса — Масленникова.
— Какие ожидания у вас на 2014 год?
— По плану у нас открытие в 2014 году путепровода на улице Торговой, и в связи с этим есть желание улицы Торговую, Южную и Мельничную в Старом Кировске сделать двусторонними. Возможно, станция метро "Заречная" будет в будущем году «накрыта», и тогда, возможно, начнется реконструкция улицы Конева на участке от 70 лет Октября до 3-й Енисейской. Ожидания в целом позитивные.
— Ну и самый главный вопрос, который я оставлял напоследок: как омский муниципалитет планирует справляться с ежегодно растущим потоком автотранспорта на омских улицах?
— Будем развивать общественный транспорт. Другого варианта просто нет. Весь мир прошел через автомобильный бум, все страны наступали на одни и те же грабли, и ни одна не нашла решения лучшего для больших городов, чем общественный транспорт. И если мы не задумаемся об этом сейчас, то через несколько лет весь Омск встанет в большой пробке.