Все рубрики
В Омске четверг, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 104,2361    € 110,2041

Инна ПАРЫГИНА: «Из 126,8 млрд рублей, собранных на территории Омска в 2013 году, только 6,8 млрд поступило в бюджет города»

16 апреля 2014 13:32
0
3750

10 апреля на кухне в редакции «КВ» побывала вице-мэр города Омска, директор департамента финансов и контроля администрации Омска Инна ПАРЫГИНА. Инна Александровна ответила на вопросы журналистов «КВ» и рассказала о том, каким видит будущее ОАО «Омскэлектро», какие надежды мэрия возлагает на земли, отыгранные в суде у компании «РУСАНТОН», и зачем мэрия формирует целый ряд законодательных инициатив в части изменения налогового и бюджетного законодательства.

— Инна Александровна, первые три месяца исполнения бюджета, конечно, не показательны, но все же с какими результатами закончился квартал?

— Первые три месяца бюджетного года традиционно достаточно сложные, потому что в первом квартале, как правило, происходит провал по доходам. Расходных обязательств много, ведь не остановишь ни перечисление зарплаты, ни содержание учреждений, а все доходы — и годовые, и квартальные поступают, как правило, к концу апреля. В это время для исполнения собственных обязательств нам приходилось привлекать кредитные ресурсы, но буквально сегодня случилась долгожданная радость – стали поступать дополнительные доходы, которых мы ожидали. В том числе от ОмскВодоканала поступило более 200 млн рублей. Так что, думаю, в апреле мы ситуацию выправим, несмотря на то, что в первом квартале мы сдерживали наших получателей бюджетных средств, порой что-то не могли профинансировать, и наши обязательства уходили в кредиторку.

— Увеличение по арендной плате ОмскВодоканал заложил в тариф?

— Конечно.  Но рост тарифа для населения ограничен предельными индексами, и они за эти индексы в любом случае не выйдут. Кроме того, даже если бы мы не увеличили арендную плату, я сомневаюсь, что тарифы не достигли бы предельного индекса. Все регулируемые организации стараются обосновать расходы в тарифе по максимуму.

— Область сегодня на заседании регионального парламента существенно скорректировала план поступлений по налогу на прибыль. А город будет корректировать какие-то статьи доходов в ближайшее время?

— По налоговым доходам мы корректировать не будем, но будем корректировать планы по неналоговым доходам в сторону увеличения. Если вы знаете, 1 апреля вступило в силу окончательное решение по землям, которые находились в аренде у ФГ «РУСАНТОН», и теперь право распоряжаться ими возвращено муниципалитету. Мы ожидаем от этого крупного и привлекательного с точки зрения инвестиций земельного участка дополнительных поступлений. Но выставлять на торги мы планируем участок не цельным куском, а частями, для чего сформировали 17 участков. Я думаю, что в июле уже можно будет начать торги, тем более что желающих застраивать столь  привлекательную территорию уже большое количество. Это хороший участок, там и коммуникации есть, и расположен он на равнине. Разумеется, в связи с реализацией этих земель у нас возникнут и  обязательства по строительству дорог и объектов социальной инфраструктуры. При этом нужно отметить, что заявленное в свое время требование комплексного освоения территорий за счет застройщиков, с учетом возложения на них обязанности возводить социальные объекты, а также иную инфраструктуру, как известно, не выполняется, застройщики этого не делают. Потому мы в прошлом году  исключили это обременение по землям Первого планировочного района, что нам позволило увеличить стоимость продажи права аренды данного земельного участка. 

— Недавно мэрия опубликовала список крупных должников  бюджета среди строителей. Что это за практика, что она дает?

-  Это скорее метод морального воздействия. Крупному бизнесу, безусловно, не хочется, чтобы о нем появлялась такая информация. В целом для крупного бизнеса те вопросы, которые мы подняли на недавнем совещании по проблемам в строительной отрасли, некомфортны. Они не хотят раскрывать информацию о своих субподрядчиках, они понимают, что у них в номинальных субподрядчиках числятся фирмы из двух-трех человек. Так что мы стараемся воздействовать на них пока с точки зрения уговоров и договоренностей. К сожалению, у немалого количества предпринимателей считается достоянием, когда он уходит от налогов. И эту психологию нужно менять. Сегодня мы с должниками разговариваем вежливо, но если не будет никаких встречных движений, мы через законодательные инициативы будем добиваться введения более жестких проверок, жестких наказаний для нарушителей. Для нас это не только защита бюджетных интересов, но и защита интересов наемных работников. А публикация списка должников – это предпоследнее предупреждение, ведь до этого мы с  каждым неплательщиком работаем на различных комиссиях. И эта практика существенна,  так, за 2013 год около 70 млн рублей недоимки по налогам поступило именно в результате отработки с предпринимателями на комиссиях.

— Как вы оцениваете работу депутатов горсовета в составе совета директоров ОАО «Омскэлектро»?

— Присутствие депутатов в совете директоров необходимо в целях осуществления общественного контроля за имущественным комплексом предприятия, и я считаю это правильным. Тем более что мы с депутатским корпусом находимся в этом вопросе в конструктивном диалоге. Что касается новых членов совета директоров, пока мы с ними не проводили еще заседания совета, потому как мы еще готовимся, хотим поднять существенные вопросы, такие, как согласование процедуры привлечения дополнительных финансовых средств или согласование процедуры вхождения правительства Омской области в уставный капитал Омскэлектро. Мы ведем в этом направлении работу и считаем этот вариант перспективным, потому как он позволит нам достаточно серьезно снизить размер кредиторской задолженности. Если у нас все получится, то к концу года мы на 500 — 600 млн рублей сможем сократить размер кредиторской задолженности, и в принципе этого будет достаточно, чтобы предприятие больше не трясло и оно стабильно работало.

— А вот от членов совета директоров из числа депутатов звучало мнение, что как ни крути, все решения принимают по итогу администрация, мэр, за которыми находится право решающего голоса.

— Я уже говорила не раз о том, что в совете директоров Омскэлектро мэрия еще ни разу не воспользовалась правом решающего голоса. Да, решающий голос за председателем совета директоров, и им единогласно избрана я, администрация города имеет право воспользоваться этим правом в случае равенства голосов. Но я этим правом ни разу не пользовалась. Мы всех членов совета всегда выслушивали, независимо от их убеждений, от интересов и представлений отдельных бизнес-структур. Мы находили компромисс и принимали решения большинством голосов.-

— Председатель финансово-бюджетного комитета горсовета Юрий ФЕДОТОВ не раз предлагал найти и наказать виноватых — тех, кто довел предприятие до этого состояния. Мэрия этим готова заниматься?

— Мы с ним согласны и сделали все от нас зависящее. Горсовет направил в правоохранительные органы акт проверки предприятия Контрольно-счетной палатой, а мы от мэрии направили обращения и в прокуратуру, и в Следственный комитет, указав на то, что на протяжении пяти лет размер кредиторской задолженности вырос неадекватно размеру дебиторской задолженности, и попросили разобраться, в чем же дело-  в действиях бывшего руководства или администрации города, или в тарифах, установленных на тот момент РЭК.

— И?

— Разбираются. Вы же понимаете, что быстро такие проверки не происходят.

— Вы, как финансист, прекрасно должны понимать причины того, как Омскэлектро оказалось в таком положении. Лично вы в чем видите эти причины?

— Если вы помните, я в составе областного минэкономики курировала этот вопрос, и с самого начала видела, как все это происходило. Когда формируется тариф, самое важное — натянуть по максимуму на себя инвестиционное одеяло. На тот момент расходы инвестиционного характера предусматривались в основном в тарифах МРСК Сибири. А Омскэлектро, по сути, не доставалось ничего, кроме амортизационной составляющей. С конца 2012 года мы резко изменили эту ситуацию, и часть расходов уже была включена в тариф Омскэлектро, при  этом общая составляющая котлового тарифа не изменилась. Дело еще и в том, что чем больше сетей, а у Омскэлектро как раз бесчисленное множество сетей и подстанций понижающего вида, тем больше средств тратится на их содержание. До такого состояния предприятие, я считаю, довело недофинансирование, в том числе и по тарифной составляющей. Ну и много было вопросов к работе самой компании в плане потерь электроэнергии в сетях. Не только физические, но и юридические лица использовали различные механизмы, чтобы не показывать реальные объемы потребления. В 2013 году Омскэлектро серьезно занялось этим вопросом и начало отключать таких потребителей или ставить коммерческие приборы учета, на которые, грубо говоря, не поставишь магнит, и предприятие впервые за много лет вошло в плановый размер потерь, установленный РЭК. Так что проблемы были и в недофинансировании, и в потерях.

— А что происходит с бесхозяйными электросетями?

— Мы за счет бюджета их по максимуму стараемся оформить. Процедура акционирования нам позволила передать их в ОАО, и расходы на обслуживание этих сетей теперь предусматриваются в тарифе. Нельзя сказать, что мы уже все охватили, но работа идет.

— Когда мэрия говорит о том, что она претендует на поддержку вышестоящих бюджетов, ее обвиняют в иждивенчестве. Как вы реагируете на подобное?

— Если таким образом оценивать нашу работу, то можно сказать, что в России в целом неэффективные межбюджетные отношения. Посмотрите сами: с 2000-го по 2004 год в доход  местных бюджетов зачислялось порядка 14% всех доходов, собираемых на территории, а в 2013 году было зачислено всего 5,4%. Из 126,8 млрд рублей, собранных на территории, только 6,8 млрд. поступило в бюджет города Омска. Это говорит о том, что нас стимулируют к обоснованию своих расходов с точки зрения социальной, бюджетной эффективности. И на это федеральное правительство и рассчитывает – все субъекты и муниципалитеты должны научиться верно расходовать бюджетные средства.  Была выстроена четкая вертикаль зависимости. Мне хочется надеяться, что в скором времени будет какое-то послабление местным бюджетам в отношении большей самостоятельности. И скорей всего, учитывая, что Минфин РФ ведет большую работу на предмет укрупнения субсидий, дело идет к этому.

— Рита Францевна у нас на посиделках говорила, что город лукавит: мол, у них отняли какие-то доходы, но и полномочия по здравоохранению, образованию и так далее сняли

— У субъекта тоже перераспределяются полномочия. Вспомните, до 2012 года органы полиции содержались за счет субъектов, органы ветеринарного надзора и так далее. Безусловно, когда Федерация  перераспределяет полномочия, она перераспределяет и источники доходов на исполнение этих полномочий. При передаче здравоохранения на уровень субъекта в 2012 году нам передали полномочия по зарплате педагогических работников и наделили отрицательным трансфертом. Так что мы не получили неслыханного счастья, а получили потери на 300 млн рублей. Кроме того, нас тогда серьезно подкосила вступившая в силу обвальная кадастровая оценка.  По результатам этой оценки мы опосредованно на 2,5 млрд рублей в год субсидируем наш бизнес, недополучая земельные платежи. Более 3 млрд рублей земельного налога поступило в 2011 году, а в текущем году мы планируем меньше 1 млрд рублей. Мы не смогли своевременно очухаться, не приняли сразу мер по исправлению ситуации, но затем все же встали на жесткую позицию по оспариванию кадастровой стоимости отдельных земельных участков, и нас суды поддержали на всех уровнях. Приходим к выводу, что по сути некоторые наши оценщики ведут не совсем добросовестную работу. Думаю, сейчас мы наберем определенный материал, а потом будем обращаться в СРО этих оценщиков с требованием лишить их лицензии. Проводя не совсем честную оценку, делая «добро» бизнесу, эти оценщики наносят непоправимый урон бюджету.

— Получается, что миллиарды город потерял по итогам последней кадастровой оценки, но эти средства практически нигде не проявились, бизнес никуда их не вложил.

— Да в том-то и дело, что практически нигде ничего не расцвело и не развилось. Объемы промышленного производства в Омске превышают среднероссийские показатели, в частности, потому что у нас нефтезавод. Это дает определенный положительный имиджевый эффект, нефтезавод производит продукцию на всю Россию. Кадастровая стоимость земель под нефтезаводом была снижена, но в итоге предприятие в объемах приросло. А вот немалая часть бизнеса, которой существенно скостили земельный налог, адекватно за это время не  приросла.

-  Объем производства в Омске самый высокий, а вот бюджетная обеспеченность на душу населения — самая низкая. Это несоответствие ведь налицо,  и городские власти должны что-то делать с этим.

— Абсолютно согласна с вами в том, что нас не может устроить такой размер доходов местного бюджета. И ряд мер, направленных на пополнение доходов городской казны, мы уже приняли. В прошлом году мы запустили проект закона о внесении изменений в начисление налога на прибыль, мы предложили те 2%, которые зачисляются в федеральный бюджет, отдать местным бюджетам. Для нас это серьезная сумма, более 1 млрд рублей. Но до настоящего времени региональный парламент не дал ход нашему законопроекту, не направил его в Госдуму РФ. Кроме того, мы сейчас подготовили пакет изменений в областной законопроект о патентной системе налогообложения, и нам область уже пообещала в мае вынести его в Заксобрание. Мы хотим скоррелрлировать часть показателей, чтобы нашему малому бизнесу стало выгодно покупать патент. Патент удобен тем, что не нужно большое количество документов собирать, не нужно отчитываться, так что для микробизнеса это будет комфортно. Наконец, мы подготовили в защиту наших предпринимателей еще один законопроект – в отношении продления спецрежима в виде ЕНВД. И думаю, нам нужно будет сильное лобби, поддержка других регионов, чтобы этот проект запустить. Я уверена, что консолидированная инициатива из регионов должна иметь право на жизнь. А сейчас если какое-то федеральное министерство против, то провести законопроект из региона — дохлый номер.

Наш бизнес обеспокоен сейчас и теми изменениями в федеральное законодательство, которые обяжут платить налог на имущество тех предпринимателей, которые используют упрощенную систему налогообложения. Здесь важно найти компромисс, чтобы бизнес не стал делиться на мелкие ИП и тем более не стал закрываться от непомерного дополнительного бремени. Так что будем думать, что здесь можно сделать.

— Есть у вас прямые контакты с другими муниципалитетами, возможность координировать друг с другом законодательные инициативы?

— Мы активно работаем в рамках АСДГ, я работаю с сообществом финансистов. По законопроекту о налоге на прибыль через это сообщество меня поддержали и центральные города России. Есть общее понимание вопросов, в частности, о том, что нужно отменить льготы по земельному налогу на федеральные земли. У нас до сих пор земли под судами, тюрьмами, инфраструктурными объектами освобождены от налогов. Но есть надежда, что с 2015 года федеральный центр отменит льготы по таким землям. Для нас это будет неплохая прибавка к доходам — порядка 170 млн рублей. Не секрет, что отдельные федеральные структуры еще и уходят от уплаты налогов, например, тот же аграрный университет.

— Почему бы мэрии не провести среди микробизнеса своего рода ликбез: разбить город на небольшие территории, поручить сотрудникам обойти каждый торговый комплекс, каждую точку. И рассказывать предпринимателям, какие плюсы они получат от того, что  станут работать легально. Заинтересовать их, рассказать, что не все так страшно.

— Нужно понимать, будет ли эффект от этой работы. Инфраструктура поддержки бизнеса создана в Омске, разъяснительная работа ведется. Я, к примеру, хожу в парикмахерскую и спрашиваю: девочки, а вы вообще оформлены? Они говорят, нет, по 12 лет работаем, не оформлены. Я им говорю, понимаете, вы уйдете на пенсию, не имея ни одного года стажа, и будете получать пять тысяч. А они говорят – закон так быстро меняется, нас не бросят. Так что свое положение должен трезво оценить еще и сам работник. Я думаю, предприниматели, работающие в теневом секторе, задумаются только тогда, когда начнется активная работа по ликвидации нелегального бизнеса. Так что в отношении такого бизнеса мы сейчас занимаем достаточно агрессивную позицию.

— Но пряник ведь тоже должен быть!

— Мы подумаем на этот счет, разработаем, возможно, комплекс мер.

— В работе с горсоветом не складывается ли у вас ощущение, что часть депутатского корпуса испытывает к вам легкую личную неприязнь?

— Я не ощущаю этого. Сколько людей, столько и мнений, и в любом случае нам важно договариваться. А неприязнь может быть тогда, когда человек не понимает, к чему его склоняют. Когда мне удается ясно и понятно рассказать, почему мы предлагаем поступить так или иначе, это  сразу меняет отношение. Горсовет у нас достаточно разношерстный, и мне важно депутатов обучить, скажем так, искусству распределения разочарований – процессу формирования бюджета.

— Директор департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ на этой неделе доложил, что предусмотренных в бюджете средств на компенсацию перевозчикам разницы в тарифе хватит до мая. А повысить плату за проезд обещают не раньше июля. А два месяца между ними каким образом закрывать будете?

— А на эти два месяца мы будем изыскивать средства из собственного бюджета, понадобится примерно около 100 млн рублей. Надеемся за счет земель, освобожденных от ФГ «РУСАНТОН», привлечь эти деньги.

— Область выделила на компенсации городским перевозчикам 100 млн рублей из 150 обещанных. Почему?

— Оставшиеся 50 млн будут выделены в ближайшее время, средства на автобусы были выделены, а эти 50 млн приходятся на электротранспорт, там понадобились определенные корректировки в процедуре распределения субсидий.

— Как город борется с теми арендаторами муниципальных земель, у которых участки по несколько лет простаивают и свои обещания по застройке они не выполняют?

— Нам очень не нравится, что весь город у нас в заборах, за которыми заросли или автостоянки. Если не ошибаюсь, порядка семи договоров аренды депимущества расторг через суд. Эта работа будет продолжаться. А в целях стимулирования освоения территорий мы хотим отменить льготный коэффициент 0,25 к ставке арендной платы на период строительства, если 3- летний срок истек. Но здесь нам нужно договориться с областным правительством, потому как по неразграниченным землям принимают решение они. Пока они нам отказали. Наверное, не должным образом обосновали.

Обязательства мэрии по выполнению капремонта по судебным решениям превысили 12 млрд рублей. Мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ на оргкомитете по подготовке к 300-летию заявил, что если у Омска будет хотя бы по одному миллиарду в год на эти цели, то ситуация станет не такой напряженной. А как вы видите решение проблемы? Вообще каково будущее муниципалитета с таким объемом исполнительных листов?

—  Мы можем включать расходы, в том числе и на гашение исполнительных листов, но ни в коем случае не выходя за параметры бюджета, не превышая размер дефицита. Я абсолютно согласна с Вячеславом Викторовичем в том, что. если нам по одному миллиарду в год будут выделять на решение этой проблемы, мы выполним первоочередные работы.  Эти листы как снежный ком накапливались долгое время, и обвинять в этой ситуации городские власти не совсем корректно.

— Городские власти должны привлекать дополнительные доходы.

— Чем мы и занимаемся. Когда Вячеслав Викторович приглашал меня на эту должность, он сразу поставил две задачи:  привлекать дополнительные доходы и рачительно расходовать бюджетные средства. В 2012 году мы дополнительно мобилизовали более чем 900 млн доходов, не без участия регионального минимущества, если вы помните, они тогда землю под "Икеей" продали. А в 2013 году за счет дополнительных мер получили более 480 млн рублей, и нам это позволило нивелировать невыполнение плана по земельному налогу, ЕНВД и НДФЛ.

— Город никак не проявляет свою позицию по поводу переформатирования метро в легкорельсовый транспорт. Вы же, как финансист, прекрасно понимаете, какая финансовая нагрузка ляжет на город, если, не дай бог, будет достроено метро?

— Да, это будут колоссальные расходы.

— Инна Александровна, как вы относитесь к критике в СМИ в свой адрес?

— А мне кажется, СМИ уже давно меня не критикуют. Пока я не была публичным человеком, я вообще хорошо себя чувствовала, не замечала неубранного снега, грязи на дорогах, теперь все это, увы, вижу. Поначалу журналисты действительно меня публично активно по любому поводу критиковали, это наверное, была некая проверка на вшивость. А сейчас этого нет, может, устали, может, я изменила поведение. За последние полгода не видела, чтобы меня критиковали. На самом деле сначала  очень переживала, а сейчас, как Виктор Иванович сказал,  слегка «забронзовела», и теперь уже к этому отношусь легче, с долей самоиронии.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.