САРОЯНА – к трем годам, а также назначили штраф 18 млн рублей каждому подсудимому
В четверг, 5 марта, судья Советского районного суда Руслан АБУЛХАИРОВ вынес приговор по уголовному делу экс-заместителя министра строительства и ЖКК Омской области Михаила ТЮФЯГИНА и замдиректора ООО «Ремдорстрой» Норика САРОЯНА.
Напомним, что ТЮФЯГИНА обвиняли в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ), превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) и получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) за содействие в победе в ряде конкурсов. Соответственно, САРОЯНУ вменяли в вину дачу взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) в виде автомобиля Toyota Highlander. Прокурор Дмитрий КАЗАННИК требовал для ТЮФЯГИНА наказания в виде 9 лет 6 месяцев колонии строгого режима, а для САРОЯНА – 7 лет 6 месяцев. Адвокаты подсудимых Андрей ХАБАРОВ, Наталья РОМАНОВСКАЯ и Юлия БОРОДИХИНА настаивали на том, чтобы ТЮФЯГИНА и САРОЯНА полностью оправдали.
Без превышений и злоупотреблений
Судья констатировал, что обвинение ТЮФЯГИНА по статье о злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ) было признано несостоятельным еще на этапе прений. Изначально, по версии следствия, Саргатское дорожное ремонтно-строительное управление снялось с торгов по строительству дороги Петровка – Калиновка в 2010 году после того, как ТЮФЯГИН стал давить на руководителя этой организации. Из показаний ряда свидетелей в суде, в том числе и директора Саргатского ДРСУ Евгения ОБРЫВАЛИНА, следовало, что организация была на законных основаниях отстранена от участия в конкурсе, так как указала в заявке недостоверные сведения. ТЮФЯГИН даже не то чтобы не вредил деятельности Саргатского ДРСУ, но и нашел для организации альтернативную подработку на субподряде на этом же объекте.
По статье о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) судья также принял решение вынести оправдательный приговор для ТЮФЯГИНА «в связи с неустановлением события преступления». Напомним, что, по версии следствия, ТЮФЯГИН, будучи главой Саргатского района, увел из жилищного фонда Омской области объект недвижимости стоимостью 2 млн рублей, незаконно включив его в программу по переселению граждан из аварийного жилья. Фактически дом не подходил под требования программы. В суде было установлено, что ТЮФЯГИН не имел никакого отношения к выполнению и оплате договоров, так как администрация Саргатского района не являлась стороной по контракту.
Надавил на брата
А вот по факту взятки судья Руслан АБУЛХАИРОВ признал, что обвинение доказано полностью и установлена прямая заинтересованность ТЮФЯГИНА в победе именно «Ремдорстроя» в конкурсах. При этом судья всегда особо акцентировал внимание на том, что ТЮФЯГИН и САРОЯН давали показания в суде по заранее подготовленным письмам и заметкам, и почти все их доводы назвал лишь «способом защиты». Судья также напомнил, что САРОЯН всегда отказывался отвечать на вопросы суда, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ (никто не обязан свидетельствовать против себя).
ТЮФЯГИН в суде утверждал, что по торгам по строительству дороги Петровка – Калиновка выполнял указ министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виталия ЭРЛИХА, так как стройка производилась в рамках проекта «Биокомплекс». Из показаний множества свидетелей следовало, что общение с потенциальными участниками торгов должно было производиться только в формате гласной переписки в Интернете. В противном случае проведение торгов становится бессмысленным. Но, как было доказано обвинением, выполнение приказов министра обернулось лоббированием ТЮФЯГИНЫМ интересов САРОЯНА.
Генеральный директор ООО «Титан-Агро» Юрий СУТЯГИНСКИЙ так и говорил в суде, что ТЮФЯГИН просил его помочь с устранением конкурентов «Ремдорстроя» – ООО «СибРос» и ООО «Омская строительная компания-2000», входящую в группу компаний «Титан». Но СУТЯГИНСКИЙ отказался. Судья отметил, что такой факт подтверждается еще и телефонными переговорами ТЮФЯГИНА и САРОЯНА, где последний просит чиновника надавить на руководителя «СибРоса» Арамика ГРИГОРЯНА. Причем, как выяснилось в суде, ГРИГОРЯН приходится братом САРОЯНУ. Впрочем представители «СибРоса» в суде утверждали, что в торгах не смогли поучаствовать из-за плохого интернет-соединения в день принятия заявок. Этот довод, как констатировал судья, опровергается показаниями представителя интернет-провайдера ООО «Т-Сервис», который заявлял, что никаких проблем со связью в тот период зафиксировано не было. Кроме того, плохой Интернет почему-то не помешал «СибРосу» выигрывать в тот период в других торгах. Фактически получается, что по своей воле в торгах не стало участвовать только ООО «Научно-производственное объединение «Мостовик», представители которого рассудили, что выгоднее все силы сконцентрировать на строительстве олимпийских объектов в Сочи.
«Нелогично, надуманно и противоречиво»
Судья Руслан АБУЛХАИРОВ счел «нелогичной, надуманной и противоречивой» версию стороны защиты о том, что САРОЯН не давал ТЮФЯГИНУ взятку в виде автомобиля, а лишь вернул долг. Это опровергалось, как отметил судья, множеством обстоятельств да и, как минимум, первоначальными показаниями САРОЯНА на допросе у следователя, где он сам же и отрицал наличие долга. Версию с долгом, по мнению суда, подстраивали под обвинение. АБУЛХАИРОВ отметил, что решения Первомайского и мирового судов о том, что САРОЯН должен ТЮФЯГИНУ, не могут браться в расчет, так как в рамках их заседаний не изучались материалы уголовного дела.
Также судья не поверил в то, что САРОЯН не являлся фактическим руководителем «Ремдорстроя». Показания на этот счет бывшего и действующего официальных руководителей организации Виктора ЛИЗУНОВА и Евгения ДОМОЖИРОВА АБУЛХАИРОВ назвал «стремлением деловых партнеров подсудимого к тому, чтобы тот избежал уголовной ответственности».
Тем не менее суд учел ряд смягчающих обстоятельств в виде возраста подсудимых, положительных характеристик, наличия заболеваний и объявил возможным назначить наказание ниже низшего.
В итоге ТЮФЯГИН приговорен к лишению свободы на четыре года в колонии строгого режима, а САРОЯН – на три года. С обоих подсудимых будет взыскан штраф в виде 10-кратного размера взятки, то есть 17,9 миллиона рублей с каждого. Кроме того, будет взыскан автомобиль Toyota Highlander как предмет взятки.
Как только судья закончил оглашать приговор, ТЮФЯГИНА и САРОЯНА взяли под стражу. Решение вступает в силу через 10 дней.
Андрей ХАБАРОВ, адвокат Михаила ТЮФЯГИНА: «Приговор, на мой взгляд, носит компромиссный характер»
Итоги процесса оставляют в душе сложное впечатление. Когда принимал на себя защиту, иллюзий относительно возможного приговора не было. В ответ на мои сомнения в благополучном исходе Михаил Дмитриевич сказал «Сделайте, что сможете». Что смог – сделал. Не один, конечно, а с помощью моих коллег как работавших по делу до меня, так и вместе со мной. Доказал в суде несостоятельность и надуманность трех из четырех тяжких обвинений ТЮФЯГИНА в коррупционных преступлениях.
По оставшейся особо тяжкой ч. 6 ст. 290 УК РФ (от 8 до 15 лет лишения свободы) суд назвал обстоятельства исключительными и назначил наказание в два раза ниже низшего предела. Профессионалы понимают цену такого результата в современных реалиях, с учетом специфики самого дела, определяющей из которых я бы назвал то, что его родителем явилось УФСБ. Этот «родитель» не оставляет свое «дитя» без присмотра и опеки.
Но удовлетворения нет и быть не может. Подзащитный лишен свободы. Тоскливо. Приговор, на мой взгляд, носит компромиссный характер. Он не представил очевидного преимущества ни для одной из сторон. Прокурор отказался от двух обвинений в злоупотреблении ТЮФЯГИНЫМ служебным положением не от нашедшего на него озарения, а в связи со здравой оценкой неизбежности вынесения по ним оправдательного приговора. По превышению должностных полномочий суд оправдал ТЮФЯГИНА за отсутствием в его действиях события преступления. В переводе на русский язык это означает, что преступную историю следователи просто выдумали. А ведь эти составы являлись «подбрюшьем» обвинения во взятке. К сожалению, их «выбивание» не убедило суд в такой же надуманности обвинения во взятке.
Рассматриваю итоги процесса как то, что мы прошли с Михаилом Дмитриевичем только первую часть пути, но дорога еще впереди. Можно и нужно бороться, даже не имея надежды.