Владимир ГЕВОРГЯН назвал свою СРО «инвестором номер один в Омской области»
9 ноября на круглом столе в областном Минпроме собрались представители омских транспортных предприятий, а также госорганов, организующих и контролирующих их деятельность. Поводом для встречи стало будущее Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» на территории Омской области. Областной закон о пассажирских перевозках, который установит новые транспортные правила на уровне субъекта,был принят законодательным собранием Омской области во втором окончательном чтении 19 ноября. Предлагаем самое интересное из беседы чиновников и контролеров с государственными и частными перевозчиками накануне принятия областного закона.
Виктор БЕЛОВ, министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области: Сегодня мы пригласили всех, кто заинтересован в обсуждении закона Омской области. Мы рассматривали законопроект на комитете Законодательного собрания, но все еще готовы обсуждать и учитывать мнения и замечания. В проекте закона, с которым мы вышли на комитет, уже учтено замечание ГЕВОРГЯНА.
ЛАЗУТКИН, начальник отдела организации перевозок департамента транспорта Минпрома Омской области: После внесения проекта в Законодательное собрание в него были направлены поправки с учетом предложений граждан, перевозчиков, органов исполнительной власти. Так, были конкретизированы полномочия органов местного самоуправления. С учетом предложений перевозчиков, в частности, введена норма о предоставлении данных учетом Федерального закона «О защите персональных данных». С учетом замечаний прокуратуры было конкретизировано, какой вид контроля какой из надзорных органов осуществляет. Организатор перевозок будет контролировать осуществление перевозок по установленному маршруту, без отклонений, а также соблюдение расписания. Иные требования Федерального закона будут контролироваться УГАДН. До настоящего времени иных предложений не поступало.
БЕЛОВ: Хочу отметить, что, когда мы обсуждали закон, то не услышали ни от одного перевозчика, ни от одного депутата Заксобрания возражений против его принятия. Федеральный закон очень долго принимала Госдума. Если бы приняли его пять-семь лет назад, то не было бы сейчас того системного кризиса, который существует в сфере перевозок и в Омской области, и во всей нашей стране. Нам сейчас важно организовать процесс перевозок на условиях рынка, конкуренции. Чтобы были действительно законные победители конкурсов, которые соблюдали бы предъявляемые к перевозкам требования, и чтобы эта отрасль работала как часы. У нас для этого все есть.
Как вы знаете, закон вступает в силу частями. Со второй половины 2016 года к нарушителям будут применяться жесткие административные штрафы, от 5 до 300 тысяч рублей. Это касается и юрлиц, и непосредственно водителей. В отличие от предыдущей практики, законодатель предусмотрел, чтобы штрафы выписывались без длительных процедур. В суды ходить не надо будет. Если вы нарушили и УГАДН зафиксировало это в протоколе, то практически сразу же применяются довольно жесткие меры.
Законодатель сегодня говорит, что мы должны организовывать тарифы как по регулируемым тарифам, то есть субсидируемым, так и нерегулируемым – по сути, коммерческим. У нас может оказаться, что в разных районах Омской области будут разные тарифы. Кроме того, законодатель позволяет муниципальным органам власти и районным советам субсидировать отдельные маршруты. По сути, сейчас мы не имеем права вмешиваться в деятельность муниципального органа власти в плане организации перевозок. На селе у нас сформированы 172 маршрута, но в течение 2016 года они могут быть пересмотрены.
ЛАЗУТКИН: Я хотел бы задать вопрос ГЕВОРГЯНУ Владимиру Геннадьевичу и другим представителям перевозчиков: как они относятся к внесенной нами обязанности предоставлять сведения о прохождении медицинского осмотра водителями? С 11 января следующего года вступит в силу соответствующая норма. Контроль будет осуществлять через региональную информационную систему РНИЦ (Региональный навигационно-информационный центр). С оператором системы Главным управлением информационных технологий (ГУИТ) Омской области необходимо будет заключить договор. Представитель УГАДН подтвердит, что, когда перевозчик принимает водителя на работу, он уже обязан обрабатывать его персональные данные. Согласно лицензионным требованиям, он должен вести статистику, анализировать причины ДТП. На какой стадии обработка данных о водителях сейчас?
Владимир ГЕВОРГЯН, председатель СРО «Омские перевозчики»: Хочу сказать, что проект, который находится в Законодательном собрании, мы откровенно подпольно получили.
БЕЛОВ: Он на сайте размещен.
ГЕВОРГЯН: И дали на него свои предложения. Причем это предложения не ГЕВОРГЯНА, а саморегулируемой организации. Это не все. Вот представьте: в моем предприятии 200 водителей. Значит, я каждое утро должен вам передавать 200 фамилий. Сколько времени нужно для этого? А сколько вам людей нужно, чтобы только по одному предприятию все их принять? А если все начнут передавать? Это дополнительный штат вам нужно будет держать. Допустим, мы эту информацию вам передали, а вы ее дальше куда денете? Для чего она вам нужна? Мне она нужна, потому что я выполняю ряд требований законодательства, а вам? Просто чтобы зафиксировать? Поэтому мы говорим, что эта информация лишняя. И в законе она лишняя. Кроме того, не прописан механизм, как эта информация будет передаваться. И еще: сегодня в федеральном законодательстве, кроме закона, ничего нет. Приказ Минтранса отменен, а новых документов, постановлений правительства пока нет. И поэтому все, что касается РНИЦ и так далее, тоже противозаконно. Закон Омской области войдет в противоречие с федеральным законом.
Что касается работы по регулируемым и нерегулируемым тарифам, в законе прописана только такая возможность. Ничего не конкретизируется.
БЕЛОВ: Вы предлагаете детализировать, раскрыть этот вопрос?
ГЕВОРГЯН: Да, чтобы было понятно, какие маршруты и как будут работать. РЭК говорила, что на одном и том же направлении не может быть двух маршрутов, но у нас, к сожалению, пять дорог по направлению из Омска – и они общие для всех. По этим дорогам в любом случае будут идти маршруты и по регулируемым тарифам, и по нерегулируемым. Здесь противоречие, которое нужно устранить.
БЕЛОВ: Что касается региональной информационной системы, в ней заинтересованы многие структуры, которые отслеживают работу предприятий. Это и медицина, и налоговая, и силовые структуры. Сегодня информационная система позволяет вести контроль в автоматическом режиме, даже без дополнительного штата в Минпроме. Заступая на маршрут, водитель должен оповестить о своем выходе. В любой момент мы будем знать, где и по какому маршруту он едет. Особых дополнительных затрат на это не потребуется.
Дмитрий ПЕТРОВ, врио начальника Управления автодорожного надзора УГАДН по Омской области: Как уже было обозначено, контроль за нами. Но в федеральном законе введена статья, которая наделяет органы исполнительной власти субъекта аналогичными полномочиями. Почему бы в областном законе тоже не предусмотреть возможность передачи данных полномочий по соглашению? Может быть, с июля 2016 года вы не готовы начать такие контрольные мероприятия, но в процессе, возможно, вы сможете: увеличите штат или что-то еще. Просто на данный момент контрольно-надзорную деятельность в области осуществляют 18 инспекторов. Помимо этого, у нас еще очень много дополнительных полномочий. Что вы об этом думаете?
Михаил ДУБРОВИН, первый заместитель министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области: На первоначальном этапе мы от этого отошли. Мы считаем, что у вас больше опыта, больше знаний, больше возможностей. Будем работать вместе. Как дальше жизнь сложится, посмотрим.
ПЕТРОВ: Просто можно сразу внести это в закон, чтобы потом не делать поправок.
ДУБРОВИН: Не переживайте. Мы знаем ваши проблемы. В федеральном законе это прописано. Будем организовывать комплексные рейды. И у нас, и у вас будет то, чего раньше не было – серьезный рычаг, серьезный стимул. Есть у водителя карточка маршрутная – он законный. Задача власти – не давать прерогативу тому или иному перевозчику, а организовать процесс правильно.
БЕЛОВ (ПЕТРОВУ): Я хочу, чтобы вы тоже знали. У нас весь департамент – это 12 человек. На них весь транспорт: речной, авиационный, автомобильный...
ПЕТРОВ: Я понимаю, это на будущее. Но вам надо подумать и о том, что доходы от штрафных санкций пойдут в областной бюджет, а они не маленькие.
ЛАЗУТКИН: Внесение изменений возможно только после заключения соглашений между Российской Федерацией и субъектами. Сейчас это сделать невозможно, поскольку соглашения с Омской областью нет. У меня вопрос к Николаю Александровичу: расскажите, как у вас водитель вносится в электронный путевой лист?
Николай КРАХМАЛЕВ, генеральный директор ОАО «Омскоблавтотранс»: Вечером диспетчерская служба занимается тем, что по всем картам маршрутов формирует водительский и подвижной составы. Утром водитель, прибывая на работу, идет получать путевой лист, где указаны гаражный номер автомобиля, марка, ФИО водителя. С этим листом водитель идет в медпункт и проходит медицинский контроль. Если все в порядке, ставится штамп. После этого водитель получает машину на стоянке, осматривает ее и подъезжает на КПП, где механик должен убедиться в технической исправности автомобиля. После этого механик штамп-часами отбивает время выезда с предприятия и ставит свой штамп с расшифровкой подписи, подтверждая, что он выпустил технически исправный автомобиль в рейс. Все, машина ушла. На случай, если машина ночует не в Омске, а на периферии, у нас заключены договоры на стоянку автомобиля с физическими либо юридическими лицами – обычно это совхозы или фермерские хозяйства. Обязательно заключаются договоры с местными ФАПами на медосведетельствование. Водитель, переночевав, проходит медконтроль и возвращается в город. Если по ходу выполнения маршрута есть автовокзал или автостанция, то при заходе туда делаются отметки в путевом листе о прибытии и убытии. По возвращении на предприятие водитель заезжает на КПП. Механик визуально осматривает автомобиль. Если у водителя есть какие-то замечания или обнаруживаются неисправности, то формируется заявка на проведение текущего ремонта. Если это необходимо, машина едет на мойку. После механик ставит отметку, водитель оставляет машину на стоянке и с путевым листом идет в диспетчерскую. Сдает туда путевку, и диспетчерская служба начинает ее обрабатывать по всем параметрам.
ГЕВОРГЯН: А как вы фамилию водителя будете передавать в Минпром?
КРАХМАЛЕВ: Думаю, элементарно. Все равно путевка в электронном виде сохраняется у нас в компьютере.
ГЕВОРГЯН: Все понятно. Вы выдали путевку на каждый автобус. Допустим, у вас их триста. Как вы триста водителей передадите?
КРАХМАЛЕВ: Думаю, мы сейчас договор заключим с ГУИТ.
ГЕВОРГЯН: Но ведь эта информация излишняя, вы согласны?
ЛАЗУТКИН: Смотрите, есть лицензионное требование – наличие ГЛОНАСС. Когда вы будете передавать данные о позиционировании транспортного средства, оно должно привязаться к определенному маршруту. Доступ к интерфейсу РНИЦ получит каждый перевозчик. Будет ли он сам заполнять данные, либо диспетчерская служба, либо специально выделенный для этого механик, решать самому перевозчику. Вы с помощью ГЛОНАСС передаете.
ГЕВОРГЯН: ГЛОНАСС на сегодня уже отменен, как вы понять не можете? Нет документа на федеральном уровне.
ЛАЗУТКИН: ГЛОНАСС должен быть.
ГЕВОРГЯН: Это слова, а документа нет.
ПЕТРОВ: В Положении о лицензировании он имеется. Там указан был порядок оснащения транспорта ГЛОНАСС, но Верховным судом он отменен. У нас из Положения управления убрали функцию контроля за данным направлением.
ЛАЗУТКИН: Почему это произошло? Во-первых, порядок оснащения должен быть прописан в постановлении правительства, а не в приказе Минтранса. В дальнейшем при реализации 220-ФЗ все эти функции будут переданы организатору перевозок. Если мы будем осуществлять контроль в системе, то мы и определим порядок подключения. Мы считаем, что это будет РНИЦ, и это будет ГЛОНАСС.
ГЕВОРГЯН: Именно этого порядка нет ни на федеральном уровне, ни на региональном.
ЛАЗУТКИН: Посмотрите приказ о РНИЦ, указ губернатора – там есть уже этот порядок.
Николай АРТЕМЬЕВ, председатель совета директоров Ассоциации перевозчиков Западной Сибири: Для перевозчика это возмездная услуга?
ЛАЗУТКИН: Она будет безвозмездная, но на основе договора.
АРТЕМЬЕВ: Объясните, пожалуйста, организационно-правовую форму РНИЦ. Не совсем понятно.
ЛАЗУТКИН: Это программный продукт, а не юридическое лицо.
АРТЕМЬЕВ: Договор с программным продуктом заключать?
ЛАЗУТКИН: Оператором РНИЦ по указу губернатора является ГУИТ Омской области. С ним будет договор заключаться.
БЕЛОВ: ГУИТ – ключевое звено в этой работе. Жалко, что они сегодня не пришли. Мы приглашали.
ГЕВОРГЯН: По поводу реестра маршрутов. Понятно, что муниципальные маршруты будут районы разрабатывать. А межмуниципальные? Хотелось бы, если реестр маршрутов хотя бы в каком-то виде появится, внести в него свои предложения, изменения.
БЕЛОВ: Межмуниципальные остаются пока за Минпромом.
ЛАЗУТКИН: Реестр межмуниципальных маршрутов будет утвержден...
ГЕВОРГЯН: Меня не интересует, когда он будет утвержден. Меня интересует, когда мы сможем предложить в него изменения. А не когда вы утвердите и скажете: «Вот, ГЕВОРГЯН, мы утвердили».
ЛАЗУТКИН: Подождите. Вы все время считаете, что вам кто-то что-то не дает. Никто не должен звонить вам и рассказывать какие-то тайны. Есть официальный порядок. Мы размещаем проект на сайте. Проект проходит антикоррупционную экспертизу в течение пяти дней. Также он будет размещен для оценки регулирующего воздействия...
ГЕВОРГЯН: Получается, нам нужно каждый день заходить к вам на сайт утром, в обед и вечером и смотреть, когда он появится?
ДУБРОВИН: А что в этом такого?
ЛАЗУТКИН: Ориентировочно в начале декабря мы его разместим. Понимаете, это все зависит от закона. Сначала он должен вступить в силу. Потом выйдет постановление правительства, а далее уже реестр.
ДУБРОВИН: Владимир Геннадьевич, давайте так. Сейчас на сайте есть официальные маршруты. Далеко мы от них не уйдем. Единственная разница – субсидируемые они будут или коммерческие. Кроме того, реестр маршрутов – это же не Конституция, которую очень тяжело поменять. Это приказ Минпрома. Если есть логика, есть пассажиропоток – не будет особой проблемой изменить.
БЕЛОВ: Что касается субсидируемых маршрутов, схема остается прежней: показываем затраты РЭК, утверждаем тарифы. Что касается свободных коммерческих маршрутов, тариф определят орган власти и перевозчик. Мы же знаем, как у нас население сейчас ездит: скинулись по 500 рублей – поехали на базар куда-нибудь в Горьковский район. Люди прямо мне рассказывают: «В нашу деревню автобусы не ходят, но у нас у одного есть "газелька". Мы раз в неделю скидываемся и едем в Омск». Если район не готов из бюджета платить, то пускай установит там коммерческий маршрут, и люди ездят. Народ сегодня не такой уж бедный. Разные люди есть. Наша задача – обеспечить транспортную доступность. Там, где пассажиропотока нет, но транспорт необходим, нужно субсидировать.
ГЕВОРГЯН: Виктор Иванович, исходя из этого и учитывая проблемы с бюджетом на следующий год и последующие годы, может быть, по максимуму обратиться к тем людям, которые уже вложили деньги, приобрели автобусы? Не секрет, что «Омские перевозчики» являются сегодня инвестором номер один в области. Никто столько денег не инвестировал! В городе и области это порядка трех миллиардов рублей – на такую сумму было куплено автобусов. Нужно дать им возможность, не прося денег из бюджета, по нерегулируемым тарифам возить пассажиров. Ведь мы же не безумные! Мы знаем, что если высокую цену поставим, то люди ездить не будут.
БЕЛОВ: Я понимаю. Как раз муниципальному образованию город Омск предстоит над этим поработать. Они должны внимательно посмотреть, что субсидировать, а что отпустить. Внимание МАСЛИКА и ФРОЛОВА мы уже на это обращали. У пассажира должно быть право выбора. Хочет он ехать дешево – может быть, не так часто транспорт ходить будет. Хочет быстро уехать – пусть едет подороже. В рамках варианта концепции, который город разработал, предусмотрены разные варианты перевозок.