Воспитать хорошего спортсмена непросто. Сегодня на помощь тренерам приходит наука, в частности информационные технологии. Рассказать о применении их и педагогических методик в спорте корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО попросила доцента кафедры теории и методики футбола и хоккея СибГУФК Вадима КОЗИНА.
— Вадим Витальевич, ваша работа, получившая премию правительства, — плод индивидуального труда или коллективного?
— Конечно, это труд не одного человека, а группы аспирантов, магистрантов двух кафедр — теории и методики футбола и хоккея и спортивных игр СибГУФКа и научно-практической лаборатории «Перспектива» при ОмГМА, которой руководит кандидат педагогических наук Виталий Николаевич ПРИТЫКИН. Эти три структуры и занимаются темой «Теоретико-методические основы управления игровой и соревновательной деятельностью спортсменов». Она раскрывает аспекты, которые важны не только в сфере спорта, но и в целом в нашей жизни.
— Что это за аспекты?
— Прежде всего аспект управления, который всегда был актуален, еще с момента возникновения человеческого общества. Он нашел отклик в спортивных играх в первую очередь потому, что это командные виды спорта. Когда управляешь группой, коллективом, возникает много проблем — и внешних и внутренних, например, связанных с коммуникацией, согласованностью действий. И в данной теме мы попытались затронуть моменты, которые касались организации управления соревновательной деятельностью, тренировочным процессом спортсменов.
— С помощью каких механизмов вы это осуществляете?
— Нами используется много методик. В первую очередь мы делаем упор на педагогические технологии. Однако европейская наука сейчас настолько коммерциализована, что требует не просто педагогических идеализированных подходов, а чего-то материального, что можно внедрить, получить объективные показатели, поэтому мы соединяем педагогические технологии с информационными. Если говорить об информатизации, то сейчас совершенствуется комплекс регистрации и анализа соревновательной деятельности спортсменов. Он имеет аналоги в мире, но отличается интересными деталями.
— В чем их особенность?
— Мы ведем видеорегистрацию деятельности спортсменов, при помощи типовых алгоритмов обрабатываем ее в специальных программах. В итоге получаем динамические показатели. Они дают представление о принципах и закономерностях, по которым тренеру или менеджеру спортивной команды проще увидеть механизмы организации игровой деятельности спортсменов и отобразить их в тренировочном процессе.
— За счет чего происходит управление?
— За счет определенных интегральных критериев. Спортсмены совершают много разных действий, и, благодаря нашим разработкам, мы можем их суммировать, объединять в группы и на основании этого выделять критерии, которые определяют их эффективность. Тренеру достаточно три-четыре показателя, чтобы увидеть динамику игровой деятельности и внести изменения.
— На каких командах вы проводили апробацию методик?
— В спортивных детско-юношеских школах, школах олимпийского резерва, в командах по баскетболу, волейболу, хоккею, футболу. Есть хорошие результаты: сейчас один из аспирантов работает с детской хоккейной командой «Авангард», которая в прошлом году играла в суперфинале IX Международного турнира детских команд КХЛ «Кубок Газпром нефти». Поддерживаем связь с командами высшей лиги — «БК 17-16», «Нефтяник-Авангард», с регионами — Алтайским, Красноярским краями, Новосибирской областью.
Работаем точечно: в определенных спортивных школах охватываем один возраст, в команды мастеров внедряем другую часть наших разработок, т. е. учитываем специфику. Ведь принципы управления в детско-юношеской спортшколе будут сильно отличаться от тех, которые используются в подготовке команд мастеров. Кроме того, должна соблюдаться системность, сначала разработки должны внедряться на начальные этапы подготовки, потом идти дальше, совершенствоваться. Тема варьируется, мы каждый месяц получаем новые интересные данные, и они немного меняют траекторию наших исследований.
— Вадим Витальевич, расскажите об истории возникновения темы.
— В СибГУФК эта проблема рассматривалась еще в 60-70-е годы. Она была особо актуальна в связи с единоборствами, где управлять соревновательной деятельностью сложно, ведь это ситуационный вид спорта, где каждую секунду что-то меняется. Конкретно наша тема начала разрабатываться в 2007 году. Толчок дал Анатолий Александрович ГЕРАСЬКИН, мой научный руководитель. Сейчас он доцент в Институте сервиса, кандидат педагогических наук. Многие его идеи были реализованы, в том числе и эта. Изначально она состояла в том, чтобы систематизировать противодействие соперников в спортивных играх. Хотелось добиться высокой результативности действий: чтобы не соперник нам, а мы ему навязывали игру. Под руководством Анатолия Александровича я в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по баскетболу в этом направлении. Далее решил, что недостаточно просто рассматривать субъект-субъектные связи, когда два или более спортсмена пытаются наладить систему противоборства, необходим более серьезный подход, и в процессе изучения литературы мы его нашли. Руководствуясь рекомендациями своих учителей, я организовал группу, где распределил направления исследований в рамках ситуационного подхода.
— Как быстро можно увидеть результат?
— Все зависит от режима работы. Есть оперативный, он позволяет получать определенные цифры сразу при помощи видеофиксации и компьютера. Например, в таких видах спорта, как баскетбол, где бывают минутные перерывы, мы можем дать тренеру оперативную информацию.
— Как относятся к вашим разработкам тренеры?
— По-разному. Кто-то скептически, кто-то с пониманием. Сейчас у тренера нет выбора: если ты как функционер хочешь получить в работе с командой высокий результат, то должен использовать широкий спектр средств и методов. Поэтому многие, наоборот, увлекаются этим.
— У вас есть методы определения эффективности разработки?
— Безусловно, они выражены в первую очередь в педагогических экспериментах, которые мы до сих пор проводим со спортсменами. Проверяем самые разные показатели – психомоторику, интеллектуальные особенности, уровень восприятия информации, согласованность действий и многое другое. Тренеру кажется, что спортсмены понимают, о чем он говорит, и выполняют установки, но на самом деле это не всегда так. Если тренер будет знать, как воспринимает ситуацию спортсмен, то станет более адекватно подбирать подходы к нему. Это обратная связь, она очень важна. Тогда и высокий результат деятельности не заставит себя ждать.
— Работа над темой уже завершена?
— Я бы не сказал. В 2016 году мне предстоит апробация и защита докторской диссертации. Может быть, этот этап поставит определенную точку, но в дальнейшем мы думаем коммерциализировать наши исследования и наработки.
— Каким образом?
— Мы уже подали заявку на получение патента, чтобы наше изобретение – способ регистрации и анализа соревновательных игровых действий спортсменов – имел интеллектуальное право. После этого будем внедрять этот способ, используя условия возмездных отношений.
— Вадим Витальевич, вы родом из Красноярского края. Почему для получения высшего образования выбрали СибГУФК?
— Повлияло то, что в свое время в университете учился Александр КАРЕЛИН, известный спортсмен. Да и система подготовки вуза, о которой мы не понаслышке знали, привлекала: к нам на курсы приезжали преподаватели из СибГУФКа. И еще один аспект – не так далеко от дома, ведь я не планировал оставаться. Но когда приехал, затянуло: в университете познакомился с прекрасными людьми и специалистами, в том числе с профессорами Геннадием Сергеевичем ЛАЛАКОВЫМ, а также Виталием Николаевичем ПОПКОВЫМ, ученым секретарем нашего диссертационного совета, которые системно привили любовь к науке не только мне. Общаясь в такой среде, добился результатов. В Омске я женился, сейчас у меня две очаровательные дочки.
— Вы год работали заведующим кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта. Почему ушли с должности?
— В определенный момент понял, что если дальше продолжу двигаться по управленческой линии, то не смогу уделять достаточно внимания своей докторской, исследованиям, поэтому принял решение пойти в докторантуру, оставив заведование. Руководство поддержало мою инициативу. И сейчас нисколько об этом не жалею. Если бы совмещал эти два направления, то не уверен, что стал бы лауреатом премии.
— Знаю, что сейчас торопитесь на хоккейный матч в «Арену-Омск». Это просто увлечение или работа?
— Работа: я делаю стенограмму матча, анализ игровых ситуаций. Непосредственно во время игры комментирую некоторые важные моменты, связанные с нашими критериями, чтобы мы могли разрабатывать практические рекомендации для тренеров.
— И все-таки чем вы занимаетесь вне работы?
— Спортом и семьей. Я увлекаюсь спортивными играми. Иногда нашей семье удается попутешествовать. Очень любим отдыхать на природе. Помимо этого, участвуем в различных общественных конкурсах. В 2014 году были лауреатами конкурса «Искусство быть семьей» в рамках Семейного форума Омского муниципального района.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»