Один из победителей конкурса «У.М.Н.И.К.» Иван ШЕКОВ, еще недавно работавший преподавателем ОмГТУ, не найдя поддержки для своего проекта и достойной заработной платы, покинул Омск. Корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО удалось побеседовать с Иваном перед самым его отъездом в Санкт-Петербург.
– Иван, в чем заключается смысл вашего проекта?
– Я разработал 3D-анализатор, который будет самостоятельно анализировать виртуальные модели деталей в машиностроении, металлообработке. Обычно на производствах проходит много стадий от разработки трехмерной модели до ее создания на ЧПУ: делаются чертежи, потом идут технологические процессы, пишутся программы для ЧПУ. Многое из перечисленного можно автоматизировать. Моя программа выдаст всю необходимую документацию и информацию без участия технологов и программистов, исключив человеческий фактор и сократив временные затраты.
– Что уже сделано?
– На «У.М.Н.И.К.» я пришел не с пустыми руками, а с итогом трех лет работы – демонстрационной версией программных модулей. Они пока сыроваты, но есть что показать. Уже готов модуль «Геометрон», который анализирует 3D-модели любой системы автоматизированного проектирования, создает эскиз. Следующий модуль будет подготавливать информацию о базах, оборудовании, инструменте, режимах обработки. Еще один – готовить технологическую и маршрутную карты, поскольку не всегда деталь можно получить на одном станке, иногда нужно переходить с одного на другой, и модуль будет это учитывать. И последним будет модуль, создающий программы для станков с ЧПУ.
– Давно возникала мысль о создании «Геометрона»?
– Идея появилась, когда учился на 5 курсе ОмГТУ и начал работать на заводе «Полет» инженером-конструктором. Мне были интересны технологические процессы, и я подумал, что можно оптимизировать работу технологов и конструкторов, удешевить и ускорить процесс проектировки. Так появилась идея о создании программы, которая будет выдавать результат через несколько минут после анализа детали.
– Кто-то уже заинтересовался проектом?
– Мой научный руководитель Анна Генриховна ЯНИШЕВСКАЯ, доктор технических наук, профессор кафедры инженерной геометрии и САПР ОмГТУ. Она одобрила тему, помогла найти в университете программистов. Мы с ними создали модуль «Геометрон» и базу данных инструментов и материалов, которая пригодится в дальнейшем. Я – инженер, отвечаю за формат идеи, принцип работы. Объясняю программистам, что делать, составляю алгоритмы, математические модели. В последующем для консультации нужно будет привлекать и технологов.
– Вы, по сути, выступили руководителем проекта. Желание организовать свое предприятие есть?
– Организовать предприятие – непросто, на него нужны деньги. 400 тысяч, которые я получил, недостаточно. На разработку проекта уже потрачено немало – за консультации, рабочую силу. Правда, регистрация модуля и базы данных в Росреестре благодаря университету прошла бесплатно. Сделать это было необходимо: сегодня мы рассказали о модуле, а завтра кто-нибудь, у кого больше денег, взял и идею воплотил. Тем более на рынке есть подобные продукты.
– Полные аналоги вашему?
– Такой программы, как у нас, в мире не существует, но есть аналоги не автоматические, где люди работают ручками. Берут модели и без программы подбирают все параметры. Есть, например, новосибирское ЗАО «Аскон», его модули тоже могут писать техпроцессы. Чтобы программа сама делала все от и до, такого пока нет и, может быть, долго не появится, пока мы не доделаем все до конца, но на это нужно много времени и сил.
– Сколько нужно средств, чтобы довести модуль до ума?
– Чтобы получился хороший проект, который можно показать на технической выставке, чтобы он смог заинтересовать промышленные предприятия, нужно года два и около 10-12 миллионов рублей.
– Сумма немалая, где вы собираетесь ее достать?
– Собираюсь сам поработать и привлечь помощников, чтобы сделать хотя бы программу для простых деталей. Можно будет презентовать ее и продолжить получать гранты. Кроме «У.М.Н.И.К.а» есть «С.Т.А.Р.Т» и другие конкурсы. У Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере широкий спектр грантовых поддержек. Возможно, получится стать резидентом Сколково. Туда сейчас средства вливаются – это не секрет. Хотя есть много грантоедов, которые получают деньги на проекты, а на самом деле ничего не делают. 400 тысяч – это сумма номинальная, ни на один толковый проект ее не хватит. Но если ее дали, ты победил – это показатель того, что проект нужен, и его необходимо двигать, даже если не хватает денег. Нужно искать инвесторов, что-то предпринимать.
– Вы пытались заинтересовать омские предприятия вашей разработкой, например, «Полет», где работали?
– «Полет» – нет, а завод Попова – да. Я отправил проект в МКР. Он был тезисно расписан, но я максимально доступно все объяснил. Пока ответа не было, не знаю почему. Может быть – не заинтересовал, может быть – забыли. Заводы не будут тратить деньги на разработку, которой еще нет. А ждать никто не любит. У нас в науке проблема – никто не вкладывает в нее деньги в должной степени, потому что не хочет ждать 2-3 года, пока получится готовый продукт.
– Иван, вы завтра уезжаете в Санкт-Петербурге. Это как-то связано с реализацией проекта?
– Меня пригласили на работу в Северную столицу, и я согласился. 1 сентября забрал из университета свою трудовую книжку. Теперь буду дистанционно писать диссертацию, ведь я уже окончил аспирантуру. Благо с руководителем можно общаться через Интернет. Мне пришлось уехать. Омск меня разочаровал. Я омич, родился и 27 лет здесь прожил, но отдаю себе отчет, что в нашем городе сложно развиваться. По нескольким причинам: низкий уровень заработной платы, коррупция, бюрократизм и общественная стагнация. Взвесив все за и против, я решил: жить здесь не хочу. Тем более за такую зарплату.
– Какую?
– Когда я работал инженером 2 категории на ПО «Полет», получал 12 тысяч. Потом, в частной компании – немного больше, затем в университете – 20-25 тысяч. Плюс приходилось искать подработки: в школе вел черчение, на кафедре – дополнительные курсы. В общем, приходилось крутиться. Но мне пора думать не только про свои проекты, но и про семью, детей.
– Какая работа и оплата труда вас ждут в Санкт-Петербурге?
– На период испытательного срока – 60 тысяч рублей. Чем больше проектов выведу на рынок, тем солиднее будет заработок. Я устроился инженером-конструктором в компанию, занимающуюся разработкой медицинского реабилитационного оборудования. Сейчас идет упор на импортозамещение, и необходимо создавать российские аналоги лучше и дешевле европейских. Также меня пригласили в Линекс-центр на новый проект – курсы робототехники для школьников, где в свободное время буду учить детей программировать и делать роботов.
– Вы уверены, что у вас найдется время на завершение диссертации и проекта?
– У меня нет другого выхода, надо закончить то, что начал. Вообще диссертацию за три года сделать нереально. Я – идеалист и не хочу показывать сырой продукт, чтобы надо мной посмеялся какой-нибудь доктор наук, который 50 лет этим занимается. Нужно все отрихтовать до идеала. Да, на это понадобится много времени, но оно того стоит.
– Сколько будет стоить конечный продукт?
– Конкурентоспособная цена простого пакета программы составит от 50 до 120 тысяч рублей.
– Вы впервые участвовали в «У.М.Н.И.К.е»?
– Первый раз – в прошлом году. Это был проект программы для виртуального моделирования архитектурных проектов при помощи очков и перчаток виртуальной реальности. Чтобы войти в число победителей, мне не хватило одной десятой балла. В этом году я занял 11-е место из 20.
– Ваше хобби вне работы?
– Сейчас я изучаю английский язык. Дома мы с невестой стараемся общаться на нем. Она переводчик, и ей это нужно для практики, и я учусь. Переключение очень полезно для мозга: на работе – целый день по-русски, а дома пытаешься по-английски. Еще увлекаюсь сноубордом. Надеюсь, покататься под Петрозаводском или в Финляндию съездить. В Омске пару раз был в Крутой Горке, но в основном мы ездили в Шерегеш. Моему хобби всего два года, но теперь я без снега уже не могу.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»