Все рубрики
В Омске вторник, 23 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 87,7805    € 95,7591

В омском арбитраже торг за «Любу» и «Степана» будет уместен

28 декабря 2016 10:15
0
3716

Предприниматель, выкупивший авторские права на самые популярные омские скульптуры, готов на треть снизить сумму претензий к издателю фотоальбома

Первое заседание по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Романа РУДАКОВА, который требует 7,8 млн рублей с издательства «Омский ракурс» за бездоговорное использование образов популярных у омичей скульптур «Люба» и «Степан», состоялось в Арбитражном суде Омской области на минувшей неделе, 22 декабря. Впрочем, все завершилось не начавшись. Судья Любовь КРЕЩАНОВСКАЯ поддержала ходатайство издательства и отложила заседание на 19 января, поскольку ответчик настаивал на привлечении в качестве третьих лиц городской администрации и авторов скульптур – Сергея НОРЫШЕВА и Игоря ВАХИТОВА.

Напомним, на предварительном заседании суда, которое состоялось 29 ноября, стало известно, что исключительные авторские права на изображение скульптур «Степан» и «Люба» были переданы по договорам отчуждения Роману РУДАКОВУ в январе 2016 года. Теперь у предпринимателя имеются претензии к подарочному альбому «Омские маршруты к 300-летию города», изданному тиражом 3 000 экземпляров издательством «Омский ракурс». Из этого официально объявленного тиража предприниматель РУДАКОВ и исходил, подсчитывая свой убыток от издания изображений скульптур на фотографиях в контрафактном фотоальбоме – 7,8 млн рублей (двукратный размер средней стоимости тиража в розничной сети).

На декабрьском заседании фирму «Омский ракурс» представлял уже другой юрист, Евгений МАШКЕВИЧ. Новый представитель издателя посетовал на то, что ему не хватило времени на полное ознакомление с материалами дела, после чего заявил ходатайство о привлечении в процесс в качестве третьих лиц авторов скульптур и администрации города Омска. По его мнению, мэрия обязательно должна поучаствовать в судебных разборках вокруг авторских прав на скульптуры «Люба» и «Степан», поскольку изначально была их заказчиком, да и сейчас владеет скульптурами на праве собственности.

– Я считаю, что привлечение администрации  города Омска поможет нам установить фактические обстоятельства, при которых данные скульптуры были изготовлены, и за чей счет производились работы. Я подозреваю, что был заключен некий договор между авторами и администрацией на изготовление данных объектов, – туманно пояснил суду свою позицию Евгений МАШКЕВИЧ.

Специалист по защите интеллектуальной собственности Игорь КОЛЕСНИКОВ из юридического агентства «КОЛЕСНИКОВ и партнеры», представляющего в суде интересы Романа РУДАКОВА, с мнением оппонента не согласился. Мол, город фактически владеет только «железом» и к авторским правам НОРЫШЕВА и ВАХИТОВА никакого отношения не имеет, поэтому участие администрации в данном процессе ничего не добавит и не убавит.

– Когда я брался за это дело, то первым делом, естественно, направил запрос в администрацию города, – пояснил Игорь КОЛЕСНИКОВ. – Как оказалось, в администрации никто ничего внятного по поводу скульптур сказать не может, сроки давности прошли, никаких документов пятнадцатилетней давности не сохранилось. Во всяком случае, на мое официальное обращение ничего представлено не было. И привлечение администрации в данный процесс, я считаю, только затянет сроки рассмотрения дела.

Кстати сказать, «КВ» тоже направляли официальный запрос омскому мэру Вячеславу ДВОРАКОВСКОМУ, чтобы он пояснил, каким образом и почему исключительные права на изображение городских скульптур «Люба» и «Степан», изготовленных по заказу омской мэрии, принадлежат не городу, а предпринимателю РУДАКОВУ, но администрация просто проигнорировала это обращение, как будто федерального закона «О средствах массовой информации» не существует в природе.

Со стороны администрации реакция на скандал, связанный с любимцами омичей, была только одна – глава городского департамента культуры Владимир ШАЛАК на своей предновогодней пресс-конференции высказался в том смысле, что проблемы не видит, поскольку скульптуры «Степан» и «Люба» не представляют особой художественной ценности. А «Степан», по его мнению, вообще является плагиатом, поскольку «такие скульптуры есть по всей Европе».

Многочисленные журналисты из омских СМИ, которые пришли в арбитражный суд, желали пообщаться с Романом РУДАКОВЫМ, но поскольку правообладатель на заседание суда не пришел, то за него в судебных коридорах пришлось отдуваться Игорю КОЛЕСНИКОВУ. Юрист изо всех сил пытался убеждать прессу, что РУДАКОВ вовсе не меркантильный человек, и весь этот процесс затеян вовсе не ради денег, а ради справедливости, но получалось у него не очень убедительно.

По словам юриста, претензии правообладателя вызваны не самим фактом издания подарочного альбома, который, по мнению ответчиков, является самостоятельной художественной ценностью, а попыткой получить прибыль от реализации этого издания. И если издатель, мол, предоставит в судебном заседании доказательства, что благотворительная организация приобрела у него треть тиража и безвозмездно передала 1 000 экземпляров фотоальбома библиотекам Омска и Омской области, то РУДАКОВ снизит сумму своих претензий на треть.

– Если ответчик докажет, что все 3 000 экземпляров этого альбома были переданы общественной организацией безвозмездно, то мы вообще откажемся от иска, – заявил Игорь КОЛЕСНИКОВ журналистам.

Претензии у истца возникли и к омским СМИ, которые заинтересовались этим судебным процессом. В частности, Игоря КОЛЕСНИКОВА возмутило массовое распространение неточной информации о времени подписания договора передачи исключительных авторских прав на скульптуры. «Коммерческие вести» сообщили, что договор был подписан в феврале 2016 года, хотя РУДАКОВ оформил свои отношения с авторами месяцем раньше, в январе 2016 года, а потом эту неточную информацию, по подсчетам Игоря КОЛЕСНИКОВА, перепечатали порядка 17 изданий, причем никто даже не сослался на «Коммерческие вести». Насколько критичной стала эта ошибка, представитель правообладателя в разговоре с обозревателем «КВ» пояснить не смог. Не смог вспомнить и других неточностей в первой публикации «КВ», наделавшей столько шума.

Напомним, памятник сантехнику, расположенный на пересечении улиц Ленина и Карла Либкнехта, был установлен в Омске на День города в 1998 году. Изготовлена скульптура по инициативе омского мэра Валерия РОЩУПКИНА, который привез идею из Братиславы. Еще спустя год, 1 августа 1999-го, на другой стороне улицы Ленина торжественно открыли скульптурную композицию, посвященную Любови Федоровне Гасфорт, жене генерал-губернатора Западной Сибири Густава Гасфорта. Оба объекта очень быстро попали в список главных омских достопримечательностей. 28 декабря 2015 года решением Центрального районного суда города Омска эти скульптуры (наряду с другими работами Сергея НОРЫШЕВА и Игоря ВАХИТОВА) были признаны бесхозяйными и переданы в собственность муниципального образования городской округ город Омск.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.