Все рубрики
В Омске понедельник, 4 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Омич Сергей КРУГЛОВ возглавил аэропорт в Республике Алтай

20 июля 2016 08:37
1
6309

и уже готовит предложения о перелетах из Горно-Алтайска в Омск и обратно

Бывший генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей КРУГЛОВ возглавил аэропорт столицы Республики Алтай города Горно-Алтайска и уже переехал туда, что называется, на постоянное место жительства. В связи с этим корреспондент «КВ» Виктор ВОРОНОВ обратился к Сергею Федоровичу с рядом вопросов.

– Сергей Федорович, прошла информация, что вы возглавили аэропорт столицы Республики Алтай города Горно-Алтайска и уже переехали в республику, что называется, на ПМЖ. Если не секрет, что предшествовало такому вашему решению резко изменить если не профиль деятельности, то уж место обитания точно?

– Да какой тут секрет. Был звонок из Западно-Сибирского управления Росавиации. Дескать, есть аэропорт, аэропорт федерального значения, немного проблемный, собственность 100% частная. За последние 5 лет там сменилось пять генеральных директоров, и собственник аэропорта, а это знаменитая на всю Россию компания «Сибмост», обратился с просьбой подыскать им специалиста. Сначала я отказался, но затем, после предметных переговоров, как по телефону, так и очных, я, взвесив все за и против, дал согласие.

– И как первые впечатления? Как сам город, предприятие, коллектив.

– Если говорить о городе, то общие впечатления о Горно-Алтайске очень хорошие. Город небольшой, но красивый, чистый, очень много зелени. Ухоженный, если можно так выразиться по отношению к городу. Природа вокруг просто восхитительная, потрясающие горы, реки, озера. Везде в городе, где надо, покрашено, где надо, побелено, где надо, подстрижено. Едешь на работу или обратно, постоянно видишь работающих людей по его благоустройству: стригут газоны, подравнивают кустарники, кладут асфальт. Дороги в республике – отдельная история. Они просто отличные. С сожалением могу констатировать: у нас в Омской области таких дорог нет. Показателем работы правительства Республики может служить тот факт, что ежегодно на дороги здесь выделяются от 1,2 до 2,6 млрд рублей, и не было случая, чтобы дорожники завалили план по строительству или реконструкции дорог. И качество говорит само за себя. Приезжайте, порадуйтесь за соседей. Аэропорт под стать городу. Небольшой, красивый и уютный. Недавно «Сибмост» провел глубокую реконструкцию и объектов аэропорта, и всего аэродрома, и, на мой взгляд, у него очень неплохие перспективы. Коллектив, как и в любом предприятии, разный. И по профессиональной подготовке, и по личностным качествам, но вполне работоспособный, и я уверен, все поставленные задачи ему по силам. Главное то, что подавляющее большинство и руководителей служб, и рядовых работников аэропорта реально болеют за свое предприятие.

– Так в чем же тогда проблемность Горно-Алтайского аэропорта и почему такая большая текучесть кадров была среди его руководства?

– Текучесть кадров была не только среди руководства, но и среди персонала. В целом по предприятию она доходила до 15-18% в год. Это просто катастрофа. Проблема здесь, на мой взгляд, системная. Причем она не только в авиации, она везде, в любой отрасли Российской Федерации. Разрушена сама система профессиональной подготовки кадров, в том числе и руководящих. Пусть старая советская система подготовки кадров была в чем-то несовершенна или несовременна. Но ведь взамен-то не предложена вообще никакая. И с некоторых пор у нас в России почему то стали считать нормой, что в условиях рыночной экономики к руководству абсолютно любым предприятием стали приходить коммерсанты, умеющие только красиво говорить и бегло считать до десяти. Причем специфика предприятия никого при этом не интересовала, профессиональная подготовка и опыт работы руководителя именно в этой конкретной отрасли стали почему то не важны. Вот они и руководили, как понимали. Дескать, рынок все расставит по своим местам. Вот рынок и расставил. Куда ни глянь, кругом разруха. Развитием аэропорта здесь никто не занимался, занимались оптимизацией. Ничего не напоминает? Отношение к людям как к тюбикам с зубной пастой в магазине. Захотел – купил по такой цене, захотел – взял дешевле. Пресловутая оптимизация привела к резкому снижению уровня оплаты труда среди персонала, и у людей исчезла мотивация к труду. Причем с экономической точки зрения эти действия имели совсем обратный эффект. Ведь на персонал тратились деньги. Людей обучали, обеспечивали форменным и спецобмундированием, а потом они уходили, и все начиналось снова. Получалось, на зарплате сэкономили рубль, а на всем вышесказанном потеряли два. Я уже не говорю о том, что такая частая смена специалистов приводит к снижению общего уровня их компетенции и, как следствие, к снижению уровня и безопасности полетов и культуры обслуживания пассажиров. А безопасность полетов, как известно, категория экономическая.

– Но согласитесь, что в условиях кризиса оптимизация все же нужна, в противном случае предприятие может просто дойти до банкротства.

– Не соглашусь. Оптимизация в части численности и размера заработной платы действительно нужна, но не здесь, а в полчищах учреждений с различными распорядительными и контролирующими функциями. Тут я согласен. Функции некоторым из них давно пора урезать, передав часть их, скажем, в те же СРО, а численность сократить, фонд зарплаты урезать. А в коммерческих предприятиях, тем более в реальном секторе экономики, это же просто абсурд. Повышать производительность труда здесь нужно не сокращением числа рабочих мест, а повышением объемов производства товаров и услуг. Возьмем наш аэропорт Горно-Алтайск. В прошлом году на московском направлении сюда летали две авиакомпании – S7 и Трансаэро. В сентябре прошлого года по известной причине, банкротство Трансаэро, осталась одна – S7, и руководство аэропорта не предприняло никаких мер для привлечения на 2016 год второго перевозчика. Что получили в итоге? Снижение объемов работы в аэропорту с одной стороны и монопольное положение оставшейся авиакомпании с другой. Тарифы по сравнению с прошлым годом взлетели втрое, билетов не достать, пассажиры вынуждены пять часов на автобусе добираться до Барнаула и улетать оттуда. В итоге имеем своеобразные рекорды: цена билета на Москву в день вылета из Горно-Алтайска доходила в эконом классе до 45–55 тыс. рублей в один конец, а в бизнес-классе до 185 – 215 тысяч. Это что за экономика? Люди не могут улететь, а в аэропорту нет объемов для нормальной рентабельной работы. А мы занимаемся оптимизацией. Теряют все. Республика снижает свою привлекательность из-за транспортной недоступности, и, как следствие, падают темпы прироста туристов. Собственник аэропорта получает предприятие, балансирующее на грани банкротства. Персонал аэропорта разбегается в поисках лучшей доли. А вместе с этим руководству предприятия, не знающему специфики работы в гражданской авиации, навязывались договоры на огромные суммы, на абсолютно ненужные предприятию услуги. Некому было навести порядок и в тарифной политике, в результате чего аэропорт нес огромные финансовые потери. Только за этот короткий промежуток времени, начав проводить ревизию договорных отношений и обоснованности тарифов, я уже «оптимизировал» экономику небольшого аэропорта на сумму почти два миллиона рублей. Без всяких сокращений численности и уменьшения размера оплаты труда работникам предприятия. Более того, с первого августа должностные оклады работников аэропорта хоть и не намного, но возрастут, плюс появится премиальный фонд у руководителей служб. Приказ я уже подписал.

– А что удалось сделать с новыми рейсами, ведь вы говорите, что именно это основа экономики аэропорта?

– Ну, во-первых, не только. Есть еще и неавиационная деятельность, которой тоже сейчас очень активно занимаемся, и уже есть серьезные сдвиги. И именно здесь в республике специфика такова, что неавиационные доходы можно существенно увеличить. Что касается открытия рейсов и снижения монополизации на основных линиях из Горно-Алтайска, то тут, к сожалению, быстро ничего не получится. Солидные авиакомпании верстают свои расписания, как минимум, за полгода. А на московском направлении нужны именно мощные игроки, которые будут под стать существующей S7. А их в России не так уж и много. Мы уже направили совместно с руководством Республики Алтай соответствующие письма и наши расчеты, но решения по средне- и дальнемагистральным линиям будут только к концу года, а вот на линиях средней протяженности уже есть результат. С 26 сентября авиакомпания «Красавиа», давний партнер нашего аэропорта, открывает два рейса, на Екатеринбург и на Уфу. Наряду с этим готовим предложение о совместном субсидировании авиаперевозок на 2016-2017 год со стороны двух субъектов РФ: Республики Алтай и Омской области, и если это получится, также в сентябре начнем летать и на Омск.

– Открытие новых рейсов, конечно, дело полезное, но кого они будут возить? Насколько мне известно, население республики составляет чуть более 200 000 человек.

– Да, это так, но не нужно забывать, что здесь курортная зона и соотношение местного населения и приезжих по году соотносится как один к десяти. Плюс аэропорт Горно-Алтайск это не только воздушные ворота Республики Алтай, через которые можно попасть на ее туристические базы и горнолыжные комплексы, но это еще и воздушные ворота всемирно известного курорта Белокуриха с его огромным количеством санаториев, где отдыхают не только россияне, но и много иностранцев. Именно поэтому в том числе руководством республики принято решение о переводе нашего аэропорта в статус международного. Сейчас вплотную занимаемся разработкой документации, чтобы уже в этом году приступить к проектированию. Финансирование как проектных работ, так и строительства международного терминала осуществлять будет правительство Республики Алтай. Это лишний раз подчеркивает отношение правительства к аэропорту, понимание важности этого объекта для экономики региона. Кстати, количество туристов, которые ежегодно прибывают в республику Алтай всеми видами транспорта, – более 2 миллионов человек. Моя задача в том числе, чтобы соотношение прибывших воздушным транспортом по отношению к другим видам постоянно увеличивалось.

– Сергей Федорович, вспоминая ваши сложные отношения с прежним губернатором Омской области из-за разных позиций в вопросе строительства Федоровки, где именно ваша позиция, как показало время, оказалась правильной, не могу не спросить, как у вас складываются отношения с руководством Республики Алтай.

– К моему, как раньше говорили, глубокому удовлетворению очень хорошо. Причин здесь, наверное, две. Во-первых и глава республики Александр БЕРДНИКОВ и его первый заместитель Роберт ПАЛЬТАЛЛЕР, курирующий транспорт в республике, практически до деталей владеют обстановкой на предприятии, что меня приятно удивило. И, во-вторых, так получилось, что когда я докладывал свои предложения по развитию авиации в республике вообще и аэропорта в частности, то они практически совпали с их видением этих проблем и задач. Поэтому работается легко и интересно. И пока достаточно плодотворно. Надеюсь совместными усилиями вывести предприятие на хороший уровень рентабельности уже в следующем году, через пару лет начать обслуживать международные рейсы. Уверен также, что омичи в ближайшее время получат возможность попасть в этот прекраснейший уголок нашей страны не только наземным, но и воздушным транспортом.

Комментарии
Куда идем 20 июля 2016 в 19:52:
Почему так? Нормальные профессионалы которые из Омского аэропорта сделали конфетку, нашей власти пришлись не по душе. По простой причине что не дали его угробить ради золотой землицы центрального. Но оказались востребованы в других регионах. Берман руководит аэропортом в столице одной республики, Круглов в другой. А вместо них поставили какого то кривого коммерса, который чуть не похоронил аэропорт. Может в консерватории чего поправить...
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.