Роберт ШЕКЛИ
В темном-темном космосе
Серия «Звезды мировой фантастики»
СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2014 г. (май) — 464 стр.
Тираж 7 000 экз.
Инструкция по эксплуатации
Разрешите прибавить ходу!
Рассказы, вошедшие в этот сборник, не самые шедевральные, но ценны тем, что ранее на русский язык не переводились. Да и на английском были изданы в не самых популярныхжурналах и в авторских сборниках не появлялись. Это ранний ШЕКЛИ – с 1952 по 1959 годы. Автор сам предпочел их забыть, так как чуть позже аналогичные идеиосуществил в других произведениях. Так, задумки из «Мы одиноки» более ярко воплотилисьв «Запахе мысли» и «Все, что вы есть», а в какой-то степени и в «Призрак 5».Хотя изначальный рассказтоже неплох и в оригинальной журнальной публикации в оглавлении номерасопровожден строчкой «Другие существа могут знать нас лучше,чем мы сами!». Речь в нем идет о поисках иного разума, который сопровождается понятными опасениями: а не окажется ли он кровожадным и опасным. Как выяснилось, эти образные опасения (в виде фольклорных страшилок о питающихся человеческими глазами юфангах), а вслед за ними и подсознательные страхи-чудовища землян смертельно пугают аборигенов-телепатов. Рассказ в «Темном-темном космосе» несколько напоминает «Лучше сдохнуть» из этого же сборника. Космический грузовоз, летящий на Марс, попал под метеоритную атаку, из-за которой была повреждена система освещения. Трое астронавтов оказались на несколько недель в полной темноте, что создало непредвиденное психологическое напряжение между ними, и некоторые из нихсломались. Во втором рассказе потерпевшие аварию астронавты, которых уносит на несколько тысяч лет из Солнечной системы,в ходе поиска решения уже повысили градус отношений друг с другом,и тут выяснилось, что есть средство, с помощью которого они смогут пережить эти тысячелетия живыми и бодрствующими, но в тесной «консервной банке» космического корабля в обществе друг друга.Действительно: уж лучше сдохнуть!
Отдельная часть сборника посвящена коротким околодетективным рассказам мэтра. Три вооруженных преступника-мексиканца вознамерились ограбить безоружную пару туристов на яхте («Как беззащитная овечка»).Когда путешествуешь в одиночку на автомобиле по США, то случайный попутчик может оказаться весьма опасен («Сдача с серебряного доллара»).
mif1959
Лоран БИНЕ
HhhH
Пер. с фр.
М.: Фантом Пресс, 2016 год. – 416 стр.
Тираж 4 500 экз.
«Его прозвали Пражским Палачом»
Реконструкция событий 27 мая 1942 года
Как можно расшифровать аббревиатуру HhhH? Издатели поясняют потенциальному читателю, что во времена Третьего рейха существовала присказка «Himmlers Hirn haisst Heydrich», что значит «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом». Рейнхард Гейдрих был самым страшным человеком в кабинете Гитлера. Издатели напоминают: «Гейдрих был одним из идеологов Холокоста. Гейдрих разработал план фальшивого нападения поляков на немецких жителей, что стало поводом для начала Второй мировой войны. Именно он правил Чехословакией после ее оккупации, его прозвали Пражским Палачом. Гейдрих был убит 27 мая 1942 года двумя отчаянными парнями, Йозефом Габчиком и Яном Кубишем, ставшими национальными героями Чехии. После покушения Габчик и Кубиш скрылись в православной церкви Кирилла и Мефодия. Церковь окружила целая армия солдат…». Книга Лорана Бине. получила Гонкуровскую премию за дебютный роман. Примечательно, что в известном смысле «HhhH» запоздал с выходом, поскольку незадолго до того — в 2012 году русский читатель мог познакомиться с внушительным по объему и экспрессии текстом Джонатана Литтела «Благоволительницы», где развернута реконструкция событий Второй мировой войны, включая произошедшее в Бабьем Яру, от лица офицера СС. Книга Литтела произвела сильное впечатление на российскую читающую публику и считалась лучшей переводной за год. Тем не менее, надо полагать, роман Лорана БИНЕ найдет своего критика и читателя. Хотя бы потому, что реальный героизм не ветшает и не блекнет со временем. А еще потому, что никто никогда до конца поймет, как же белокурые мальчики из хороших семей вдруг становятся профессиональными палачами.
Е.К.
Николай УСКОВ
Неизвестная Россия. История, которая вас удивит
М.: Издательство «Э», 2016 год. – 304 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Весь наш дом содрогается»
Конечно, если историю все время переписывают
«Наше время называют эпохой «новой серьезности». Сегодня, кажется, даже камни и кусты вопиют о патриотизме, священной памяти и духовных скрепах. Периодически весь наш дом содрогается от истерических стонов и завываний с жалобами, разумеется, в прокуратуру. Поразительно быстро идет процесс обретения всевозможных традиционных ценностей и святынь. Святыни у нас, оказывается, повсюду. Чего ни скажешь, куда ни кинешь неосторожный взгляд – обязательно кого-нибудь обидишь, оскорбишь, перейдешь грани допустимого и – о, ужас – выйдешь за красную черту. Не страна, а храм, не история, а Священное Писание. У нас даже секс мужчины с женщиной – не просто секс, а традиционная ценность, разумеется, тоже священная, будто в Европах как-то иначе размножаются», – в общем довольно гламурный, успешный и симпатичный на лицо господин по фамилии УСКОВ с удовольствием ревизует российскую историю. И правильно делает. Только таким образом можно из кучи плевел извлечь хотя бы что-то толковое. Даже недоучившийся историк, а Николай УСКОВ как раз доучившийся, знает, что российская история, по большей части, это плохие дороги, пьянство, батоги, крепостное право, нищета, униженность и тупость, перемежаемые иной раз доблестью на Полях сражений и бравым видом на Парадах. «При такой напряженной духовной жизни Россия уже должна была превратиться в град Китеж и замироточить. Между тем по количеству брошенных детей она уверенно вышла на первое место в мире. Их, по данным на 2013 год, насчитывается более 650 тысяч, примерно 370 тысяч из них находятся в приютах и до 95 % имеют живых родителей. По употреблению героина и количеству абортов Россия..» – в общем, если у читателя есть еще душевные силы и оптимизм, он может дочитать 300-страничную версию российской истории от Николая УСКОВА. Если ему она не понравится – его дело.
Е.К.
Иосиф БРОДСКИЙ
Новые стансы к Августе
Стихотворения
СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Книжная лаборатория», 2016 год. – 160 стр.
Тираж 5 000 экз.
«Я обнял эти плечи и взглянул»
Любовная лирика
«Сборники стихотворений Иосифа Бродского (1940-1996) «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Часть речи», «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987) и «Пейзаж с наводнением» (1996) были опубликованы в 1970-1990-е годы в американском издательстве «Ардис». Над составлением этих книг работал сам поэт в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, основателями «Ардиса». В этом легендарном издательстве, как и в издательствах «Посев» и «IMCA-Press», много лет выходили произведения русской литературы, которые не могли увидеть свет в Советском Союзе. Бродский писал о Карле Проффере: «Он вернул русской литературе непрерывность развития и тем самым восстановил ее достоинство... он спас многочисленных русских писателей и поэтов от забвения, от искажения их слова, от нервной болезни и отчаяния. Более того, он изменил сам климат русской литературы». В сборник «Новые стансы к Августе», представленный в настоящем издании, вошли стихотворения 1962-1982 годов», – – так предваряет издатель одну из книг серии. Читатель, знакомый с поэзией Иосифа БРОДСКОГО, знает фактического адресата стихов, собранных в сборник под названием «Новые стансы к Августе». Они связаны с именем Марины Басмановой. Эта женщина почти полвека избегала появляться на страницах газет и на экране, что ей, собственно, удалось. Да и фотография в масс-медиа, пожалуй, есть только одна, сделана она очень давно во Пскове. Не вдаваясь в нюансы взаимоотношений Поэта и его Музы, читатель, скорее всего, с пользой для своего душевного здоровья перелистает эти полсотни стихотворений плюс Двадцать сонетов к Марии Стюарт. Вряд ли у него не затрепещет душа и не засбоит сердце от самых первых, очень простых строк: «Я обнял эти плечи и взглянул».
Е.К.