Направляясь в латышскую деревню Бобровку, будьте готовы, что вам захочется по пути заехать и в другие интересные места.
Бобровка Тарского района намерена стать одним из объектов омского этнотуризма. Журналисты, представители турагентств и министерства культуры предприняли двухдневное путешествие в Тарский район, чтобы увидеть, что может предложить эта северная глубинка.
Дорога
На пути в Бобровку мы сделали несколько остановок. Например, согласно требованиям системы ГЛОНАСС водитель должен каждые два часа дороги отдыхать. Такие 30-минутные стоянки полезны и для пассажиров, однако благодаря им и так неблизкая дорога стала длиннее на час. Выехав в 7 утра из Омска, мы только к обеду добрались до Тары. Оттуда предстояло проехать еще около 40 километров, часть из которых – по грунтовой дороге.
Грунтовки на правом берегу Иртыша в районе Тары заслуживают отдельного абзаца. Они в лучшую сторону отличаются от привычных большинству омичей. Дело в том, что здесь под ногами не глина и чернозем, при малейшем дожде превращающиеся в вязкую кашу, а светлый мелкий песок. Он не дает образовываться большой колейности, быстро впитывает воду, поэтому скорость движения автомобиля была вполне приличной.
Трасса Омск – Тара (300 км) также в относительно неплохом состоянии, позволяет двигаться со скоростью 70 – 80 километров в час. Откровенных ям на асфальте не много, большинство из них уже заделаны. На одном из участков сейчас идет ремонт дороги.
Тара
Тара – самый древний город в Сибирском федеральном округе, ей в этом году 423 года. Побывать в Таре и не увидеть историческую часть, состоящую из двух-трех улиц, где еще сохранились купеческие дома, было бы непростительно. Они до сих пор функционируют, в одном из них расположена редакция газеты «Тарское Прииртышье», а в другом – краеведческий музей. Делаем остановку, и к нам присоединяется местный журналист Сергей АЛФЕРОВ. Пока ждем его, наш тарский гид рассказывает, что сейчас в городке работают шесть гостиниц, стоимость проживания в них от тысячи рублей в сутки. Кроме того, в районе есть пять баз отдыха (в одной из них нам предстоит ночлег), из них круглогодичные только две. Узнаем немного об истории особняков — стародавней и современной, в частности, пару лет назад в здании тарского краеведческого музея было замечено привидение. Действительно, ну какой 400-летний город без привидения? Правда, теперь сотрудницы музея боятся ходить в подвал, зато какая реклама!
Недалеко от гостиницы «Иртыш», по словам местных, самой лучшей в городе, делаем еще одну остановку – идем на раскопки древней Тары. Нас встречает их руководитель — завсектором археологии Института археологии и этнографии СО РАН Сергей ТАТАУРОВ и показывает то, что осталось от Тобольской башни, под которой они обнаружили пороховой погреб. Рядом из земли выглядывают поеденные временем бревна. Оказывается, это остатки изб времен Екатерины II(примерно 1780 год). «В следующем году здесь появится балюстрада с имитацией крепостной стены — в камне и бетоне, чтобы укрепить берег (хотя она была деревянная), а объекты будут под стеклом», – рассказывает ученый.
Из интересных артефактов в этом раскопе нашли поджиг для пушки, с помощью которого воспламеняли порох. Сергей ТАТАУРОВ шутливо утверждает, что где-то рядом может найтись и пушка. Неподалеку от башни — остатки сгоревшей в 1629 году избушки. По оценкам археолога, она появилась как раз во времена основания Тары. Такая точная дата пожара установлена благодаря поверью, что с пожарищ нельзя брать вещи, чтобы не принести беду в свой дом. Находки, обнаруженные в Таре, можно будет увидеть в Омске 30 ноября, в частности, привезут отреставрированные кожаные голицы для соколиной охоты, расписанные сценами охоты.
После таких историй хочется самому покопаться в земле – вдруг повезет, но пора ехать дальше.
Самсоновский мост
Самсоновский мост, построенный в окрестностях Тары в 2004 году, пожалуй, самый красивый в регионе. Мы сделали третью остановку, чтобы пройти по нему и увидеть отрывающуюся сверху панораму. За последние годы ландшафт у Самсоновского моста изменился: и на левом, и на правом берегу Иртыша появились заболоченные участки. Это весьма затруднит задачу найти на берегу смотровую площадку с видом на мост. Затопленные «по пояс» дачные домики, разрастающийся камыш, ярко-зеленая ряска придали пейзажам нотку драматичности, но нисколько не умалили буйства таежной природы. Сразу за мостом начинается совсем другая Омская область: березки хоть и встречаются время от времени, но царят здесь хвойники – ель, сосна, кедр, а иногда и пихта. А вместо прозрачных околков лесостепи – стена тайги.
Бобровка
Деревня Бобровка – цель нашего путешествия — стала четвертой событийной остановкой. Мы попали в нее около 15 часов дня, нас уже ждали организаторы в национальных костюмах и цветочных венках.
Бобровка была образована переселенцами из Латвии в 1897 году. Бывшие батраки приехали в Сибирь за свободной землей. Многие из них хорошо владели ремеслами, в доказательство нам показали скрипку (правда, уже без струн), мебель, предметы быта, созданные в Бобровке. Об истории заселения местности латышами нам рассказали в небольшом музейчике. Беленые стены, на которых расположились экспонаты, еще недавно (собранию всего 10 лет) используемые в хозяйстве, дышат простотой, пожелтевшие страницы книг, инструменты, проехавшие много сотен километров со своими хозяевами, подтверждают истории, рассказанные гидом.
До начала 80-х годов 20 века разговорным языком на улицах Бобровки был латышский, несмотря на то, что здесь жили и эстонцы, и немцы, и поляки, и белорусы. Сегодня же в семьях разговаривают на русском, латышский используется только при соприкосновении с национальным фольклором – песнями, танцами, сказками. Уменьшилось и население: по переписи 1926 года в этой местности проживало 462 жителя, а сегодня в Бобровке около 120 человек. По словам местных, многие хотели бы вернуться, но препятствием становится отсутствие в деревне работы.
В музее нам дают список латышских слов и предлагают разыскать соответствующие им предметы. К люлькам, прялкам, зеркалу были приколоты записочки с подсказками. Получился своеобразный квест. А в деревенском клубе уже ждут мастер-классы по взбиванию сливочного масла в ступке, изготовлению сладкого национального десерта на основе ягод и сливок и народные танцы. Еще оказалось, что организаторы мероприятия прекрасно поют: главный инициатор затеи с этнотуром потомственная латышка Ольга БЕНКЕ работает худруком в Бобровском клубе, где организован фольклорный ансамбль «Варавиксна», т.е. «Радуга».
После мастер-классов на лужайке участвуем в обрядах, которые традиционно проводят во время латышского праздника Лиго. Его отмечают в день солнцестояния, но для нас немного сместили. Водим хороводы вокруг костра, плетем венки, делаем березовые веники. Считается, что для привлечения удачи и богатства латышская девушка должна была вплести в свой венок 27 трав. Показывают, как разжигать костер из одного полена. В итоге чурбачок, как и положено, горит изнутри, и на него можно поставить чайник, где завариваются душистые травы.
На память организаторы предлагают туристам увезти с собой пирожки или традиционный латышский сыр с тмином, а в сувенирной лавке можно купить самодельные магниты на холодильник в виде мешочков с кедровыми орешками, свечки, вязаные варежки, носки, бусы, свалянные из цветной шерсти (весьма оригинально!), и многое другое.
Наступает время дегустаций. На столе: травяной чай, собственноручно сделанные масло и десерт, а также традиционные латышские блюда – пирожки с салом, свекольник (холодный суп на основе минеральной воды и кефира), бутерброды с черемшой (дикий чеснок), перекрученной с салом. Три часа, запланированные на посещение Бобровки, прошли незаметно, нужно уезжать.
Екатерининский бор
Уже после 19 часов вечера приезжаем на место ночевки – спортивно-оздоровительную базу «Екатерининский бор». Ее основой стал спортивный лагерь, построенный еще в 1962 году, но во времена перестройки его забросили. В 2004 году спортивные тренеры Людмила и Вячеслав ЖУКОВЫ приехали в эти места и не смогли остаться равнодушными к красоте природы и разваливающимся корпусам. «Мы создавали базу для семейного отдыха и спортсменов. Никакого увеселительного уклона, зарабатывания денег не планировали. Нам самим комфортно здесь жить», – рассказала Людмила ЖУКОВА.
База возродилась около 10 лет назад. Порядок наводили постепенно: отремонтировали сохранившийся корпус, построили баню, сейчас заканчивают часовню. Сначала посещали «Екатерининский бор» те, кто знал это место еще с советских времен, потом подключилось сарафанное радио, и гостей стало больше. Всего база может вместить около 20 человек. Особым спросом она пользуется зимой, ведь вокруг нее интересные для лыжников перепады высот.
Бывшие спортсмены Людмила (занималась греблей на байдарках) и Вячеслав (детский тренер по волейболу) развивают на базе и спортивный туризм: здесь проходит закрытие сезона покатушек на квадроциклах по бездорожью, соревнования по пляжному волейболу. Основными посетителями, конечно, являются тарчане. Они приезжают семьями на выходные, чтобы подышать хвойным воздухом и попариться в баньке. Один день проживания обойдется в 300 рублей, сутки – 600. По словам Людмилы ЖУКОВОЙ, в их лагере найдется место людям с любым достатком, обширная территория позволяет ставить палатки, а кухня — питаться самостоятельно.
После ужина – прогулка на берег Иртыша, осматриваем окрестности. Красиво, но комары не дремлют. На берегу сидят рыбаки. Некоторые, по слухам, ловят здесь даже осетра.
Утром в последний раз вдыхаем чистый таежный воздух, завтракаем и в путь. Теперь уже без остановок (ГЛОНАСС не в счет).
Цена этнотура
Дорога до Тары и обратно омичам обойдется примерно в 1400 рублей, сам этнотур в Бобровку через омских туроператоров – 500 рублей. Если к этому прибавить дорогу от Тары до Бобровки, питание и ночевку (за один день добраться, осмотреть Бобровку и вернуться в Омск тяжело), получится около 3000 рублей. За латышский сыр с тмином в Бобровке просят 500 рублей за килограмм (для бюджетного туриста дороговато). Таким образом, выходные в Бобровке обойдутся семейной паре в 6 тысяч рублей. Есть над чем подумать. Представители турагентств, побывав в Бобровке, так и сказали: «Надо считать».
Идея латышской этнодеревни обязательно будет иметь спрос и своих потребителей. Если решить вопрос с удешевлением транспортных расходов, можно организовать турпоток из миллионного Омска. При существующей цене гостями Бобровки чаще всего будут тарчане.