Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий ГЕРАСИМЕНКО стал участником первого Форума бизнес-омбудсменов Казахстана и России в рамках Евразийского экономического союза,
который с 1 по 3 сентября проходил в Астане. Бизнес-омбудсменов из российских регионов на форуме собралось около 30 во главе с федеральным уполномоченным Борисом ТИТОВЫМ, но именно омский омбудсмен выступил на форуме с докладом об административных барьерах, возникающих в работе российского бизнеса на территории Казахстана. Обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ Юрий Васильевич подробно рассказал, на чем он сделал акценты и как восприняла российские предложения принимающая сторона.
– Юрий Васильевич, если не ошибаюсь, в Казахстане институт бизнес-омбудсмена был создан позднее, чем у нас, но полномочия у Ваших коллег в Казахстане шире. Так ли это?
– Да, этот институт в Казахстане был создан только в феврале 2016 года. У них совсем иная структура – у нас помимо федерального уполномоченного есть омбудсмены в регионах, а в Казахстане только один республиканский бизнес-омбудсмен, а в регионах у него представителей нет, и общение выстроено через региональные ТПП. В какой-то степени полномочия у бизнес-омбудсмена в Казахстане шире, у него есть право, например, подавать иски в суд от лица бизнес-сообщества, через него проходят все нормативные правовые акты, затрагивающие интересы бизнеса, и если в результате оценки регулирующего воздействия омбудсмен дает отрицательное заключение, документ обязательно уходит на доработку. Вместе с тем, на мой взгляд, практику институту уполномоченного по защите прав бизнеса в Казахстане еще только предстоит наработать.
– Вам доверили выступить от российских омбудсменов на важнейшую тему, как вы к этому готовились?
– Долгое время обсуждал наболевшие вопросы с предпринимательскими объединениями Омской области, с теми представителями российского бизнеса, которые в Казахстане работают, с региональным минэкономики, проанализировал жалобы, поступившие мне за последнее время. Накануне форума встретился со своими коллегами из других регионов, с бизнесменами ряда регионов России, и по результатам этих разговоров я тоже какие-то правки в свое выступление внес. На самом деле, я думаю, это вполне логично, что Омску, как приграничному региону, было дано право заявить об общих проблемах в работе с Казахстаном, у нас эти проблемы видны наиболее выпукло.
– Одна из первых, наверное, связана с ввозом в Россию нелегального алкоголя?
– Да, верно. В 2017 году акциз на 1 литр алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в России составляет 523 рубля, в Казахстане – 380 рублей. Акциз на 1 литр пива у нас составляет 21 рубль, в Казахстане –7,41 рубля. И создание единой таможенной территории в рамках Евразийского экономического союза привело к резкому увеличению поставок алкоголя из Казахстана в Россию, граждане под предлогом личного потребления ввозят алкоголь, а потом нелегально реализуют. Российские производители при этом оказываются неконкурентоспособны, несут потери бюджеты разных уровней. А потому я озвучил предложение гармонизировать акцизные ставки на алкогольную продукцию в государствах – членах ЕАЭС.
– Вряд ли этому предложению обрадовались.
– Да, возникла дискуссия. Реакция Казахстана предсказуема: почему мы должны повышать, давайте вы будете снижать. Конечно, в приграничных регионах и с той и с другой стороны остроту этой проблемы понимают, но вместе с тем могу предположить, что в ближайшее время проблема не решится. Казахстан ждет от России снижения ставок и на увеличение акцизов, я думаю в ближайшее время не пойдет. Второй вопрос здесь – нелегальный ввоз, с которым можно и нужно бороться. Понятно, что легально ввозить алкоголь из Казахстана производителям и продавцам невыгодно, потому что им нужно будет приобретать российские акцизные марки.
– С созданием ЕАЭС стали известны случаи миграции нашего бизнеса в Казахстан. То есть компания регистрируется там, а бизнес продолжает вести и на территории России в том числе. Как вы думаете, почему?
— В Казахстане ведь не только по акцизам, но и по ряду социальных платежей и взносов для бизнеса условия комфортнее. Плюс им там могут быть предоставлены преференции как иностранным инвесторам, налоговые льготы и так далее. Знаю, что целый ряд предприятий из Омска зарегистрированы в Казахстане, и это сегодня не только наша проблема, но и других приграничных территорий. Еще одна позитивная тенденция, которая привлекает бизнес в Казахстан, – снижение административных барьеров, требований к бизнесу. Так, например, казахстанцы подсчитали, что сейчас у них 30,5 тысячи обязательных требований к бизнесу, а после сокращений останется 13,3 тысячи. Между тем в Российской Федерации, по данным аппарата бизнес-омбудсмена ТИТОВА, таких требований сейчас около 2 млн.
– Помимо акцизов, какие еще направления гармонизации налоговой политики России и Казахстана обсуждали на форуме?
– Предпринимателей очень беспокоят вопросы двойного налогообложения, вопросы различий в требованиях налоговых служб с одной и другой стороны. Расскажу ситуацию, которую приводил в пример в своем выступлении. Российские производители экскаваторов создали «дочку» в Казахстане. Исходя из действующего законодательства, они сейчас два раза с одного и того же товара платят НДС. Дело в том, что в Казахстане действует зачетная схема возврата НДС, и рассчитана она на то, что когда ты в следующий раз будешь партию поставлять, тогда меньше заплатишь НДС в счет возврата за первую партию. А в ситуации с таким товаром, как эти дорогостоящие экскаваторы, второй партии может и не быть. По просьбе производителя я эту проблему в своем выступлении сформулировал. Сейчас, когда в Казахстане готовится новая редакция Налогового кодекса, есть большая надежда, что вопрос будет решен. Это важно, ведь в том случае, если налоговое законодательство с двух сторон не гармонизировано, ущерб приходится нести предпринимателям.
– Насколько я знаю, вы вели еще и речь о необходимости сделать доступной проверку благонадежности партнеров.
– Проверка благонадежности партнеров, это, казалось бы, для нашего бизнеса косвенная проблема, не первостепенной важности, но ее решение может также положительно повлиять на сотрудничество между предпринимателями двух стран. ТПП России и Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан на возмездной основе оказывают услуги по информированию иностранного партнера о благонадежности контрагента. Но ведь палатам можно просто обмениваться информацией в интересах предпринимателей. Конечно, для того, чтобы бизнес мог получать эту информацию безвозмездно, обоим государствам нужно предусмотреть меры финансовой поддержки для предоставления таких услуг.
– А на какие барьеры со стороны России, кстати, жаловались казахстанцы, можете привести пример?
– Например, на несовершенство правоохранительной системы. По их словам, в случае, если их грузы, идущие по территории России, например, по железной дороге, вскрываются преступниками, очень долго идет расследование, со скрипом возбуждаются уголовные дела. Отчасти правоохранителей можно понять, ведь доказать, что вскрытие товара произошло на конкретной территории, очень сложно. Такого рода нелицеприятные вещи пришлось выслушать, во многом замечания справедливы, но вместе с тем, на мой взгляд, в Омской области вопросы, которые ставят перед нами зарубежные коллеги, решаются успешно, по крайней мере, в той части, которая находится в полномочиях региональной власти. А что касается страны в целом, понятно, что даже в рамках ЕАЭС автоматически унифицировать требования к бизнесу невозможно, прошло еще не так много времени, чтобы утрясти все нюансы, но искать компромиссы необходимо.
– Не интересовались, что станет с площадкой выставки ЭКСПО-2017 в Астане?
– Поинтересовался. Говорят, что там будет создан некий центральный бизнес-центр, который будет подчиняться собственным правовым нормам. В частности, на территории этого центра будет действовать собственный третейский суд, для которого в Великобритании сейчас готовят 40 юристов. Это будет некий мини-Гонконг, бизнес-центр с особой юрисдикцией. Очень амбициозный проект, посмотрим, что из этого получится.