Что бы ни делала власть, по инвестиционному потенциалу регион 10 лет колеблется около 30 места
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» обнародовало двадцать первое по счету ежегодное обследование инвестиционной привлекательности регионов России. На этот раз по тенденциям 2015 – 2016 годов. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивалась по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке, риск – какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе.
Хотя во всех таблицах обозреваемого рейтинга стоит 2016 год, составители использовали статистические данные по состоянию на 1 января 2016 года. Хотя для некоторых параметров, в частности проблем региональных бюджетов, использованы данные с сайта Минфина за девять месяцев 2016 года. Первые полтора десятка лет «Эксперт РА» так и указывал на два года, но в последнее время стал писать только год публикации.
Как утверждает рейтинговое агентство, очередной рейтинг инвестиционной привлекательности «показывает ускоренный рост практически всех видов инвестрисков третий год подряд. Главная зона ответственности региональных администраций сейчас – создание приемлемой инвестиционной среды. Других ресурсов для активизации инвестиций в регионах нет».
Далее говорится, что не столь заметно, как ожидалось, но все же сработала ставка на импортозамещение в регионах с сильным АПК (за 2015 год ввоз продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья уменьшился на 33,6% и составил 26,5 млрд долларов). Регионы с высокой долей в ВРП развитого сельского хозяйства в нынешнем рейтинге выступают очевидными точками роста: «Поддержка региональным экономикам с высокой долей АПК приходит и с внешних рынков. В 2015 году поставки на экспорт принесли российским аграриям 16 млрд долларов. В нынешнем году этот уровень с большой вероятностью будет существенно превышен: по итогам четырех месяцев МЭР отметил рост на 5% в долларовом выражении и на 30,5% физических объемов поставок сельхозпродукции за рубеж; рекордный – в размере 40–46 млн тонн – ожидается и экспорт зерна из нынешнего рекордного урожая».
Напомню, что 17 декабря 2015 г. в рамках 19-го заседания Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Китая и России были подписаны Протоколы между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Главным управлением по контролю качества, инспекции и карантину растений Китайской Народной Республики о фитосанитарных требованиях к пшенице, рису, кукурузе, сое и рапсу, экспортируемым из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику. И таким образом с 2016 года появилась возможность экспортировать омское зерно в КНР, чем и воспользовались сельхозпроизводители. В среднем на территории Омской области, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Максима ЧЕКУСОВА, «производится около 3 млн тонн пшеницы. Безболезненно для региона можно экспортировать 10%, то есть 300 тысяч тонн».
Другим мотором для ряда региональных экономик, считает «Эксперт РА», стал химический комплекс. Интересно, что оба эти направления – аграрное и химическое – Омская область активно осваивает. В ноябре 2016 года министр промышленности и торговли РФ Денис МАНТУРОВ подписал приказ о включении Агробиотехнологического промышленного кластера Омской области в реестр подведомственных кластеров, а в декабре в федеральный реестр вошел Нефтехимический кластер. Однако эти события, возможно, скажутся на рейтинге инвестиционной привлекательности следующего года, а пока Омская область на один балл улучшила показания риска и на один балл ухудшила показатели потенциала, традиционно обитая в секторе «пониженный потенциал-умеренный риск». Правда, который год непонятное что-то творится у нас с криминальным риском. Правда, и здесь есть положительное движение: в предыдущем рейтинге мы были самыми худшими по этому показателю в СФО, а на этот раз пропустили вперед Республику Бурятию. Да и вообще поднялись по криминальному риску с 73 места на 67-е в России. Достижение! Правда, при этом уровень инвестиционного риска из-за управленческой команды региона опустился с 59 на 63 место.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал региона складыается из восьми частных потенциалов (каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей):<o:p></o:p>
– природно-ресурсного (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);<o:p></o:p>
– трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);<o:p></o:p>
– производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);<o:p></o:p>
– инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);<o:p></o:p>
– институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);<o:p></o:p>
– инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);<o:p></o:p>
– финансового (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);<o:p></o:p>
– потребительского (совокупная покупательная способность населения региона);<o:p></o:p>
– туристического (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них).<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
ВЕЛИЧИНА ИНВЕСТИЦИОННОГО РИСКА показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Рассчитывались следующие виды риска:<o:p></o:p>
– экономический (тенденции в экономическом развитии региона);<o:p></o:p>
– финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);<o:p></o:p>
– управленческий (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы);<o:p></o:p>
– социальный (уровень социальной напряженности);<o:p></o:p>
– экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);<o:p></o:p>
– криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков).
<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
ЭКСКЛЮЗИВ!
<o:p></o:p>
Таких таблиц в «Эксперте» нет.<o:p></o:p>
Корреспонденты «КВ» проанализировали рейтинг «Эксперт РА» за 21 год, «вытащили» из каждой публикации Омскую область и скоррелировали оценки по единым параметрам, так как набор показателей 1996 года отличается от набора 2016-го.