У омского фонда капитального ремонта один из самых низких показателей по финансовой устойчивости в России.
На заседании правительства Омской области 27 ноября обсудили исполнение бюджета региона за 9 месяцев, включили в состав комиссии по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления пятерых депутатов Законодательного собрания, увеличили объем финансирования на изготовление пандусов в подъездах для инвалидов-колясочников и приняли документ о долговой политике региона.
Не успевают осваивать безвозмездные федеральные деньги
Отчитывался о выполнении областного бюджета за 9 месяцев 2019 года министр финансов Вадим ЧЕЧЕНКО. Он сообщил, что за три квартала в бюджет поступило 66,27 млрд. руб. доходов, в то время как расходов оказалось 61,88 млрд. Налицо – профицит. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доходы выросли на 4,55 млрд. рублей (на 7,4 %). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается и рост поступлений по налогу на прибыль организаций на 1,75 млрд. руб.:
– Опережающая динамика сформировалась еще в 1 квартале в связи с поступлением авансового платежа от крупнейшего налогоплательщика по отрасли оптовой торговли твердым, жидким газообразным топливом и подобными продуктами. Кроме того произведенные по данному налогу возвраты налогоплательщикам за отчетный период уменьшились к аналогичному периоду прошлого года на 300 млн. руб. По налогу на НДФЛ рост составил 719 млн. руб. в связи с увеличением среднемесячной начисленной заработной платы на территории Омской области на 7%. По акцизам и подакцизным товарам рост 1 млрд. руб.
Расходы областного бюджета исполнены в объеме 61,88 млрд. руб. Это больше на 2,8 млрд., чем за 9 месяцев 2018 года. Вместе с тем процент исполнения от утвержденного годового плана составил 63,5%, тогда как в прошлом году на аналогичную дату процент исполнения составлял 67,8%.
В прениях губернатор Александр БУРКОВ попенял отдельным главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС), напомнив, что выделенные из федерального бюджета безвозмездные средства, предназначенные на целевые программы, при неиспользовании не просто отправляются обратно в столицу: регион еще вынужден будет заплатить штрафы:
– Вот у нас есть исполнение на 1 октября и на 26 ноября. Буду брать две цифры. По министерству здравоохранения сумма 2,41 млрд. рублей федеральных средств. На 1 октября процент исполнения – 41, на 26 ноября – 53%. Вы когда хотите исполнить этот бюджет? Мы должны сейчас понимать, сколько мы заплатим штрафов в федеральный бюджет и как потом к нам будет относиться федеральное правительство, когда мы в следующий раз пойдем просить дополнительные средства на какие-то проекты – по дорогам, по энергетике?
Дальше – министерство энергетики и ЖКХ. Сумма – 3,19 млрд. Исполнение было у нас на 1 октября 18%, на конец ноября – 31,7%. Мы с двух миллиардов штраф будем платить и возвращать эти деньги? Поэтому, коллеги, если говорить о финансовой дисциплине, мы выглядим очень плохо. Особенно там, где крупные суммы из федерального бюджета нам давались. Поэтому просьба: все учесть, чтобы у нас было 100%-ое исполнение к концу года. Сразу могу отметить – самое эффективное использование федеральных средств – Законодательное собрание Омской области: 95,1%.
Фонд капитального ремонта слишком много на себя берет
Министр энергетики и ЖКК Омской области Вадим МАРЫГИН представил проект, предусматривающий возможность оказания на возвратной и невозвратной основе дополнительной помощи управляющим компаниям при возникновении неотложной необходимости капитального ремонта имущества многоквартирного дома. Речь идет о неожиданной аварии – взрыве газа и прочем, когда требуются срочно устранить повреждения. Максимальная сумма на каждый отдельный случай – миллион рублей.
Зампред правительства Дмитрий УШАКОВ не обнаружил в тексте проекта, в каких случаях предоставляются средства на возвратной основе: об этом говорилось только в названии документа:
– А где критерии возврата? Зачем тогда писать: возвратный и безвозвратный? Пишите тогда прямо: безвозвратный – на случай, если что где случится. Возвратная основа – это, например, бюджетные кредиты. Но как управляющая компания частная будет возвращать деньги бюджету, мне непонятно.
Александр БУРКОВ его поддержал:
– С управляющими компаниями надо поаккуратнее. Надо внести критерии, чтобы УК не были в офшорах зарегистрированы. Вы миллиард сто на фасады направляли и с этим уже столкнулись, когда управляющие компании готовы были брать подрядчиков без гарантии банковской. И мы видели, когда и гарантию банковскую предоставляли, но потом все равно убегали. Или их снимали за неисполнение. Вот по дому на Лобкова, 3 управляющая компания привела своего подрядчика. Он работает. Мы приходим с Оксаной Николаевной, и нам народ высказывает: почему виды работ, которые по контракту предусмотрены, заставляют делать собственников жилья. Зачищать окна, восстанавливать откосы. Поэтому с управляющими компаниями, коллеги, еще раз – аккуратнее.
И тут же поинтересовался: а почему не предусмотрена возможность получения этой субсидии фонду капитального ремонта:
– У вас сегодня Фонд капремонта не выполняет программу. Из года в год.
– Не выполняет, потому что финансовая устойчивость фонда не обеспечивается, – ответил МАРЫГИН.
– Устойчивость не обеспечена чем? Тарифом?
– Проблема в том, что такое количество обязательных работ, которое включено в программу, должно было подтверждаться финансированием. Соответственно, обеспеченность, устойчивость у нас не достигалась из-за этого. Это основное, из-за чего у нас один из самых низких показателей по финансовой устойчивости по РФ: наличие ничем не подкрепленного необеспеченного большого количества видов обязательных работ, вместо семи-шести.
– Вы же вносили законопроект изменений на Заксобрание, чтобы мы из отстающих вышли в передовые. А этот ваш сегодняшний проект не предусматривает порядок получение субсидий фондом капремонта: не попадает по критериям. Вы говорите о бедственном положении фонда и не даете даже возможности фонду где-то перекрыться субсидиями. Получается – вы же сами дальше фонд хороните.
Инвалидов обращается больше
Министр труда и социального развития Омской области Владимир КУПРИЯНОВ представил проект постановления о внесении изменений в постановление 261-п, предусматривающее внесение изменений в госпрограмму «Доступная среда». Проектом предусмотрено увеличение в 2019 году финансирования мероприятий по оборудованию входных групп жилых домов для инвалидов-колясочников откидными стационарными металлическим пандусами на 2,5 млн. руб.
Александр БУРКОВ поинтересовался, о скольких пандусах идет речь. «О 34», – пояснил министр.
– Успеете ли? Вам же надо будет законтрактоваться.
На что Владимир КУПРИЯНОВ заявил, что проблема решена тем, что работы будут размещены у единственного исполнителя, уверив, что это сделано в полном соответствии с законодательством.
Губернатор не стал углубляться в этот вопрос, а поинтересовался представленной статистикой, согласно которой инвалидов обратилось больше, чем в предыдущие годы:
– Мы видим динамику роста инвалидов, которые обращаются в службу занятости. Это о чем говорит? О том, что предприниматели, бизнес не готовы работать с инвалидами. Все больше их отторгает. Или у нас в области рост инвалидности.
Министр заверил, что дело в более полном выявлении инвалидов. Что же касается бизнеса, то работодателям частично компенсируют затраты на трудоустройство к себе инвалидов.
Поголовье падает
Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Лариса МАШИНСКАЯ представила проект изменений в программу, где предусмотрено увеличить ряду районов бюджетные ассигнования гражданам ведущим личное подсобное хозяйство на возмещение части затрат по производству молока, а двум районам Азовскому и Русско-Полянскому, наоборот, уменьшить – мало закупали.
При этом, как выяснилось, в целом по области на 1300 снижение поголовья КРС идет. Первый зампред Валерий БОЙКО пояснил:
– Мы с министром сельского хозяйства разговаривали. У нас падение и по поголовью и по продуктивности: и в разрезе сельхозпроизводителей, и у фермеров, и в личном хозяйстве.
– То есть меры поддержки не работают?, – ухватил суть губернатор.
– Но не в коня овес, – подтвердил тенденцию председатель Законодательного собрания Владимир ВАРНАВСКИЙ. – Мы село благоустраиваем, помогаем ему, но что в итоге? Люди все равно остаются без работы, показатели падают.
Но так как другого механизма поддержки все равно нет, оставили этот.