Частные перевозчики начинают работать в убыток.
С 1 января 2019 года проезд в муниципальном транспорте подорожал. Теперь по наличному расчету омичи платят 30 рублей, а по безналичному – 25 рублей. Школьники при оплате картой ездят за 15 рублей, студенты – за 19 рублей, пенсионеры – за 18 рублей. Однако гладкая на бумаге система дала сбой при ее внедрении. Омичам пришлось столкнуться с дефицитом проездных – за несколько дней до Нового года в киосках продали годовую норму карт. Возникли сложности в покупке не только пенсионных, но и гражданских проездных. Во время праздников в департамент транспорта поступили сотни жалоб на работу новой системы.
Как оказалось, система принесла немало сложностей и предпринимателям. По просьбе чиновников они были вынуждены оснастить свой транспорт ридерами для безналичного расчета, потеряв при этом в деньгах. Парадоксально, но говорить об этом публично пока готовы не все — надеются все-таки найти компромисс с властями и не готовы рисковать своей репутацией. Но с «Коммерческими вестями» согласились пообщаться лидеры объединений перевозчиков. Приводим их реплики.
Андрей ФЕДОРОВ,
предприниматель, помощник депутата Государственной думы, экс-председатель правления Омского союза перевозчиков:
В настоящее время мы наблюдаем на рынке пассажирских перевозок фактическое разделение на четыре подрынка, эдакую иерархию, в которой предприниматели оказались под угрозой разорения. Первую, самую выгодную нишу занимают муниципалы – предприятия, максимально приближенные к организатору перевозок — то есть к департаменту транспорта администрации Омска.
Чуть ниже в этой пирамиде расположены «пастухи» – носители лицензий на пассажирские перевозки. Эти лица, очень вероятно, приближены к конкретным представителям департамента транспорта, однако непосредственного отношения к муниципальным предприятиям они не имеют. Их основной источник дохода – взимание ренты от работы частных перевозчиков на конкретных маршрутах и получение процентов от перевозки льготных категорий граждан. В 80% случаев «пастухи» собственниками автобусов не являются.
Собственники автобусов – «хозяева» – находятся на третьем подрынке. Их доход зависит от работы на маршрутах, принадлежащих «пастухам». Ежедневный доход «хозяина» составляет от 2 000 до 3 500 рублей в зависимости от маршрута. За аренду маршрутов «пастуху» платится от 11 000 до 18 000 рублей в месяц.
Четвертый подрынок составляют «водители», работающие на автобусах «хозяев». Ранее их ежедневный доход составлял от 2 000 до 5 000 рублей, опять же, в зависимости от маршрута. Но с начала 2019 года, в силу внедрения системы безналичного расчета, ежедневная выручка водителя сократилась до 500 – 700 рублей. Большая часть частного транспорта уже оснащена системой безналичного расчета: на данный момент установлено 1313 ридеров. И если к концу прошлого года по безналичному расчету проезжали 25-30 человек, то сейчас этими услугами ежедневно пользуется в среднем человек 70 на каждой машине.
На нерегулируемых маршрутах платежи за льготников перевозчикам выдают, отталкиваясь от старого решения РЭК № 1/1 от 10 января 2013 года, где утвержден тариф в 18 рублей. В то время как муниципалам платят 40 рублей. Перевод с нерегулируемых маршрутов на регулируемые произведен не был, и в РЭК защитили свои тарифы лишь единичные предприниматели. Большинству же за вычетом всех налогов и прочих платежей на руки отдается 14 рублей, из которых водителю достанется лишь в лучшем случае половина. Достойно ремонтироваться в таких условиях, приобретать новые машины невозможно. Экономика частных перевозчиков стала откровенно убыточной, и как преодолеть кассовый разрыв, непонятно.
Налицо некорректный перекос в вопросах организации работы рынка перевозок: администрация Омска фактически занимается внутренними вопросами, пытаясь заработать деньги от перевозки пассажиров своим единственным предприятием ПП № 8, фактически не управляя организацией всего комплекса процессов перевозок на территории областного центра. «Пастухи», находясь предположительно в очень комфортных и выгодных отношениях с некоторыми представителями администрации Омска (что гарантирует им сохранение своего нехитрого бизнеса в будущем), заинтересованы лишь в плановом отжиме денег с «хозяев». А ведь именно «хозяева» в свое время за собственные средства приобретали автобусы, вложив в общей сложности не менее 5 млрд. рублей в обновление подвижного состава.
На сегодняшний день именно собственники транспортных средств находятся в крайне уязвимом и уязвленном состоянии. Недовольны положением и водители, которые уже на многих маршрутах объединяются для того, чтобы саботировать работу, требуя от «хозяев» снижения непосильного для исполнения плана (сдачи ежедневной выручки). Полагаю, такие настроения будут лишь укрепляться.
Ситуация критическая и требует неотложных действий со стороны чиновников. Необходимо оказать принципиальную поддержку предпринимателям и водителям, культивируя и развивая приобретение новой техники при сохранении гарантий работы ранее приобретенной. В противном случае мы рискуем начать иметь дело с транспортным коллапсом.
Владимир ГЕВОРГЯН,
руководитель НП СРО «Омские перевозчики»:
С 1 января мы поддержали просьбу администрации о распространении системы безналичной оплаты на своем частном транспорте. Запустилась она со скрипом, окончательно заработав только к 8 января. Федеральных льготников начали принимать уже со 2 января. Но по тарифу в 25 рублей по безналичному расчету мне приходило лишь 17 рублей 60 копеек, и по итогам января я оказался в убытке на 1,5 млн. рублей. Если всех тех же пассажиров я бы отвез по тарифу в 30 рублей, то убытков не было.
За федеральных льготников нам платят 18 рублей вместо 25 или 30, не объясняя причин. Это тоже неправильно, ведь себестоимость перевозки одного пассажира даже у тех предприятий, которые защитили тариф, минимально составляет 25 рублей 70 копеек. У меня себестоимость выше – 34 рубля 50 копеек, но это потому, что у меня большое предприятие.
Мы задаем сейчас вопросы чиновникам, предлагаем два варианта развития событий: либо нам платят как положено, либо мы отказывается перевозить федеральных льготников по безналичному тарифу. В городской администрации мы понимание по этому вопросу встретили, а вот в областной – пока нет. Курс задан на то, чтобы мы работали вбелую. Так мы готовы! Только давайте установим нам приемлемые тарифы. То, сколько сейчас платят пассажиры и сколько доплачивает за льготников министерство труда, реальной стоимости проезда не соответствует!
Забастовки водителей на маршрутах вполне понятны: им не хватает денег, чтобы выполнить план, а без этого нельзя ни заправиться, ни провести техосмотр. Конечно, можно установить тариф и в одну копейку, но тогда весь транспорт встанет! Такая система крайне невыгодна для нас. Если ничего не изменится, то через полтора-два месяца мы просто не сможем выйти на рейсы — не будет денег ни на заправку, ни на ремонт, ни на зарплату, ни на налоги.