Все рубрики
В Омске вторник, 10 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,3759    € 105,0996

РОГОЗИН вместе с главой РАН проинспектировал ПО «Полет»

27 июня 2019 09:47
0
2642

Руководитель Роскосмоса убедился, что «Ангара» выходит на завершающий этап испытаний, однако вопросы у него остались. 

22 июня ПО «Полет» в Омске посетили глава ГК «Роскосмос» Дмитрий РОГОЗИН, гендиректор НГКПЦ им. Хруничева Алексей ВАРОЧКО и президент Российской академии наук академик Александр СЕРГЕЕВ.

«Полет» и «Ангара»

Они прошли по цехам и пообщались с журналистами, которым, конечно, было интересно, как обстоят дела с «Ангарой». Первым делом Алексей ВАРОЧКО пояснил, что информация, которая прошла в СМИ про отставание в графике, не соответствует действительности, что речь идет только о некоем внутреннем графике: «Машина будет поставлена в июне следующего года. А по нашему внутреннему графику – в октябре в Москву. Графики поставки мы все выдерживаем». О строительстве контрольно-испытательной станции он тоже рассказал кратко: «Сейчас на монтаже. Оборудование на 90 процентов поставлено: осталась одна питерская организация, в июле придет. Мы завершим монтаж. В августе будет пуско-наладка».

Дмитрий РОГОЗИН более подробно рассказал, что сейчас «Ангара» выходит на завершающий этап испытаний, и пояснил: «Не совсем правильно говорить, что все производство переводится в Омск. Здесь будет серийное производство замкнутого цикла, но центр Хруничева — это еще и Москва, где будут продолжены работы по водородной тематике. Мы видим дальнейшее развитие тяжелой «Ангары» с третьей водородной ступенью, и в этом вопросе московский ракетный завод и КБ «Салют» как раз приложат все силы, чтобы в 2026 году мы полетели».

Глава Роскосмоса поделился планами. С 2023 года (по мере ввода второй очереди космодрома Восточный, который должны сдать в 2022 году) после комплексных автономных испытаний начнется работа по «Ангаре» на космодроме Восточный. Одновременно будет идти серийное производство ракет в Омске. «Я осуществляю рабочую поездку с одной только целью – убедиться, что мы в графике. С точки зрения корпорации пока все нормально. Надеюсь, так будет и дальше. Мы на Омск серьезно рассчитываем», – заверил Дмитрий РОГОЗИН и пояснил, что «Ангара» сейчас становится важнейшей тяжелой ракетой, поскольку должна заменить в тяжелом классе «Протон». Он в силу ограничений, которые вводит Казахстан с 2025 года, с Байконура летать не сможет.

На вопрос журналистов, как он оценивает состояние ПО «Полет», РОГОЗИН рассмеялся: «Я до конца-то еще не дошел! Вы меня прервали на полпути. Коплю вопросы. Пока вроде все нормально. Есть вопросы с точки зрения эффективного использования всей территории, социального характера. Если мы хотим привлечь молодых специалистов, нам необходимо с правительством региона продумать вопрос, связанный с льготной ипотекой. Нельзя думать только о железках. За ними стоят люди, и от их мотивации зависит наш конечный успех. Вопросы у меня есть, но я пока не буду их проговаривать, потому что это наша внутренняя кухня».

В связке с наукой

Поскольку Дмитрий РОГОЗИН привез с собой с Байконура главу Российской Академии наук Александра СЕРГЕЕВА, то речь часто заходила о связке производство – наука. В частности, руководитель Роскосмоса подчеркнул, что надо искать определенные решения в вопросах повышения эффективности топлива, улучшения сплавов, использования композитных материалов, современных решений, связанных с кабельной продукцией, с электроникой: «Это длинный период усовершенствований. Нас иногда ругают, что мы летаем на королевской «семерке» (от ред.– Ракета Р-7), на «Союзе». Это, с одной стороны, правда, потому что в эту ракету заложена идеология еще Сергеем Павловичем (Королевым), но, конечно, она прошла десятки модернизаций. Ракета уже цифровая. Модернизаций будет много и здесь, на «Полете». Ракета будет нарабатывать свою статистику, надеюсь, она будет безаварийная».

Александр СЕРГЕЕВ заметил, что космическая отрасль, как и любая высокотехнологичная, очень быстро развивается: «Все время нужно соответствовать моменту. Так получилось, что в нулевые и десятые годы мы подсели на иглу «извозчиков» и, действительно, зарабатывали достаточно приличные средства на выводе спутников и в условиях небогатого бюджета упустили развитие научное и научно-технологическое. И сейчас мы с Дмитрием Олеговичем работаем над тем, чтобы объединить усилия Роскосмоса, академических институтов, университетов для продвижения вперед, как можно быстрее перейти от знаний, которые есть в науке, к конечному продукту. Мы уже говорили, что ракеты должны быть на новом топливе – и на водороде, и на сжиженном газе. Новые ракеты летают по-другому – надо рассчитывать, моделировать эти полеты, поэтому здесь велика роль науки».

В ходе визита академик и глава РАН пообщался с министром промышленности Омской области на тему создания в регионе в рамках национального проекта «Наука» научно-образовательного центра, в котором будут взаимодействовать наука, образование и промышленность, причем последней отведена самая главная роль – ставить задачи для науки и образования. «Это предприятие могло бы быть частью омского научно-образовательного центра наряду с другими, из разных областей. Омская область могла бы предложить очень интересный проект научно-образовательного центра. Здесь важен момент, связанный с расположением космодромов. Ясно, что происходит смещение на восток. Все больше удельная роль будет у предприятий, которые находятся восточнее, поэтому ваше будущее мне видится очень интересным», – поделился мыслями Александр СЕРГЕЕВ.

Себестоимость

Не последнюю роль в космической отрасли играет и цена продукта.«Пока нас не очень устраивает себестоимость, мы можем с ней согласиться только на этапе испытаний, – признался Дмитрий РОГОЗИН. – А когда мы выходим на серийное производство, конечно, нам нужна такая цена, чтобы мы могли соревноваться с нашими наиболее успешными конкурентами, прежде всего американскими. Европейские и китайские не в счет – у них дороговато. Но американцы делают большие успехи, у них за спиной мощнейшая держава, которая позволяет использовать различные демпинговые механизмы, поддержку экспорта космической продукции. У нас таких возможностей меньше, поэтому мы должны работать эффективнее». Глава Роскосмоса заметил, что ждет от омичей максимума усилий.

Почему перенесли запуск «Протона-М»

Прокомментировал Дмитрий РОГОЗИН и состоявшийся накануне на Байконуре перенос запуска ракеты-носителя «Протон-М», который планировался на 21 июня: «Мы для того и проводим наземные испытания, чтобы не получить проблему в воздухе. Я дал команду максимально проверять все, что только можно. Выявили, слава богу. Буквально вчера утром нашли замечание, связанное с работой электросистемы космического аппарата. Замечание не критическое, его можно было бы устранить, но проблема в том, что в отличие от космодрома «Восточный» на Байконуре нет таких возможностей, там нет мобильной башни обслуживания. Физически операция была не сложной, но она требовала времени – надо было вскрывать обтекатели и извлекать химический элемент с истекшим ресурсом».

По словам Дмитрия РОГОЗИНА, решения лететь на авось сегодня не принимаются: «Мы не можем себе позволить сохранить тенденцию аварийности. У нас с 2006 года практически все годы были аварийными, надо это прервать». Глава Роскосмоса сообщил, что новый запуск назначен на 12-13 июля.

Александр СЕРГЕЕВ заметил, что ученые поддержали такое решение: «Этот космический аппарат – «Спектр-РГ» (от ред. – Российско-немецкая астрофизическая обсерватория) – не только дорогостоящий, он репутационный для нашей страны. Мы фактически впервые за многие годы хотим вывести на непростую орбиту приборы, которые не имеют абсолютно никаких аналогов в мире, они будут давать уникальную информацию. Поэтому мы готовы подождать следующего подходящего дня».

Единственной проблемой переноса сроков РОГОЗИН назвал перегрузку космодрома Байконур: «В этом году намечено много пусков как по линии Министерства обороны, так и по линии Роскосмоса. На данный момент прошло семь пусков, а всего должно быть несколько десятков. Будет большая нагрузка на оставшиеся месяцы». Он рассказал, что 5 июля на космодроме Восточный произойдет запуск «Метеора», и напомнил резонансную историю, как 28 ноября 2017 года спутник «Метеор-М», запущенный на ракете «Союз» с космодрома Восточный, не вышел на целевую орбиту. «Тогда неправильно рассчитали, в какую сторону должен развернуться разгонный блок», – пояснил Дмитрий РОГОЗИН. Также в июле с Байконура кроме «Спектр ГР» полетят пилотируемый и грузовой корабли.

Космодром Восточный в отличие от Байконура пока не загружен. Наращивать объемы там начнут со следующего года.

Цена «Протона»

Когда речь зашла о снижении себестоимости «Протона-М», Дмитрий РОГОЗИН пояснил, что идет борьба за каждый миллион: «Наши конкуренты, в частности компания SpaceX, заняли нашу нишу не потому, что молодцы, мы же сами уступили этот рынок, когда в 2016 году ушли с пусков «Протонов». Из-за грубейшего нарушения технологий на Воронежском механическом заводе фактически был отозван 71 двигатель, в том числе разбирали готовую ракету. Этот вакуум моментально был заполнен нашим конкурентом. Отбить позиции теперь намного сложнее. Цену, с которой наши конкуренты выходят на рынок, мы не считаем честной. Пуски в интересах Пентагона производятся совсем по другой цене. Они зарабатывают на государственных правительственных пусках и могут себе позволить выходить на рынок фактически ниже себестоимости (как мы предполагаем, ведь там экономика на самом деле непрозрачна, так же, как и у возвращаемых ступеней). Тем не менее вызов нам брошен, и мы должны его принять».

Глава Роскосмоса пояснил, что идет колоссальная работа, в которой участвуют технологи, финансисты, экономисты. Проблемы с себестоимостью он связывает в первую очередь с тем, что структуры внутри Роскосмоса пытаются заработать как можно больше.«Скажем, двигателисты у нас успешны, но хотят зарабатывать как можно больше, иметь маржу. Но выгодно ли это всей цепочке Роскосмоса – большой вопрос. Они продают двигатели на рынок дороже, но нам-то должно быть дешевле. Поэтому задача Роскосмоса – провести окончательный технологический аудит, посчитать, где сможем сэкономить, упростить конструкцию», – пояснил Дмитрий РОГОЗИН.

Одним из факторов удорожания он назвал логистику: «Мы возим из Омска в Москву, из Москвы в Омск. Никакой экономики нет! Поэтому договорились как можно быстрее наращивать компетенции в Омске, чтобы ничего не возить, все делать здесь». Дмитрий РОГОЗИН пояснил, что все, кроме третьей ступени для ракеты-носителя «Ангара-А5В», будут собирать в Омске. «Участники сложной ракетной кооперации станут зарабатывать на конечной цене, которую будут получать от пусковой услуги, а не от продажи внутри. Все должны почувствовать себя членами единой семьи, которые работают на конечный успех. Тогда у нас получится экономика совсем не хуже матерых конкурентов», – пояснил руководитель Роскосмоса.

В завершение встречи Дмитрий РОГОЗИН пригласил омских журналистов в следующем году посетить космодром Восточный: «Стройка началась, строители копают. Осенью начнут лить бетон и появятся уже конфигурации стартового стола. Я очень хочу показать, что уже сделано. Там действительно были безобразия. Они на каждой стройке. Но отличие в том, что на космодроме «Восточный» с безобразиями боролись. Мы вам покажем, как дышит космодром, хотим, чтобы вы сопровождали строительство стола под «Ангару», потому что это будет ваше родное изделие».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Очищать дороги в одном из городов Омской области от снега будет сельский предприниматель

Пользуется услугами подрядчиков для уборки города от снега и администрация Омска: на минувших выходных дороги чистили 10 частных снегоуборочных машин

10 декабря 11:30
1
284



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.