Студент Омского музыкально-педагогического колледжа Виталий ГОНЧАРУК – сын известного омского актера и режиссера, заслуженного артиста России Александра ГОНЧАРУКА.
Актерская династия в нашем мире не редкость. Но каково это – жить в тени знаменитого отца? О творческих устремлениях и взглядах на жизнь в целом у ГОНЧАРУКА-младшего в рамках проекта «Поколение NEXT» расспросила обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА.
– Виталий, предлагаю пойти хронологически. Детство было интересным?
– Честно признаться, довольно обычным. Детский сад, школа – все как у всех. Жили мы скромно. Родители служили в ТЮЗе, мы ходили к ним на работу мимо кафе и ресторанов на Ленина. Я останавливался и заглядывал в местные окна, наблюдал за тем, как трапезничают посетители. Мне рассказывали, что я как-то спросил у папы: «Кто там сидит и ест?» «Как кто? – удивился папа. – Люди». «А мы что, не люди?» – расстроился я. Для меня было настоящим праздником пойти с родителями в магазин и выбрать себе игрушку. В основном же я бегал с ребятами во дворе – прятки, догонялки, казаки-разбойники. Занимался теннисом, футболом, кикбоксингом, карате. Жалею, что не уделял столько же времени музыке. Сейчас ощущаю пробел, когда сажусь играть на гитаре и сочинять песни. Лето проводил у бабушки на Урале – в неприметном городке Ирбите. А уже в седьмом-восьмом классе у меня появился компьютер, а вместе с ним мечта стать киберспортсменом. Разве это не здорово – играть в свое удовольствие, но при этом быть богатым и знаменитым? Я участвовал в различных турнирах, но серьезного уровня в этой сфере так и не достиг.
– Учиться-то нравилось?
– Не очень. Успевал я средне. Но мне хорошо давалась литература. Впрочем занятия казались мне довольно простыми, я быстро смекнул, что к урокам не обязательно готовиться, главное – уметь грамотно импровизировать.
– Ах, так вот когда проявились актерские наклонности.
– Я подумывал уйти после девятого класса – отец как раз набирал первый курс в Омский музыкально-педагогический колледж. Мои друзья уже учились там актерского мастерству, и я иногда ходил туда в качестве вольного слушателя. Меня все же убедили отучиться полностью, но старшеклассником я провел пару лет в другой школе, в которой чувствовал себя намного комфортней душевно. Затем настал этап получения высшего образования – поступил в ОмГУПС на факультет журналистики. Но присутствовало стойкое ощущение, что я сменил школу на... школу. Было скучно, и меня хватило всего на год.
– Получается, беспокойная натура все-таки привела тебя учиться к отцу.
– Да, в колледже мне было интересно. Хотя отец как раз и не хотел, чтобы я там учился. Первоначально в колледже было только платное отделение на актерском мастерстве, но ровно в тот год, когда я бросил постигать азы журналистики, там появились бюджетные места.
– Судьба!
– Видимо. Еще со школы я подрабатывал промоутером, курьером. Но на втором курсе колледжа мне снова повезло – отец возглавил ТОП-театр и пригласил к себе практиковаться. Уже через полгода мне выделили полноценную ставку актера. Работа эта изнурительная, отнимающая все твои силы и время, на увлечения свободных ресурсов уже не оставалось. Я даже начал отставать по учебе, потому что с утра до ночи репетировал и выступал в театре. Пропускал полсеместра, а потом в ускоренном темпе пытался наверстать упущенное. Потом ТОП-театр распустили. Я, кстати, был первым человеком, который забрал оттуда свою трудовую книжку. Вся эта ситуация настолько ранила меня, что, каюсь, даже посещали крамольные мысли о том, будто актерская стезя – это не мое. По сути, ты отдаешь уйму физических и душевных сил, а взамен получаешь очень мало. То есть быть актером можно только для себя и для людей – не ради карьеры, не ради славы. Но я все же продолжил идти по этому пути. Наша труппа перебралась в Дом актера – мы арендовали сцену, заказывали пошив костюмов, сами продавали билеты. Неоднократно пытались добиться от властей, чтобы нам выделили собственное помещение, апеллируя к внушительному количеству наших поклонников, но безрезультатно.
– На что тратил гонорары?
– Да как, наверное, все молодые люди – на хорошую одежду, кафе... Я, например, предпочитаю приобрести одну брендовую вещь вместо нескольких из секонд-хенда. Возможно, это и неправильно, но для меня это важно. Вспоминаю известного бойца ММА Конора Макгрегора, который говорил, что в костюме за 1000 евро чувствует себя способным победить кого угодно. Итак, у меня была машина, поэтому я решил подрабатывать на выходных курьером в Super Burger. А позже перешел в федеральную компанию по доставке еды Delivery Club – там я и по сей день имею стабильный доход. И не считаю, что этой работы – как и любой другой – стоит стыдиться. Главное – ставить перед собой цели и добиваться их. Как говорил Станиславский, «чего сильно хочешь, во что искренне веришь, то не может не сбыться». Во время самоизоляции моя трудоустроенность в сфере, которая продолжает действовать, оказалась как нельзя кстати. Папа, узнав от меня о курьерской службе, тоже решил себя в ней попробовать. Какое-то время мы даже ездили вместе.
– А какая у тебя цель?
– Пока что я просто хочу зарабатывать и быть самостоятельным, независимым. Я уже живу отдельно от родителей, со своей девушкой. Не понимаю молодых людей, которые хвастают своими машинами и квартирами, которые им оплачивают родственники. Это не пристало мужчине. Не отрицаю наличие статуса, разумеется. Я бы и сам хотел занять достойное место в обществе. Еще в школе я обещал одноклассникам, что через несколько лет они увидят меня по телевизору.
– То есть лелеешь мысль стать популярным актером?
– Да, по большому счету, я ведь больше ничего и не умею... Но и природные данные глупо хоронить: уже с восьми лет я снимался в рекламе, участвовал в спектаклях трех театров – «Галерки», ТЮЗа и драмтеатра. Само собой, это была заслуга моих родителей, я им очень благодарен за то, что сызмальства смог соприкоснуться с актерской профессией. Опять же, смех зрителей, их аплодисменты, восторги – это как наркотик. Душевный трепет, охватывающий тебя при выходе на сцену, невозможно ничем заменить. К нему привыкаешь, но стоит взять перерыв, как тебя тут же тянет играть. Папа нередко подталкивал меня к тому, чтобы я переехал в Москву, но, на мой взгляд, это слишком спродюсированный город, в котором больше ценятся связи и наличие денег, а вовсе не талант.
– Сложно поспорить с этим. Ты ориентируешься на кого-то в своей игре?
– Мне очень нравится Александр Петров, несмотря на обилие критики в его адрес, что он якобы играет однообразно. Я ему верю. Да и как человек он меня тоже вдохновляет – не раз смотрел с ним интервью.
– А отец дает тебе профессиональные советы?
– Разумеется. Он вообще очень требователен ко мне, но это нормально для режиссера. В театре все равны: никаких поблажек мне как сыну не делалось, мне даже не доставалось главных ролей – всегда были ребята посильнее. Если говорить о несценической жизни – у нас прекрасные отношения, он меня во всем поддерживает и направляет.
– Быть актером сложно?
– Сложно, но очень интересно. Не многие понимают, в чем, собственно, смысл этой профессии. Это не просто кривляние и танцы на сцене, а серьезный душевный труд, требующий огромного терпения и целеустремленности.
– Истинные театралы очень уважают стоящую актерскую игру, зря ты так. Какой у тебя послужной список?
– Начинал я с участия в массовке, конечно. Случалось выступать в необычном стиле, например, в роли Кая читал рэп про Герду в новогоднем спектакле. Первые гастроли были с «Галеркой» в Норильске – я играл восьмилетнего мальчика в «Лето Господне», мне и правда на тот момент было восемь лет. Кстати, в этом же произведении участвовал мой брат Александр, именно он знакомил меня с театральным закулисьем. Он отучился в Екатеринбурге, вернулся в Омск, а сейчас живет в Перми, служит в Пермском академическом театре, дважды номинирован на «Золотую маску». Он отличный пример для меня. Еще я играл Пса в «Бременских музыкантах» да и вообще был задействован во многих детских и взрослых пьесах. Также я частенько отвечал в театрах за музыкальное сопровождение или свет – цеплялся за любую возможность чему-нибудь научиться и попутно заработать.
– К каким жанрам тяготеешь?
– Предпочитаю авангардные спектакли, современный экспериментальный театр. Творчество должно быть самобытным, на мой взгляд, привносящим свежий взгляд на мир. Это нужно культивировать, поощрять. Искусство априори не должно быть скучным.
БИОГРАФИЯ
Виталий ГОНЧАРУК – актер. Родился 8 декабря 1997 года. Учился в гимназии № 146 и средней школе № 38. В 2016 году поступил в ОмГУПС учиться на журналиста, но бросил. С 2017 года учится в Омском музыкально-педагогическом колледже на актера.