«Коммерческие вести» продолжают рубрику «Личный счет», в которой известные омичи и жители других городов рассказывают финансовому блогеру Данилу МАКАРЕНКО о своих личных финансах.
Очередным гостем рубрики стал директор торгово-производственной компании «Высший вкус» Юрий ВИШНЯ. Полную версию интервью в расшифровке можно прочитать в сегодняшнем номере газеты "Коммерческие вести", а в видеоформате — на ютуб-канале Данила МАКАРЕНКО «Шоу ми ё мани».
— Юрий, привет. Расскажи немного о себе для тех читателей, кто с тобой еще не знаком. Чем ты занимаешься?
— Мы производим продукты питания, основное наше направление – производство этнических макаронных изделий. Почему этнических? Потому что мы делаем не классические макароны, а макаронные изделия, которые относятся к кухням разных народов мира. У нас есть тюркская кухня – это лапша для лагмана, бесбармака. Есть паназиатская кухня – это рисовая лапша, фунчоза. Также мы запустили новое направление – перерабатываем соевые бобы и делаем соевую спаржу. На самом деле никакого отношения к спарже этот продукт не имеет, это сушеная пенка соевого молока.
— Ты помнишь, как заработал свои первые деньги и на что их потратил?
— Дай подумать. Совсемпервые деньги – это было еще в начале 90-х, когда экономика вставала на рыночные рельсы и все вокруг превращались в фарцовщиков и торгашей. Мы с двоюродным братом поставили на улице железный ящик из-под молочных бутылок, накрыли его картонкой. И торговали с этого импровизированного прилавка всякой мелочевкой – сигареты и так далее. Потратил как, наверное, и все в этом возрасте – на жвачки, конфеты и прочие детские радости.
— А когда появились первые серьезные деньги?
– У меня ИП было уже с 18 лет. Поначалу его использовали мои, скажем так, старшие товарищи, которые торговали на рынке продуктами питания. Потом я уже и сам начал заниматься торговлей. Первые серьезные деньги сделал на продаже подарочных наборов к Новому году, они и сейчас есть – видел, наверное, в магазинах конфеты в красочной коробке с Дедом Морозом. Вот я тогда вышел на несколько крупных компаний, и они закупили такие наборы для детей своих сотрудников.
– Как ты пришел к идее этнических макарон?
– Ну, как-то так получилось, что волей-неволей вся моя жизнь с торговлей продуктами связана. Сначала была дистрибьюторская компания, мы продавали и кондитерские изделия, и масложировую продукцию. Ну и на макароны у нас тоже контракт был. Мы их закупали у одного поставщика, фасовали, упаковывали и продавали под своим брендом. И в какой-то момент у этого поставщика прошла модернизация на производстве, и после этого он начал поставлять некондицию – сколы на брикетах и так далее. И нам ничего не оставалось, кроме как начать производить самим. Это было в 2017 году, мы поставили первую производственную линию. Постепенно начали разбираться в этом направлении, и постепенно стали лидерами в своем сегменте. На сегодня и по ассортименту продукции, и по объемам производства этнических макаронных изделий мы одни из крупнейших в России.
– Можешь рассказать чуть больше про масштабы компании? Сколько работает сотрудников, какая выручка, прибыль?
– Да без проблем. У нас группа компаний, поэтому если кто-то будет дотошно смотреть и скажет, что цифры не сходятся, сразу уточню, что есть производственная компания – у нее на балансе оборудование и рецептура. И есть торговая компания, через которую проходят основные обороты. За 2022 год у этой группы компаний выручка порядка 500 миллионов рублей. Прибыль – порядка 15 миллионов, в продуктовом бизнесе в целом маржа невысокая. Хотя по ряду позиций мы позиционируем себя как импортозамещающая компания, и там неплохая маржинальность. Но если брать в целом, то маржинальность где-то порядка 5%. Среднесписочная численность сотрудников – 170 человек, по этому показателю мы уже относимся к среднему бизнесу. Осталось выйти на оборот 800 миллионов рублей – думаю, в этом году это сделаем. И будем полноценный средний бизнес по всем критериям.
– Из чего складывается твой личный доход? Какие источники и какой порядок цифр?
– Есть зарплата директора, она фиксированная. И есть условно премиальная часть, которая зависит от нашего финансового результата. Кроме того, я, как совладелец компании, могу какие-то свои потребности закрывать через компанию – например, взять автомобиль в лизинг на компанию или какую-то недвижимость. Есть еще несколько проектов, но они скорее не коммерческие, а социальные. 6 лет назад мы с супругой открыли частный детский сад «Чудо-радуга» на 2-й Кольцевой, еще там же есть семейная фитнес-студия «Крылья». И есть проект коттеджного поселка «Северная столица» в Азовском районе, в районе села Сосновка. И еще был ряд проектов, из которых я вышел – например, точки по продаже хоккейной экипировки в Москве. С фондовым рынком не связываюсь принципиально, попозже можем обсудить, почему.
– А уровень дохода можешь озвучить? Это сотни тысяч, миллионы, десятки миллионов?
– Несколько сотен тысяч. Это то, что я забираю из бизнеса деньгами. Я веду бюджет, нерегулярно, скорее общими мазками. Но в целом имею представление, сколько мне денег надо в месяц на жизнь, на семью. Плюс какие-то запланированные крупные траты, плюс немного откладываю в подушку безопасности. Вот такую сумму и забираю. Если возникают какие-то крупные незапланированные расходы – могу воспользоваться такой опцией, как дивиденды от компании.
– Ты упомянул, что ведешь бюджет. На какие статьи затрат уходит больше всего денег?
– Наверное, это содержание жилья. У меня есть свой дом за городом, есть квартира. Я не разделяю отдельно затраты на коммунальные услуги, на налоги, на оплату по тарифам ресурсоснабжающих организаций и так далее. Но в сумме – наверное, это основная статья расходов.
– Какая у тебя была самая дорогая покупка за последний год?
– Ну вот недавно я незапланированно съездил в Сингапур и Индонезию. Это была рабочая командировка. Вот на эту поездку прилично ушло денег. Еще купил квартиру, даже парочку. Не в качестве инвестиции, а чтобы жить ближе к нашим социальным проектам. У меня и ребенок ходит в школу, которую мы открыли вместе с резидентами делового клуба «Эталон».
– Вообще часто получается путешествовать? И какая поездка запомнилась тебе больше всего?
– Да, раньше получалось в год до 10 поездок – различные бизнес-миссии, выставки, деловые встречи. Сейчас меньше. Так как мы планировали развивать европейское направление в бизнесе, сейчас оно, естественно, на паузе. Да и не хочется, честно говоря, уже ехать. Хотя визы есть. Зато больше поездок стало в азиатские страны – недавно, например, ездили на российско-китайский бизнес-форум с председателем правительства Михаилом МИШУСТИНЫМ. Ну и тот же Сингапур. До этого ни разу не был в этой стране. Что больше всего запомнилось – я там встретился с долларовым миллиардером. Мы были заочно знакомы через один проект международный. И когда он узнал, что я буду в Сингапуре, предложил встретиться. Очень интересный человек, венчурный инвестор, выходец из Индии. Сейчас у него инвестиционный фонд на полтора миллиарда долларов, в который инвестирует в том числе и суверенный фонд Сингапура.
Он мне рассказал историю своей жизни, очень интересно. Когда-то он был монахом, жил в храме – прямо как в книге Робина Шармы «Монах, который продал свой Феррари». И ему наставник сказал, что хорошо бы было начать заниматься бизнесом. Хотя никаких предпосылок особо, казалось бы, не было. В общем, он послушался наставника, начал развивать свой стартап, очень успешно. И тут ему наставник говорит: я вижу, ты сильно привязался к этому бизнесу, продавай его. Бизнесмен, естественно, в шоке. Но послушал наставника, продал свой стартап за 100 миллионов долларов. А потом его другая компания перепродала уже за 3 миллиарда долларов. И он мне говорит: эх, немного бы подождал – мог бы сам эти 3 миллиарда получить. Но в итоге он стал инвестировать в другие стартапы, стал венчурным инвестором, и теперь уже сам миллиардер. Ездит по миру, читает лекции в разных странах.
И у него такая довольно интересная концепция обращения с деньгами. Что нужно посчитать, сколько денег нужно на жизнь, на нормальное функционирование бизнеса и так далее. И все доходы, которые сверх этой суммы, нужно делить пополам. Первую половину направить на сверхпотребление – там жену побаловать или себя, на развитие каких-то собственных проектов, на реализацию своих амбиций. А вторую половину направить на благотворительность. На самом деле в этом есть довольно глубокий смысл. Чтобы человек больше зарабатывал, ему нужно больше отдавать. Нужно стать таким проводником для денег, как в электричестве – провести через себя дополнительный денежный поток. Перераспределив его на какие-то социальные проекты, на пользу обществу. Я эту концепцию взял на вооружение еще до встречи с тем миллиардером, чисто интуитивно. И могу сказать: это работает.
– Что должен знать и уметь человек, чтобы увеличить свой доход в несколько раз?
– Ух. В несколько раз – это серьезно. В первую очередь он должен понимать, куда он его направит. Потому что большие деньги – это большая ответственность. Именно поэтому кругом полно примеров, когда кто-то выигрывает миллиарды в лотерею, начинает творить всякую дичь и в итоге приходит в лучшем случае к тому, с чего начинал. А то и еще больше деградирует. Это как раз то, о чем я говорил выше – если есть понимание социальной ответственности, то деньги рано или поздно придут. Деньги – это же, по сути, энергия. И они приходят к тем, кто может направить эту энергию в правильное русло. Конечно, есть и обратные примеры, когда деньги получают какие-то недостойные люди. Но и их рано или поздно настигает судьба или карма – называйте это как хотите.
Второй важный момент – важно понимать, чего ты хочешь на самом деле. Что дает тебе этот рост дохода? Если для человека важнее стабильность, уверенность в завтрашнем дне – этого проще достичь в найме. Сейчас можно спокойно овладеть высокооплачиваемой профессией и зарабатывать не меньше, чем многие бизнесмены. Для кого-то важнее статус, власть, самоутверждение – этого тоже не обязательно достигать через бизнес. Гораздо проще добиться этого через общественную деятельность или работу в госаппарате.
– Ты упомянул, что у тебя был неудачный опыт работы на фондовом рынке. Можешь рассказать подробнее?
– Нет, я не говорил о неудачном опыте. Я сказал, что в принципе не инвестировал в фондовый рынок. О чем абсолютно не жалею, глядя на результаты коллег. Особенно тех, кто вкладывался в иностранные акции. Мне всегда было ближе инвестировать туда, где я могу влиять на принятие решений, принимать непосредственное участие в управлении. Для меня это более понятная история.
– У тебя есть планы по созданию такого капитала, который мог бы работать без твоего непосредственного участия?
– Да, в нашем деловом сообществе есть несколько товарищей, которые отучились на финансовых консультантов и сейчас активно пропагандируют создание такого капитала. В частности, мы играем в игру «Денежный поток», и это, конечно, заставляет переосмыслить свой подход. Что когда ты молодой, у тебя больше энергии и амбиций, тебе проще делать все самому. Но со временем действительно нужно думать о том, чтобы создавать уже больше пассивного дохода. Есть даже формула, по которой высчитывается, в каких пропорциях нужно распределить свой капитал по разным корзинам, чтобы выйти на пенсию к определенному возрасту. Чтобы пассивный доход покрывал твои потребности. И как капитал должен перетекать из одной корзины в другую с течением времени.
– Ты планируешь создать такие корзины?
– Да, планирую. Мы уже договорились о встрече с таким финансово подкованным товарищем. В целом я считаю, что иметь финансовый план – это хорошо. Другое дело, что там еще должна быть такая опция – не сливаться. Ну и нужны квалифицированные советы по наполнению этих корзин. Или самому начать в этом разбираться.
– Какой у тебя будет следующий шаг, помимо назначения встречи?
– У меня есть финансовая подушка, довольно большая. Я уже немного погрузился в теорию и понимаю, что ее надо перераспределить на какие-то более агрессивные инструменты. Момент для этого, я считаю, как раз подходящий.
– Какие свои привычки ты считаешь самыми полезными?
– Хороший вопрос. Хотел бы я сказать: привычка рано вставать, но нет. Не всегда это получается. Хотя даже есть целая книга, «Магия утра». С утра очень удобно планировать свой день на свежую голову, когда никто не отвлекает. Еще есть привычка никогда не останавливаться, рисковать и идти до конца. Не знаю, привычка это или нет, скорее принцип, которому я всегда стараюсь следовать. Безусловно, с оглядкой на морально-этические нормы. Потому что иногда можно сорвать большой куш, если поступиться своими принципами. Я считаю, что в таких случаях нужно отказываться от сиюминутной выгоды в пользу блага, которое ты получишь в дальнейшем. Еще одна привычка – здоровый образ жизни. Отсутствие вредных привычек – это же тоже привычка? Я не употребляю алкоголь, уже 15 лет вегетарианец. Не знаю, как это помогает в деньгах, но сознание точно становится яснее. А сознание уже определяет бытие.
– Есть ли у тебя какая-то книга, которую хотелось бы от души порекомендовать?
– Да, безусловно. Одна из таких книг – в ней как раз описаны все принципы, про которые я говорил. Называется «Бхагавад-Гита». Это такое каноническое произведение, у него есть много переводов. Я бы рекомендовал с переводом и комментариями Бхактиведанта Свами Прабхупады. Там как раз хорошо описаны принципы, что кому надо жертвовать и так далее. «Бхагавад-Гита» является квинтэссенцией всех вед, и там можно найти ответы на все вопросы. Эта книга, безусловно сильно на меня повлияла. Еще одна книга, которая сильно впечатлила, – «Восхождение по спирали» нашего российского автора Марка Розина. Это такой интересный бизнес-роман, в котором рассказывается про фундаментальные этапы, которые проходит компания. Потому что у нас все бездумно бегут вперед – услышали, что нужно внедрять «бирюзу», и отказываются от всех регламентов, не успев внедрить культуру успеха. Он говорит о последовательности, в которой нужно внедрять подобные вещи. Очень похоже на книги Ицхака Адизеса – их бы я, кстати, тоже рекомендовал.
Печатную версию предыдущих интервью с владельцем торговой компании Pro_rashodniki и сети маникюрных салонов BUGA Станиславом БУГА можно прочитать здесь, генеральным директором ООО «Центр автоматизации» и совладельцем группы компаний СофтБизнес Александром ВЬЮНОМ — здесь, с директором ООО «Медика» Сергей ПАВЛЕНКО — здесь.