«Коммерческие вести» продолжают рубрику «Личный счет», в которой известные омичи и жители других городов рассказывают финансовому блогеру Данилу МАКАРЕНКО о своих личных финансах.
Очередным гостем рубрики стал генеральный владелец торговой компании Pro_rashodniki и сети маникюрных салонов BUGA Станислав БУГА. Полную версию интервью в расшифровке можно прочитать в сегодняшнем номере газеты "Коммерческие вести", а в видеоформате — на ютуб-канале Данила МАКАРЕНКО «Шоу ми ё мани»:
— Станислав, привет. Расскажи немного о себе для тех читателей, кто с тобой еще не знаком. Чем ты занимаешься?
— Чаще меня знают как руководителя торговой компании по расходным материалам для салонов красоты и медицинских центров Pro_rashodniki. В этой сфере мы лидеры в Омске. И с недавнего времени я вместе с супругой являюсь совладельцем сети маникюрных салонов BUGA. На сегодня это самая крупная сеть в городе по количеству мастеров.
— Ты помнишь, как заработал свои первые деньги и на что их потратил?
— Да, я это прекрасно помню. В 17-18 лет я работал на шиномонтажке, обычным рабочим. И потом ее же взял в аренду. За один день заработал 70 тысяч рублей. Потратил на разные прибамбасы для машины – колеса, магнитолу, точно уже не помню. Остальное просто прогулял.
— А как начинался твой первый бизнес?
— Он до сих пор существует, правда, я им уже не занимаюсь, передал брату. Это поставки древесного угля для ресторанов и магазинов под брендом «Буголь» — созвучно с моей фамилией и с продуктом, который мы поставляем.
– Как ты пришел в индустрию красоты?
– Я поработал с углем года два, и потом мы немножко поругались с отцом, он был моим компаньоном в том бизнесе. И я пошел работать торговым представителем – вначале на печенюшки «Любятово», это был классный опыт и большая школа. Когда ты предлагаешь печенье ребятам, которым оно как бы не особо нужно. Потом была компания Schwarzkopf – это профессиональная косметика для волос. Там я увидел проблему, с которой сталкивались салоны красоты – у всех поставщиков расходники идут только как сопутствующий ассортимент. Соответственно, выбор небольшой, цены высокие и заказывать зачастую приходится у нескольких разных компаний, чтобы закрыть все потребности в расходниках.
И я создал компанию, у которой расходники – это основной ассортимент. Если крупные поставщики предлагают только два цвета одноразовых простыней – у меня этих цветов 12. Перчатки у всех только голубые и черные – у меня их тоже 10-12 вариантов. Наш девиз – «ассортимент расходных материалов в одном месте по доступным ценам». Клиентам такой подход понравился, и мы понемногу заняли лидирующие позиции на этом рынке. Еще очень хорошо помог набрать клиентскую базу форум для мастеров индустрии красоты, который мы впервые провели на старте в 2018 году, и с тех пор проводим ежегодно. На тот момент мы были никому неизвестной компанией, но тем не менее собрали на форуме порядка 400 человек, многие из которых стали нашими клиентами.
– Сколько сотрудников работает в твоих компаниях и какой у них оборот?
– В компании Pro_rashodniki сейчас порядка 12 человек, в прошлом году было около 20, мы сильно сократились за счет того, что смогли оптимизировать процессы и открыть онлайн-магазин, где весь процесс заказа максимально автоматизирован. В маникюрных салонах в прошлом году у нас была команда 10 человек, сейчас уже больше 40. Мы бурно растем, если осенью у нас был только один салон, то сейчас их уже три. Каждый день ведем собеседования, мастеров набираем постоянно. При этом текучка у нас вообще нулевая.
Что касается оборотов, то по компании Pro_rashodniki он составляет около 50 миллионов рублей в год, по маникюрным салонам в этом году ожидаю около 40 миллионов.
– У тебя маникюрные салоны работают по принципу «аренда кресла»? Или ты полноценно трудоустраиваешь мастеров?
– Только полноценное трудоустройство. Аренду кресла мы даже не рассматриваем, потому что наша главная фишка – это сервис для клиента. Если бы мы просто сдавали кресло в аренду, то не смогли бы отследить качество сервиса.
– За счет чего удается конкурировать с самозанятыми мастерами маникюра, которые работают на дому или арендуют кресло в салоне у дома и имеют стабильный поток клиентов через сарафанное радио?
– Это классный вопрос, мы часто обсуждаем его в команде, с руководителями других салонов. Как я уже сказал, у нас текучка равна нулю. У нас мастера либо уходят в декретный отпуск, либо меняют профессию из-за выгорания. Не секрет, что во многих сферах человек в течение трех лет должен либо расти профессионально, либо он выгорает. Индустрия красоты не исключение. Но в другие салоны или в самозанятость никто не уходит. Почему? Да потому что мы создаем площадку для тех, кто умеет творить и классно делать свою работу.
Мы полностью берем на себя все вопросы, связанные с помещением, оборудованием, соблюдением санитарных норм, налогами, рекламой и поиском клиентов. В 2023 году рынок у самозанятых сильно изменился. Раньше можно было выставить пару сториз в одной запрещенной соцсети – и к тебе начинали тянуться клиенты. А следом включается сарафанное радио. Сейчас это так не работает, с нуля набрать клиентов стало сложнее. Да, есть ВКонтакте, но эта площадка не приспособлена для безбюджетного привлечения клиентов. Можно, конечно, давать рекламу и ВКонтакте, но это совсем другие деньги. В общем, у нас мастер просто приходит и работает. У него голова не болит из-за всех этих вопросов.
Второй момент: мы работаем в ценовом сегменте «средний+». У нас ценник выше среднего по городу. Как раз за счет того, что мы можем обеспечить стабильно высокий уровень сервиса. Ценник напрямую влияет на зарплату мастера. Процент от выручки, который получает мастер, у нас тоже один из самых высоких в городе. В результате у нас мастер зарабатывает примерно столько же, сколько он зарабатывал бы сам, только не нужно греть голову по поводу аренды, налогов, поиска клиентов и так далее. Ну и зачем тогда ему от нас уходить?
Конечно, зачастую у девочек есть такая мечта – открыть свой салон, работать на себя, получить свободу. Но эта свобода – мнимая, ведь в придачу к такой свободе они еще получают целый ворох проблем, которые приходится решать. И вся свобода сразу куда-то уходит. Кстати, если говорить про свободу – у нас ее мастер, пожалуй, получает даже больше. Потому что каждый мастер свой рабочий график планирует самостоятельно. Есть некоторое количество обязательных требований – минимум 4 выходных в месяц и минимум 12 рабочих смен. А дальше – планируй как тебе удобно, пожалуйста.
– Насколько сложнее или легче стало работать после событий 2022 года? Как изменился спрос, сильно ли пришлось перестраивать логистические цепочки?
– Да, расходники очень сильно шатнуло. Было несколько месяцев в течение прошлого года, когда мы даже несли убытки. Многие бренды ушли с рынка – каким-то удалось найти замену, каким-то до сих пор нет. Некоторые дистрибьюторы, наоборот, открыли свое производство в России, и теперь на 95% поставляют российскую продукцию. В общем, пришлось пересобирать все логистические цепочки прямо на ходу. При этом сильно изменился спрос. Самозанятых мастеров в индустрии красоты стало меньше. Зато хорошо растет рынок медицины, косметологов с медицинской лицензией – сейчас переориентируем свою работу в этом направлении.
– Из каких составляющих складывается твой личный доход? И сколько он составляет?
– В основном это дивиденды, которые я получаю от обеих компаний. В сумме это порядка 350 тысяч рублей в месяц. Примерно 60% дают маникюрные салоны и 40% – торговая компания.
– Как изменился твой доход за последний год?
– Он вырос. Как я уже говорил, прошлой осенью у нас был один салон, сейчас три. Соответственно, и по доходам мы сделали «икс-три». Личный доход вырос не так сильно, я забираю только какой-то минимум на жизнь и на содержание ребенка, остальные деньги оставляю на развитие.
– Что самое главное должен знать, уметь, понимать человек, чтобы кратно увеличить свой доход?
– Какого-то волшебного секрета здесь нет. Если бы он был, я бы тоже завтра увеличил свой доход в несколько раз. Нужно просто нарабатывать опыт, читать книги, развиваться. Например, я занимаюсь бизнесом – я очень хорошо понимаю, как в бизнесе все работает, как из бизнеса брать деньги. Кто-то, например, биткойнами занимается – там тоже есть деньги, там проще сделать «иксы», но и риски больше. Каждому свое.
– И какой совет ты, как бизнесмен, дал бы ребятам, которые хотят начать свой бизнес сейчас, в 2023 году?
– Я бы посоветовал в любом случае начать с наемной работы. В той сфере, где они хотят делать бизнес. Посмотреть, как там все устроено изнутри. Если ты хочешь что-то продавать – иди менеджером по продажам или торговым представителем. Если хочешь свой салон красоты – иди мастером маникюра в салон. Потому что там ты возьмешь бесплатный опыт, за который тебе еще и заплатят. Наверное, не я первый это советую, но мне эта концепция очень сильно близка.
– Поговорим о расходах. Ты ведешь бюджет, как-то фиксируешь свои траты?
– Да, но чаще всего уже по факту. Когда открываешь приложение банка и такой: «Е-мое, как я мог заказать еды на 40 тысяч в месяц???». На самом деле обычно каждый месяц уходят примерно одни и те же суммы, если нет каких-то поездок.
– На какие статьи затрат уходит больше всего денег?
– В первую очередь это кафе, рестораны, доставка еды. На втором месте – аренда квартиры. И далее – содержание ребенка, я выплачиваю определенную сумму на содержание ребенка от первого брака.
– Какая у тебя была самая дорогая покупка за последний год?
– Сегодня считается? Сегодня как раз забрал из автосалона машину, Exeed. Решил довериться китайскому рынку. Две недели ездил на тест-драйвах, очень понравилось, решил взять.
– И сколько такая машина сейчас стоит?
– 4,2 миллиона. Ну у меня была еще скидка по трейд-ин.
– Как ты относишься к кредитам не на бизнес, а на себя, на потребление?
– Плохо отношусь. Я считаю, что кредиты можно брать только на активы. У меня, например, до сих пор нет своей квартиры. Я к этому нормально отношусь. При этом аренду я плачу 45 тысяч в месяц. Мне все говорят: за эти деньги уже можно взять ипотеку. Можно. Но я не хочу. Зачем замораживать первоначальный взнос, если я могу вложить его в бизнес и заработать больше? А квартиру я себе и через 5-7 лет купить смогу, уже без всякой ипотеки. Поэтому кредит, который приносит больше, чем ты тратишь на проценты по нему, – это хороший кредит, у меня бизнес в том числе и на кредитные деньги развивается. А с зарплаты 20 тысяч покупать телефон за 100 тысяч – к такому я отрицательно отношусь.
– У тебя есть финансовая подушка безопасности?
– Да, есть.
– На сколько времени ее хватит?
– На полгода хватит.
– А какие-то еще активы у тебя есть? Или все деньги в бизнесе?
– Пока все деньги в бизнесе. Я понимаю, что это не совсем правильно, что я сейчас в зоне риска. У меня оба бизнеса в одной индустрии. И если будет что-то такое, из-за чего индустрию красоты качнет – будет не очень здорово. Но на ближайший год у меня однозначно фокус на развитие сети. А там уже буду думать о диверсификации, может быть, об открытии бизнеса в другой сфере. Или о каких-то инвестициях в финансовые активы.
– Получается, пока ты инвестиции на фондовом рынке совсем не пробовал?
– Почему, пробовал. В январе прошлого года накупил акций Сбербанка на 2,5 миллиона рублей. За месяц сделал плюсом 400 или 500 тысяч. Думаю, классно и совсем несложно. А потом случился февраль, и мои три миллиона превратились в полтора. То есть минус миллион от первоначальных вложений. Ну я год подождал, надоело, я зафиксировал убыток и вывел деньги. Тысяч двести где-то за этот год отыграл из миллиона.
– Да, немного не дождался. В марте Сбербанк на новостях о дивидендах взлетел ракетой. Мог бы все потери перекрыть. Я уже по Сбербанку в хорошем плюсе.
– Ну да, согласен. Но получилось как получилось.
– Как выглядит твой типичный день? Сколько времени удается уделять семье и хобби, сколько уходит на работу?
– Мой день обычно начинается в 7-8 утра. Стараюсь три раза в неделю посещать спортзал перед работой, потом еду в офис. До обеда работаю в офисе, потом – встречи на выезде и другие рабочие дела. Мы с женой оба в одном бизнесе, она отвечает за операционные вопросы, я занимаюсь финансами и развитием. Поэтому в течение дня довольно плотно общаемся. Домой возвращаемся в 7-8 вечера. Зимой чаще всего по вечерам смотрим сериалы, летом снова работаем. Потому что лето у нас – это самый сезон. Сейчас получается, что я работаю часов по 12 в день.
– У тебя есть какие-то лайфхаки, которые позволяют быть более продуктивным в течение дня?
– Самый годный лайфхак – это с утра составить план на день. Звучит очень просто, но это действительно работает. И даже если никаких других лайфхаков не использовать, все равно день уже пройдет продуктивно.
– Есть какая-то книга, которую тебе прямо от души хочется порекомендовать?
– Да, это книга «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла. Я сам очень люблю сервис, общение с клиентами. И вот эта книга – это прямо основа основ. Я много прочитал книг про сервис, но эту перечитываю снова и снова. И всегда нахожу что-то новое.
Печатную версию предыдущих интервью с генеральным директором ООО «Центр автоматизации» и совладелец группы компаний СофтБизнес Александром ВЬЮНОМ можно прочитать здесь, с директором ООО «Медика» Сергей ПАВЛЕНКО - здесь, с генеральным директором компании «ИнвестАудит» Олегом АМЕЛИНЫМ – здесь.