Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Александр ВЬЮН, генеральный директор ООО «Центр автоматизации»: «Не надо считать деньги, которые тратишь. Надо считать деньги, которые зарабатываешь»

31 мая 2023 20:31
0
3610

«Коммерческие вести» продолжают рубрику «Личный счет», в которой известные омичи и жители других городов рассказывают финансовому блогеру Данилу МАКАРЕНКО о своих личных финансах. 

Очередным гостем рубрики стал генеральный директор ООО «Центр автоматизации» и совладелец группы компаний СофтБизнес Александр ВЬЮН. Полную версию интервью в расшифровке можно прочитать в сегодняшнем номере газеты "Коммерческие вести", а в видеоформате — на ютуб-канале Данила МАКАРЕНКО «Шоу ми ё мани». 

— Саша, привет. Расскажи немного о себе для тех читателей, кто с тобой еще не знаком. Что именно ты автоматизируешь?

— Основное направление нашей деятельности – это автоматизация сферы общепита, мы занимаемся этим с 2013 года. Мы лидеры этой отрасли, по крайней мере, в Омске. Сейчас выходим за пределы города, будем открывать офис в Тюмени. У нас там уже есть большая клиентская база, но всю работу пока ведем из Омска. А вообще работаем  с компаниями по всей России и из ближнего зарубежья – от Калининграда до Владивостока и от Алматы до Лабытнанги, интернет все границы стер и можно прекрасно работать и зарабатывать где угодно.

— А как происходит эта автоматизация? Вы устанавливаете какой-то софт?

— Да, мы являемся дилерами компании «Айко», это производители программного обеспечения, в котором можно отследить все бизнес-процессы, от момента покупки продуктов до момента их превращения в ресторанное блюдо и его доставки клиенту домой. В этой программе ведется управленческий учет, финансовый. По факту это основной инструмент предпринимателя, который занимается общественное питание. Программа iiko – российская разработка, ее написал в 2008 году программист Давид Ян. Он в свое время открывал ресторан и не смог найти хорошего программного продукта, который бы удовлетворил все его потребности. Ну и написал такой продукт сам. Этот продукт очень успешен, он используется в ресторанах многих стран.

— И какое место вы занимаете среди всех дилеров iiko по России?

— Сложно сказать. Сейчас головная компания выделяет только топ-10 дилеров, мы туда не входим. Так как омский рынок общепита по объемам сильно меньше, чем в Москве, Питере и центральной части России. Но если судить по оборотам, думаю, мы где-то с 20 по 30 место занимаем. С этого года обещали ввести сквозной рейтинг по всем дилерам, посмотрим, насколько мы правы.

— Сколько человек работает в вашей компании? И какие у вас финансовые показатели?

— Компания у нас небольшая, 15 человек. Мы сейчас бурно растем, в этом году планируем увеличить штат наполовину. По цифрам я с партнером не согласовывал, поэтому называть их не буду. Но скажу, что мы прирастаем по объемам каждый год от 30% до 50%. За счет чего растем? В первую очередь за счет нашей гибкости, напористости, уверенности в том, что мы делаем хороший продукт и даем хороший сервис. Мы не просто устанавливаем программное обеспечение и продаем оборудование, мы помогаем предпринимателям справляться с большим количеством вопросов и проблем. Один из примеров – в пандемию мы создали ресторанное коммьюнити в Омске. В него вошло порядка 240 собственников бизнеса, управляющих, директоров заведений. Когда всех закрыли в 2020 году, мы просто не знали, что делать. И решили, что было бы неплохо всех объединить и начать им как-то помогать выживать. Проводили вебинары для сотрудников с вирусологами, ходили в Роспотребнадзор, помогали предпринимателям разобраться с законодательством, которое постоянно менялось. И люди начали между собой общаться, делиться болями, искать решения проблем, делиться контактами подрядчиков. И продолжают общаться до сих пор. Ни в одном городе такого нет на самом деле.

— Все эти 240 человек – ваши клиенты?

— Нет, мы не настаиваем на том, что при вступлении в сообщество нужно обязательно стать нашим клиентом. Есть те, кто работает на другом программном обеспечении или вообще без него. Но костяк, конечно, собрался из наших клиентов, тех, кто знает нас уже давно.

— И все-таки, я пытаюсь понять масштаб вашего бизнеса, долю рынка. Вот сколько всего в Омске есть юрлиц в ресторанном бизнесе?

— Если смотреть по ОКВЭД – так смотрят и в 2ГИС, и в Росстате – то у нас в Омске порядка 600 юрлиц могут оказывать услуги общественного питания. Сколько оказывает по факту – сложно сказать.

— И сколько из этих 600 юрлиц – ваши клиенты?

— Где-то 150-200. Объясню: не всем нужно такое мощное программное обеспечение, как у нас. Для кого-то оно слишком дорогое. Кому-то не нужен такой обширный функционал. Есть же маленькие точки общепита, которым проще по старинке вести всю бухгалтерию на бумаге. Условно говоря, в тетрадке записывать весь приход и расход. А там, где более сложный учет и большие задачи – там используется весь функционал, вплоть до мобильных официантов. Такие заведения почти все у нас.

— Есть ли в принципе конкуренция на вашем поле? Были ли попытки у других поставщиков зайти на этот рынок? Перетащить к себе клиентов и так далее.

— В Омске всего один игрок помимо нас в этой нише. Он гораздо старше нас, но тут наоборот, мы у него позиции отвоевали понемногу. Потому что, как я уже сказал, мы гибче, напористее, продаем новые продукты, расширяем свою линейку. Мой партнер Дмитрий Войнов считается лицом ресторанного бизнеса в Омске. С ним советуются многие предприниматели, начиная от выбора помещения и заканчивая подбором персонала. То есть нам за 10 лет удалось выстроить бренд и коммьюнити вокруг него. Первые два года нас вообще отовсюду пинали, говорили: «Что за Айко такое, вы кто вообще?». А сейчас уже рынок созрел, линейный персонал в 90% заведений знает наше программное обеспечение, за счет текучки сотрудников между заведениями. Руководящий состав пока 50 на 50. Но положа руку на сердце, конкурентов в Омске у нас нет. Федеральные компании пытались удаленно заходить, давали меньший ценник на обслуживание. Некоторые клиенты к ним уходят. Но потом возвращаются. Потому что если у компании на обслуживании 2000 ресторанов, там техподдержка будет – как в условном Сбербанке. По скриптам прогнали, а толку в итоге никакого. Ты заявку оставил, а когда ее рассмотрят – непонятно. У нас сервис 24/7, критические или блокирующие проблемы, когда предприниматель не может вести бизнес, решаем в течение часа.

— Ты упомянул, что вы развиваете свою компанию с 2013 года. А до этого чем занимался?

— В бизнес я пришел из «Евразии моторс», там работал интернет-маркетологом. И там же познакомился со своим партнером Дмитриев Войновым. Познакомились мы комично, через Твиттер. Потом как-то встретились, попили кофе и стали общаться, обсуждать, что можно было бы чем-то вместе заняться. Когда мы запустились, сняли офис, я еще 3-4 месяца продолжал работать в «Евразии», потому что было непонятно, полетит – не полетит. А семью кормить надо. А когда уже пошли первые крупные проекты, уволился и сконцентрировался на развитии бизнеса.

— Ты помнишь, как заработал свои первые деньги и на что их потратил?

— Я всегда был очень активный и по большей части был предоставлен самому себе. Лучшее время для заработка у школьника –  это  всегда лето. Так вот, лет в 14 мы все лето помогали разгружать фуры с фруктами на оптовке под Фрунзенским мостом. Сколько денег за это давали – уже не помню. Но купил я себе на них что-то из одежды – футболку и так далее. Сестре подарки купил, ну и еще что-то домой.

— Из каких источников складывается твой личный доход? И какую сумму он составляет?

— Ежемесячный доход у меня в основном от бизнеса, раньше еще занимался куплей-продажей разных вещей, сводил людей, один из которых что-то продает, другой – покупает. Два года назад пытался заниматься инвестированием, отучился у  финансового советника с официальной лицензий Банка России – всё здорово, интересно. Начал вкладывать – ну и дальше всё как у всех. Вложил немного, тысяч 300-400 – так они теперь где-то и повисли. Потому что я рассчитывал только на американский рынок, он интересный, динамичный. Опять же дивиденды 7-8% годовых в долларах – очень привлекательно, особенно в сравнении с постоянно падающим рублем. Но, похоже, стратегия оказалась неправильной. Да ее наверное в 2022 году и не было, правильной. Так что развить второй источник дохода так и не получилось.

— А с бизнеса какой доход получаешь?

— По омским меркам неплохо, в районе 500 тысяч рублей.

— Ну да, очень неплохой доход. Давай от доходов перейдем в расходам. Ты ведешь личный бюджет? Фиксируешь расходы?

— Слушай, я вел его несколько лет. Прямо записывал все траты постатейно.  Потом мне это надоело. Сейчас у меня есть общее понимание – есть сумма, которая уходит на кредиты, это примерно 15% от моих доходов. Есть то, что я откладываю – еще процентов 20. Остальное я трачу. Если нет каких-то глобальных финансовых целей, когда нужно побыстрее накапливать или рассчитываться с кредитами – такой подход нормально работает. Потому что ну потратил ты в этом месяце чуть больше на еду, в этом чуть больше на ребенка – какая разница? Если есть определенная сумма, которой хватает на месяц – то и без разницы, на что именно ты ее тратишь. Мне хватает. Как сказал один мой хороший знакомый: «Не надо считать деньги, которые тратишь. Надо считать деньги, которые зарабатываешь».

— Ты помнишь, какая у тебя была самая крупная покупка за последний год?

— Это была туристическая путевка.

— Куда ездили? И сколько потратили?

— В апреле я был в Таиланде. По сумме поездка обошлась примерно тысяч в 400 – у меня просто всеми путевками жена занималась, я только наличными тратами на месте. И в сентябре прошлого года ездили в Турцию – там тоже вышло примерно в 400-430 тысяч. Я на отдых денег не жалею, да и семье нужно обеспечить определенный уровень комфорта. Поэтому всегда берем индивидуальные экскурсии, такси вместо автобуса и так далее. Один бы я может быть и бюджетнее ездил, но когда с женой и тем более с ребенком – экономить не стоит.

— Ты упомянул, что откладываешь 20% дохода. При этом на фондовом рынке у тебя опыт неудачный. Куда вкладываешь? Недвижимость или что-то еще?

— Да никуда. Банально часть в рублях, часть в долларах. В наличке. Доллар за 10 лет подорожал на 150% — я считаю, отличная доходность. Недвижимость рассматривал, но пока не вижу себя в этом. Недвижимостью же надо заниматься, искать арендаторов, поддерживать и так далее. Не мое это.

— Есть ли у тебя планы стать финансово независимым и жить на доходы от капитала?

— План – он всегда есть. Но есть одна сложность – нужно свою цель визуализировать, ощутить, представить себя в шкуре человека, который этой цели уже достиг. У меня с этим пока сложности. Пока есть только цифра – прийти к такому состоянию к 55 годам. Но кроме как собирать наличные и искать какие-то новые направления для бизнеса, я пока ничего особо для этого не делаю.

— Как ты считаешь, что должен знать, уметь и понимать человек, чтобы увеличить свой доход в несколько раз?

— Ну наверное, в первую очередь у него должно быть желание в принципе начать работать, быть целеустремленным и не бояться. А умения и знания все приходят в процессе. Мы ведь рождаемся все одинаковыми, нет предпринимателей, архитекторов или инженеров от бога. Каждый проходит свой путь и в процессе становится тем, кто он есть. Поэтому нужно прислушиваться к себе, понять, чего ты хочешь, и идти в этом направлении. И по ходу учиться – прокачивать компетенции в плане коммуникации, финансовую грамотность, мягкие скиллы и так далее.

— Какой  самый главный совет ты бы дал самому себе образца 2013 года? С высоты своего сегодняшнего опыта.

— Интересный вопрос. На самом деле, я доволен тем, как в итоге всё получилось. Но, наверное, дал бы себе совет упорнее поработать в самом начале. Чтобы достичь каких-то целей и показателей не за 3-4 года, а за 1,5-2. И еще бы посоветовал себе постоянно расширять кругозор, чтобы видеть возможные варианты, где еще можно заработать деньги.

— Какие свои привычки ты считаешь самыми полезными?

-  Я много раз оказывался в нужном месте в нужно время. Не знаю, можно ли назвать это привычкой. Наверное, это складывается из-за того, что я постоянно коммуницирую, общаюсь с людьми. Наверное, моя полезная привычка – это открытость. Еще одна привычка – это критическое мышление. Когда кто-то предлагает что-нибудь сделать или вложить куда-то деньги. И я всегда говорю: «Стоп, ребята, давайте разберемся». Включаю критическое мышление. И всегда нахожу какие-то минусы. Которые уже потом мы в процессе учитываем и превращаем в плюсы.

— Есть ли у тебя какая-то книга, которую ты хотел бы от души порекомендовать?

— Из такого, что мне сильно запомнилось, к чему я постоянно возвращаюсь и переслушиваю – это Рэй Далио, «Принципы». Там всё очень классно рассказано и показано в плане того, как стоит действовать предпринимателю в различных ситуациях, как идти к своей цели. Описано большое количество сложных жизненных ситуаций и как из них выходить. Про отношения с семьей, про постановку целей, про взаимоотношения с партнерами, про рост как предпринимателя и человека. Мне очень нравится эта книга.

Печатную версию предыдущих интервью с директором ООО «Медика» Сергей ПАВЛЕНКО можно прочитать здесь, с генеральным директором компании «ИнвестАудит» Олегом АМЕЛИНЫМ - здесь, совладельцем мастерской мужского костюма «ЗАЛЕСОВ и СКОК» Романом ЗАЛЕСОВЫМ — здесь



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.