Все рубрики
В Омске вторник, 3 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 107,1758    € 112,8019

Максим КАНО: «При наезде автомобиля на неровность моя программа оценивает ее размер, определяет местоположение пользователя»

2 мая 2024 09:47
0
1328

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых, исследователей и разработчиков. 

Оттаявшие после зимы дороги в очередной раз не порадовали омских автомобилистов. Почти каждый день в марте-апреле приходили сообщения о выбоинах. Некоторые автолюбители не смогли их объехать, и в результате пострадали транспортные средства. На этом фоне «Коммерческим Вестям» показалась актуальной работа студента Омского государственного технического университета Максима КАНО по созданию приложения для определения неровностей на дорогах. Обозреватель еженедельника Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у него, как будет работать программа, каков механизм сбора данных и кто ее уже протестировал.

– Максим, как называется ваше приложение и как оно будет работать?

– Это карта, на которую нанесены специальные маркеры, предупреждающие о неровностях на дорогах. И в зависимости от того, насколько велика неровность, ставятся метки определенного цвета – зеленого, желтого, оранжевого или красного. Они наносятся на карту при помощи пользователей-автомобилистов. Понятно, что я сам все дороги не объеду. Когда автомобилисты дают разрешение использовать свое местоположение и данные датчиков телефона, приложение автоматически определяет, есть ли неровности. И потом данной картой могут пользоваться все желающие. Называется приложение SafeRoads (безопасные дороги).

– Каков механизм составления карты?

– При наезде автомобиля на неровность моя программа оценивает ее размер, определяет местоположение пользователя. Я использую акселерометр (прибор для измерения ускорения, который работает как датчик изменения положения в пространстве, определяет направление, скорость отклонения устройства), который сегодня есть практически в каждом телефоне. Он отслеживает ускорение по трем осям, и если приложение отмечает изменение по вертикальной оси, то расценивает как наезд на неровность. Эти данные отправляются на сервер, хранятся в базе данных.

– Чем глубже неровность, тем краснее цвет?

– Да, чем больше изменение ускорения, тем сильнее неровность. Мой алгоритм основывается именно на изменении ускорения.

– Как оперативно будет меняться информация в приложении? Если сегодня яма есть, а завтра рабочие ее заделали, когда это отразится в программе?

– Вскоре после того, как несколько пользователей проедут по этому участку. Их данные попадут в базу, и будет ясно, что неровности (изменения ускорения) уже не существует. Это как раз один из алгоритмов показаний, которые студенты изучают в Омском государственном техническом университете. Многие технологии, которые я собираюсь внедрить в приложение, входят в учебную программу. Поэтому доработка программы будет служить некой практикой к теоретическим знаниям.

– Что вас подтолкнуло к идее создания подобной программы?

– Мы семьей много путешествуем на автомобиле, уезжаем за 400-500 километров от города. На сельских дорогах очень много неровностей. И я подумал, что было бы удобно иметь приложение, помогающее разбираться в ситуации, помочь сохранить подвеску, сам автомобиль, обеспечить безопасность пассажиров.

– В данный момент в каком состоянии разработка? Что уже готово, над чем думаете?

– Сейчас работает весь основной функционал – отслеживание неровностей, отправка данных о них, местоположение пользователя, функционирует сама карта. В перспективе очень много работы. Как минимум, создание алгоритма усреднения, т. е. актуальных данных, внедрение системы, которая будет подстраивать текущий алгоритм отслеживания под определенные типы подвески. Скорее всего это будет связано с искусственным интеллектом. Также есть планы по улучшению графической части приложения. После внедрения усреднения показаний я собираюсь провести небольшое закрытое тестирование: предоставить доступ к приложению 200-250 участникам, кому интересно. Это позволит понять, насколько хорошо оно действует при большом количестве пользователей. При значительном количестве пользователей будет уже сложнее отрабатывать детали, настраивать. Тестирование я начал с малого – с семейного автомобиля, собираю с него данные. Это удобно, потому что всегда могу узнать у родных, какие минусы есть, плюсы, что не устраивает. Я сейчас сам обучаюсь вождению автомобиля.

– Приложение будет работать отдельно или вы его предложите в качестве слоя, например, Яндекс-картам?

– Думал над этим. Когда программа будет полностью готова, попробую предложить идею 2ГИС или Яндексу. Скорее первой компании. Недавно встретил знакомого автомобилиста, у которого в мультимедиа в автомобиле установлен 2ГИС, и понял, что можно внедрить мой алгоритм и в навигаторы некоторых транспортных средств. Нужно посмотреть, какие там датчики, как их можно использовать. Есть вероятность, что с ними программа будет работать даже точнее, чем на телефоне.

– Как приложение сможет определить, что я нахожусь в автомобиле, а не просто иду со смартфоном в руках и перепрыгиваю лужу?

– Как один из вариантов решения этого вопроса, я рассматриваю переход на векторные карты. Сейчас использую графические, которые выглядят как снимок из космоса. На них практически нельзя определить, находится человек на дороге или он в здании. А векторные представляют сеть дорог и способны это сделать. 2ГИС и Яндекс строят маршруты именно при помощи векторных карт.

– Ваш проект заинтересовал преподавателей ОмГТУ?

– Я обсуждал его с заведующей кафедрой «Прикладная математика и фундаментальная информатика», доктором физико-математических наук, профессором Анной Владимировной ЗЫКИНОЙ. Она отметила, что проект интересный. И выступал на конференции ОмГТУ «Динамика механизмов, систем и машин», где присутствовали преподаватели вуза. Они тоже положительно оценили проект.

– Какую специальность вы получаете в ОмГТУ?

– Я учусь на программиста по направлению «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

– Где вы получили первые навыки программирования?

– Я с 7 лет занимался программированием в Городском детском дворце творчества в проекте «К-16» – мы придумывали идеи для проектов, участвовали в конференциях.

– Какие еще идеи вы реализовали?

– Самой первой была простая игра «Лабиринт». Я ее сделал в 9-10 лет на Паскале. Затем входил в команду, которая работала над проектом по водоотведению. Мы проверяли, можно ли подключить новое здание к текущей системе водоотведения. Потом переключился на собственные проекты. В ИТ-школе Samsung научился программировать под Android. Там понял, как круто программировать для смартфона, ведь он всегда с тобой. И еще осознал, что это то, чем мне бы хотелось заниматься. Программисты ведь есть разные. Можно работать с большими данными, можно с искусственным интеллектом, есть информатика и вычислительная техника, можно стать системным администратором. Важно понять, в каком направлении хочешь работать. Я выбрал искусственный интеллект.

– Максим, чем вы увлекаетесь вне учебы?

– Занимаюсь игрой на гитаре, интересуюсь автомобилями. Естественно, мне нравятся компьютерные игры. Сейчас в их разработке используются интересные технологии. Некоторые применяют искусственный интеллект для озвучивания комментаторов игры. Искусственный интеллект – перспективное направление не только в обработке данных, но и в играх.

Биография

Максим КАНО родился 1 августа 2005 года в Омске. В 2023 году окончил лицей № 64 и поступил в ОмГТУ на факультет информационных технологий и компьютерных систем. Обучается на направлении «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод».

® РЕКЛАМА

ООО «Омсктехуглерод»,
ИНН 5506066492

Фото Максима КАРМАЕВА

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.