Сколько стоит парковка в центре европейских городов, почему маленький автомобиль лучше «крутого» и стоит ли доверять GPS.
Еженедельник «КВ» продолжает публиковать рассказы о путешествиях, нестандартных ситуациях и выходах из них. На этот раз обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с руководителем омского операционного офиса одного из столичных банков. Он поделился интересным опытом автомобильных вояжей по Европе, но попросил не называть его имя.
Паркинг за 40 евро
Во время вояжей в Старый Свет (а совершает их наш респондент несколько раз в год) он почти всегда берет в прокат машину. Свой транспорт позволяет быть более мобильным и заглядывать в такие уголки, куда на общественном сложно добраться. При этом он предпочитает отели, расположенные в исторических центрах городов, а это, как выяснилось, сопряжено с некоторыми нюансами.
– Обычно путешествую с супругой, которая любит ходить по магазинам. Я же не желаю тратить на это время, однако не хочу и потерять ее в чужом городе. Поэтому выбираем отель, условно говоря, на Красной площади, откуда все известные магазины видны, и заблудиться невозможно. Правда, иногда приходится отказываться от этой схемы из-за очень дорогих парковок. Недавно ездили в Вену и, зная о их высокой стоимости в самом центре, решили сдать автомобиль в прокат, чтобы потом взять обратно (это обходится дешевле), но опоздали – прокатная контора закрылась. В итоге парковка у Венской ратуши за ночь мне обошлась 40 евро.
Аналогичная ситуация в центре Цюриха. Это самый большой город Швейцарии, в нем проживает более миллиона жителей. Там выгоднее взять отель в 3-4 остановках от исторического центра, но с бесплатной парковкой. Невозможно, по сути, припарковаться и в центре столицы Швейцарии – Берне, поскольку там сохранили аутентичный старый город, каким он был лет 500 назад.
Лифт для автомобиля
Иногда парковка в отеле способна сильно удивить. Например, однажды в Берне нам пришлось подниматься до нее в лифте, причем на машине. Хорошо, что это была очень маленькая модель – Mercedes А-Класса. Но и на ней, чтобы заехать в лифт, пришлось сложить зеркала. По габаритам вошли, но не рассчитали, как будем нажимать кнопку лифта, в итоге пришлось помучиться (смеется).
Оригинальные парковки видели в Германии на острове Линдау на Боденском озере. Заселились в отель на берегу, но оказалось, наша парковка находится в подвале соседнего дома. Когда подъехали, выяснилось, что, поскольку высота потолков там под четыре метра, они установили механизм, позволяющий ставить две машины друг над другом. Заезжаешь на платформу, нажимаешь кнопочку, машина поднимается на два метра вверх. Я не стал рисковать и попросил сына владельца отеля помочь мне провернуть эту процедуру.
Для чего нужны валеты
Очень дорогие парковки в Женеве: в центре городе сутки обойдутся в 35 швейцарских франков и выше (они по стоимости примерно равны евро). Но там, чтобы люди не мучились, как я в Линдау, машины паркуют и возвращают служащие – валеты. Подъезжаешь, быстро отдаешь ключи (нельзя парковаться), тебе вручают квиток и отгоняют куда-то машину. Когда выезжаешь из отеля, предъявляешь квиток, и автомобиль минут через пять возвращают. Но цена за это тоже кусается. А когда однажды супруга забыла что-то в машине, мы пошли забирать и увидели, что представляет собой этот паркинг. Это буквально столпотворение машин, где они стоят в 2-3 яруса. Почему, собственно, клиентов и не допускают самих парковаться.
Чтобы забрать вещи, пришлось залезать наверх по пандусам. Было так тесно, что дверь не открывалась, кое-как опустили стекло и через него достали. Конечно, мы могли попросить пригнать нам машину на пять минут, но по русской традиции решили действовать интеллигентно, не беспокоить людей.
Бесплатные парковки
И все-таки бесплатно поставить машину в европейских городах можно. Есть специальные знаки: на синем фоне изображены часы. В этих местах автомобиль можно оставить без оплаты на некоторое время: от 30 минут до двух часов. Для этого нужно закрепить на стекле стикер, который всегда есть в прокатной машине, предварительно проставив время парковки. Служащие регулярно его проверяют. Иногда, когда не можем найти бесплатную парковку, пользуемся такой, но приходится бегать и переставлять время на стикере. Такая система есть в Мейсбурге (город на Боденском озере), в Вероне, где рядом с магазинами есть карманчики с получасовой бесплатной стоянкой. Но Верону за полчаса не посмотришь.
В центре города бесплатная парковка есть в Гармиш-Партенкирхене – городе на границе Австрии и Баварии, в нем проходили Олимпийские игры при Гитлере. В самом центре Партенкирхена, где пролегает римская соляная дорога, находится подземная двухэтажная парковка, там два часа можно стоять бесплатно. Когда это поняли, стали туда приезжать: два часа нам хватает, чтобы сходить в ресторанчик покушать. Тем более что в Германии пиво пить можно, даже если ты за рулем (смеется). А вот в другой части города – в Гармише – уже нет бесплатных парковок, там за каждые полчаса в многоэтажной парковке у казино надо платить.
Самая большая парковка Европы
Нам в Омске сложно представить многоэтажные парковки, а в Европе это распространено. Как-то на центральной площади Леона нашли место только на минус седьмом этаже. Дело в том, что там парковки устраивают в бывших оврагах, каньонах. Подобные видели и в Бергамо (Италия).
Если парковка большая, то на въезде и на каждом этаже всегда написано, есть ли свободные места и их количество. Если все занято, зачем ездить по этому этажу? На современных парковках на потолке над машинами горят лампочки: зеленая – свободно, красная – занято. Так проще найти место.
Самая крупная парковка в Европе – на 11 этажей – находится в Венеции. Но совершенно не факт, что там найдутся свободные места. При этом вполне вероятно, что придется простоять час в очереди, чтобы заехать на нее. Кстати, ценник там тоже порядка 30 евро в сутки. Но нужно быть готовым оставить машину открытой, а ключи отдать служащему, потому что они ее раз 20 еще будут переставлять, утрамбовывать.
Конечно, самая громадная парковка, которую я видел, была в Дубае в сити-молле. Кажется, там чуть ли не 14 тыс. парковочных мест. Но мы с трудом нашли свободное на последнем, 11 этаже. В выходные – у них это пятница, суббота – и вечером в четверг она платная. В другие дни первые четыре часа бесплатно. Это сделано, чтобы люди приезжали в самый крупный магазин мира. Там целый город с большим аквариумом, катком и поющими фонтанами, поэтому за четыре часа управиться невозможно.
Большая машина – большие проблемы
Большой автомобиль брать в прокат незачем. В Гранаде, на юге Испании, мы бронировали отель с подземной парковкой в бывшем монастыре, построенном, по-видимому, еще до арабского завоевания. Он расположен в самом центре, где проезд практически везде запрещен. Пока искал отель, сделал несколько кругов. Потом выяснил, нужно было заехать в маленький проулок между старинными зданиями, который я принял за проход. Хорошо, что у нас опять была маленькая машинка, сложили боковые зеркала и проехали, но при этом все пешеходы были вынуждены подняться на лестницы домов. Местные к этому привыкли.
Европейцы здоровее нас, но холодильник домой они на себе не дотащат, значит, к каждому дому должен быть подъезд. И они есть. В Болонье мы как-то выбрали отель в монастыре 13 века, в центре, с подземным паркингом. Подъезжать к нему пришлось по улице, где стояли столики, за которыми люди отдыхали и, чтобы пропустить меня, вставали. А другой дороги нет. В Севилье чтобы попасть в отель у башни Хиральда, где кафедральный собор и апельсиновый сад, тоже нужно проезжать по древним улочкам. У нас получилось, а «крутые» машины доезжают до цели с поцарапанными боками, потому что невозможно узко.
Автомобильные понты в Европе не всегда приветствуются, особенно в Германии. Когда появился новый BMW X6, в Мюнхене, где расположен завод, мы таких машин не увидели, а вот в Италии сразу попалось несколько экземпляров.
Что касается выбора между механикой и автоматом, здесь каждый берет, что удобнее. В Дубае вы не найдете в прокате механику, только автоматы. А в Европе 70 процентов прокатных машин – с механической коробкой передач, потому что с автоматической дороже. Я раньше старался брать механику. В горной местности (а мы часто ездим кататься на лыжах и любим жить высоко) иногда тормозить двигателем более безопасно, чем за тебя это сделает автомат. Сейчас, поскольку опыта езды на механике нет, бросил эксперименты и выбираю автомат. Иногда в горах приходится брать на прокат и цепи противоскольжения. На горных дорогах стоят знаки, обязывающие зимой ездить только с цепями. Но вы должны уметь их надевать. Я каждый раз на Ютубе пересматриваю ролик, как их цеплять.
Как открыть капот
Бронируя машину, вы заказываете класс, при этом не знаете, какая будет марка, а их достаточно много. Да, в бардачке всегда лежит инструкция, но вы не станете изучать 200 страниц текста на языке страны, в которой взяли машину в прокат! У меня были забавные случаи. Как-то во время блэкаута в Домодедово пришлось улететь не куда планировал. В городке была всего одна машина, и та полусломанная. И в одной французской деревушке она сломалась. Мне ее ремонтировал человек, который ни слова не понимал по-английски, а я по-французски знаю только шерше ля фам. Его дети спустились со второго этажа и смотрели на меня. Похоже, они в первый раз в жизни видели иностранца.
Бывает, что вы не знаете, как открыть капот. В 99 процентах случаев я под него не заглядываю, поскольку ничего не ломается. Но однажды у меня в мерседесе Б-Класса в Швейцарии что-то загорелось в двигателе. Я заехал на заправку, там тетенька (это тоже семейный бизнес) объяснила, что требуется долить. Но дальше встал вопрос, как открыть капот у мерседеса. Я, например, не знаю.
Мне лень было читать инструкцию, я попытался открыть сам и… сломал. Нечаянно. Потом как-то пришпандорил. У всех автомобилей разные системы замков, и нужно догадаться, что шильдик с названием фирмы надо отодвинуть влево, вправо, вниз. Иногда проблема встает и с открытием багажника, и даже с крышкой топливного бака.
Машины всегда разные, приходится изучать их особенности буквально на ходу. Как-то в Израиле взяли машину, едем из аэропорта в Иерусалим, но как-то не слишком быстро. А тут еще люди сзади сигналят. Сначала подумал, что палестинцы увидели машину с еврейскими номерами, потом чувствую запах. Оказалось, что это автомат с возможностью ручного привода, на котором стояла третья скорость. А я еду 120 км в час. И у меня такая гарь идет из выхлопной трубы! Остановился, переключил. Все надо проверять.
Стоит ли доверять GPS
В Израиле был много раз, люблю эту страну, особенно Иерусалим и Мертвое море. Однажды смотрю, GPS как-то криво ведет: расстояние можно покрыть за 15 минут, а он 1,5 часа показывает. Еду напрямую. Останавливаюсь на заправке и чувствую, что как-то невежливо со мной общаются (а вы еврея от араба, если кипы нет, не отличите, выглядят совершенно одинаково!), и в какой-то момент понимаю: пересекаю палестинскую территорию, куда евреям категорически запрещено въезжать. А навигатор это знал! Правда, в дальнейшем я специально стал ездить в Палестину. Почему-то считал, что не похож на тех, кого они не любят. А сыновьям сказал: если что, паспорта достать не успеем, сразу трусы снимайте (смеется). Но воспользоваться этим не пришлось.
Аренда и страховка авто
Чем на больший срок берете машину, тем день обходится дешевле. Вы платите за нее, за страховки от угона, ДТП и еще чего-то. Страховки бывают с франшизой и без. В этом надо разбираться. Иногда страховка может стоить дороже, чем прокат. Бывает, вам на местном языке что-то говорят, вы соглашаетесь, а потом с ужасом видите, во сколько обошлась машина. Можете заплатить в два раза дороже, чем бронировали из дома. Надо слушать, что говорят, жестко заявлять, что вам не нужна никакая дополнительная страховка.
Некоторые говорят, что выгоднее пользоваться непродвинутыми прокатными конторами. Я пару раз пытался изменить своей прокатной конторе. Покупался на посулы. В итоге обходилось дороже. Бесплатный сыр только в мышеловке. Хотя я слышал много рассказов, как люди берут у местных фирм дешевле. Это как при покупке Gucciи, 90 процентов платите за бренд. Но чтобы разбираться в нюансах, у вас не должно быть языкового барьера. Вам нужно уметь объясниться и понимать, что подписываете.
Ранее текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 февраля 2019 года