Как готовился в Омске фестиваль фейерверков (полный текст).
Вчера, 3 августа, поздно вечером в Омске на «Зеленом острове» состоялся четвертый фестиваль фейерверков. За три недели до него его организатор директор ООО «Центр фейерверков «Русские забавы» Сергей СЫСОЕВ рассказал обозревателю «Коммерческих вестей» о том, что требуется, чтобы фестиваль фейерверков зажигал, почему фестиваль переехал в областной центр и насколько оптимально проведение мероприятия в парке «Зеленый остров».
– Сергей Анатольевич, как появилась идея создания международного фестиваля фейерверков в Омске?
– В 2008 году я в Сергиевом Посаде на конференции РАПИД (от ред.: Российской ассоциации производителей и демонстраторов фейерверков «РАПИД-фейерверк») увидел первый музыкальный фестиваль фейерверков. Несколько лет мечтал сделать свой (смеется). Вот 3 августа будем проводить уже четвертый. Пока выйти на то, чего хотим, не получается.
– В России много подобных фестивалей?
– К нам все идет с Запада. В Новосибирске и Тюмени уже, наверное, по десятому фестивалю фейерверков проходит, в Смоленске – восьмой. Есть несколько видов таких мероприятий. Меня заинтересовал фейерверк под музыку, когда ставят мощные колонки, программируют запуск салюта с долей миллисекунды и запускают вместе с музыкой. В основном везде спонсирует фестиваль администрация города или региона. Вот два месяца назад прошел фестиваль фейерверков в Ессентуках.
– СМИ писали, что там собралось 30 тысяч зрителей.
– И денег вложили больше, чем в Москве! Сам губернатор раскручивал фестиваль. У нас такое предложить городу, наверное, будет неправильно, у администрации Омска сейчас денег нет. Но это не повод лишать омичей праздника.
– В России все фестивали фейерверков финансируются администрациями?
– Не все. Смоленский проводят за счет самофинансирования, но его тоже серьезно поддерживает местный губернатор. Даже моральная помощь администрации многое дает. На первом фестивале, который проходил на «Пиратском острове», самое сложное было – правильно организовать безопасность. Мы наняли ЧОП, но в итоге я понял, что все должно быть по-другому. Нет, проблем не было. Но дело в том, что у каждого ЧОПа определенное количество бойцов, если их не хватает, то ищут студентов, практикантов, которые переодеваются в сотрудников ЧОПа и вперед. По-моему, у нас так и произошло. Когда фестиваль переехал в Чернолучье, я уже работал с профессиональной командой ЧОП «Зевс» и в тесном контакте с руководством УВД Омской области.
Сегодня я вижу реальный положительный итог наших фестивалей: на День города и на 9 Мая салюты стали гораздо лучше.
– Кто делает эти салюты?
– Старая гвардия пиротехников, которая выигрывает их через тендеры. Там всегда много недовольных: кто-то кого-то обманул, отодвинул. Я в этом не участвую, мне хватает торговли в павильонах и фестиваля.
– В этом году вы проводите фестиваль фейерверков в центре Омска в День города. Это будет засчитано за салют?
– Нет, фестиваль пройдет на Зеленом острове. Город попросил нас показать спонсорский салют у «АМАКС Отель Омск» на Иртышской набережной рядом с бульваром Победы. Мы выстрелим там 5-минутный фейерверк. Мэрия обещала поставить за свой счет музыку. А в Советском парке победитель тендера должен запускать высотные салюты. У нас калибр 150-й (и у гостиницы, и на Зеленом острове) Тем, кто хочет увидеть громадные шары, нужно отправляться в Советский парк, желающим увидеть небольшой красочный музыкальный фейерверк – к гостинице. Ну а кто хочет увидеть огромное пиротехническое шоу – это Зеленый остров. Заранее поясню: если хотите посмотреть бесплатно, лучше идти к гостинице, там будет зрелищно, но недолго по времени. Все-таки это лучше, чем смотреть издалека фрагменты и совершенно не слышать музыки.
– Почему изменилось место и время проведения фестиваля?
– Мы выходили с проектом фестиваля фейерверков еще на 300-летие Омска, но в мэрии нам сказали: ребята, мы вас не знаем. Поэтому первый фестиваль решили сделать спонтанно на «Пиратском острове». 9 Мая нам подписали закрытие акватории Иртыша. Через 25 дней стрелять салют, а мы еще билеты не продавали. Плюс в это время начался резкий подъем воды: место проведения было просто затоплено, и до последнего не знали, состоится ли фестиваль. Мы прекрасно понимали, что уйдем в угар, провели, чтобы просто понимать, как правильно организовывать.
– В угар – в смысле в убыток?
– Все три предыдущих фестиваля получились убыточными. Если в этом году мы не отобьемся, думаю, четвертый станет последним. Второй фестиваль мы перенесли за город (в Чернолучье) по схеме Смоленска. Они проводят в 50 км от города. Правда, там федеральная трасса на Беларусь немного другого качества и серьезная поддержка УВД. Они на период отъезда людей с фестиваля перекрывали федеральную трассу, т. е. фуры стояли и ждали, когда разъедется народ. Через каждые 100 метров до Смоленска стояли сотрудники ГИБДД. И я тоже решил перенести фестиваль в Чернолучье, думал, базы отдыха поддержат, но потом понял: это не вариант. На третьем фестивале погодные условия подкачали: плюс пять градусов, дождь. Многие не поехали.
– И все-таки что дало толчок к переезду фестиваля в Омск?
– Первое совещание в мэрии, где мы обсуждали этот фестиваль, состоялось в октябре. Совещались долго. Администрация вся сменилась, и нас опять не знают. В итоге разрешили сделать фестиваль в городе. Мы просили 25 августа, но сказали: нужно на День города.
– День города – «жирный» вариант, почему вы хотели проводить в конце августа?
– Дело в том, что к концу лета закат солнца сдвигается минут на 40 – 50. А нам нужно в темноте стрелять. В десять вечера в начале августа еще светловато. Не знаю, почему город ни на День города, ни на 9 Мая не решается на полчаса сдвинуть салют. Вся его красочность от спешки теряется.
– А Зеленый остров в качестве места проведения – это ваш выбор?
– Мой. Там на воде будут хорошие блики. Плюс парк окружен небольшим лесным массивом, легко будет закрыть территорию с помощью временного ограждения и сотрудников ЧОПа. Поместятся 20-30 тыс. человек. Я рассчитываю на 15-20 тысяч. Давка нам не нужна.
– Что нужно, чтобы фестиваль стал окупаемым?
– Экономить мы пока не пытаемся, начнешь это делать – качество упадет. Но и привезти мегазвезду финансово не получается. Если будут хорошие погодные условия, думаю, люди пойдут даже несмотря на то, что в этот день запланировано большое количество бесплатных площадок.
– Сколько омичей должны купить билеты, чтобы фестиваль отбился в плюс?
– Порядка 20 тыс. человек. Это реальная цифра. У нас большая сумма зависла за три предыдущих фестиваля. Если на «Пиратском острове» все получилось спонтанно и больших затрат не требовало, то в Чернолучье надо было поле опахать, поставить столбы с электричеством. Третий фестиваль должен был окупиться, но, как я уже сказал, не повезло с погодой.
– Сергей Анатольевич, на Зеленом острове какая-то подготовка к фестивалю идет?
– Благодаря организации «Спортивный город» парк «Зеленый остров» готовится стать местом проведения массовых мероприятий. Уже в этом году кроме нашего фестиваля там пройдет несколько достаточно крупных программ. Естественно, что парк надо приводить в порядок. Вкладываемся в благоустройство, вывоз мусора, кронирование деревьев. «Спортивный город» привлекает массу спонсоров в благоустройство территории. Реставрируют лестницы, восстанавливают освещение парка, проводят массовые субботники с привлечением волонтеров. К сожалению, набережная сейчас в аварийном состоянии. Как я понимаю, «Спортивный город» поставил на ней временное ограждение и готовится к капитальному ремонту. Мы не только переводим спонсорские деньги парку, но и активно помогаем сотрудниками и техникой.
– В прошлом году в парке 30-летия ВЛКСМ у вас был небольшой инцидент при запуске салюта, поэтому людей интересует, как вы организуете безопасность?
– Тогда мы пригласили команду Нижнего Новгорода, которая у нас выступала на первом и втором фестивалях, сделать 5-минутную зарисовку. Последний залп полетел немного не так. Пиротехника была вся сертифицированная. Нас долго проверяли. Нарушений не нашли. Радиус опасной зоны был выдержан. Но, видимо, что-то сработало не так... На Зеленом острове радиус опасной зоны должен быть 150 метров, но мы сделали двойной. Пожарный катер предварительно обольет все деревья, будут дежурить две пожарные машины и пара карет скорой помощи.
– А в Чернолучье сколько зрителей приезжало на фестиваль?
– Два года назад, когда погода была хорошая, мы собрали около 10 тыс. человек. Билетов было продано раза в два меньше. Мы сознательно пропускали местных жителей бесплатно, по прописке.
– Наверное, зайцев было много?
– Зайцы всегда были и будут. Это еще одна из причин, почему ушли в город. Здесь площадка более закрытая. Да, будут стоять на набережной, на Каржасе, на балконах. Что-то увидят, но для нас это не критично. Когда вы смотрите фестиваль в окружении динамиков, то получаете полное наложение музыки на картинку, если наблюдаете издалека, то вам доступны только верхушки фейерверков без музыки и без полной картинки. Так на всех фестивалях: в Германии видел, как толпы людей за стадионом лежали на асфальте, в Москве вокруг парка, где проходит фестиваль, все гаражи были забиты – люди стояли на крышах. Это естественный процесс. Платить, конечно, неприятно. Но вы ведь делаете это, когда идете в театр, на концерт, понимаете, что режиссерам и артистам нужно на что-то жить? То же самое с пиротехниками. Бесплатно работать никто не будет. Да и пиротехника довольно дорогая. Специально для любителей халявы повторяю: можно бесплатно увидеть небольшой музыкальный фейерверк у гостиницы «АМАКС Отель Омск». Это гораздо выгоднее, чем смотреть издалека.
– Есть ли вероятность, что при поддержке горадминистрации фестиваль станет бесплатным?
– Если он будет бесплатным, то на Зеленом острове соберется под 100 тысяч человек. Будет давка. А выносить его за черту города, как оказалось, не очень правильно. Возникает много вопросов по транспорту: сначала зрители возмущались, почему мы его не предоставили, потом – что не туда подали, не той комфортности. Ну нет в городе автобусов! Мы с трудом тогда выбили десять штук через департамент транспорта. Для меня пока идеальная площадка – это Зеленый остров. Переводить ее в бесплатную не вижу смысла. В данной ситуации билеты способствуют тому, чтобы не было давки. К тому же на большой территории невозможна качественная передача звука. Когда мы делали первый фестиваль, музыку слышно было только на сцене. На третьем – хороший грамотный звук нам сделал Антон ВИШНЯКОВ. Да, музыки было много. Если делать мало, то на одном пятаке слышно (причем там будут глохнуть), а на расстоянии – нет. Салют под музыку – это главная фишка фестиваля.
– В прошлые годы участники приезжали из стран с серьезной пиротехнической репутацией, например из Китая, а в этом только из ближнего зарубежья. С чем это связано?
– В этом году нам дали добро практически в апреле, и приглашать команды из дальних стран было поздно. По-хорошему, в октябре-ноябре нужно принимать решение о проведении. А я до апреля не знал, будем проводить или нет. Что не вернемся в Чернолучье, понимал. Если бы не дали добро на проведение фестиваля в городе, то его бы не было. Поэтому взяли тематику возврата в СССР и пригласили команды бывшего соцпространства. Но это не значит, что они хуже. На один из фестивалей приезжала команда Азербайджана, она заняла второе место. Данные пиротехники будут и в этом году. Мы выбирали специалистов очень высокого ранга.
– А не было мысли создать свою – омскую команду?
– У нас есть люди, которые заключительный фейерверк стреляют. Но в целом в Омске сейчас нет школы пиротехников, она убита тендерами, на которых выигрывали подставные фирмы. В одном из городов был скандальный случай: городской салют выиграла компания, занимающаяся ритуальными услугами! В тендере написано, что на городском салюте нужно выстрелить, например, 10 шаров такого размера, 20 такого. А где искусство, где красота? Композиция, эффекты, цвета уже никого не интересуют, под музыку или нет – неважно. Местные пиротехники сидят практически на голодном пайке: то команды Калининграда выигрывают, то Челябинска. В Омске осталась, конечно, старая гвардия, готовая запускать салют, но она отстала от технологий. Чтобы сделать салют под музыку, нужно рассчитывать доли секунды, писать программы. На каждом фестивале пиротехники придумывают что-то новое: то башню построят, то колесо в воздухе начертят. Но чтобы красивое сделать, команда должна раза три-четыре где-то выстрелить, поэтому команды Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда постоянно заняты: то на «Алых парусах», то в Сочи, то в Германию ездят. Только омские пиротехники сидят и ждут 9 Мая и Дня города. Мы обучаем своих пиротехников, они работают с командами, которые приезжают, чему-то учатся. Для этого, наверное, и делаю фестиваль (смеется), чтобы были кадры, которые нюхали порох.
– Как выглядит финансовая сторона фестиваля с точки зрения команд-участников? Знаю, что победитель получает полмиллиона рублей.
– Да, это призовой фонд. Бюджет одной команды – от 1 до 1,5 млн. рублей. Эти деньги им платим мы. Каждый участник стреляет фейерверк, равноценный городскому, а он стоит 1,5-2 млн. рублей.
– Какие расходы вы им оплачиваете?
– На проезд, проживание, на салют. Команды весь бюджет пытаются вложить в работу, чтобы получить призовой фонд.
– Ограничиваете участников в количестве залпов, размере фейерверков и прочем?
– Нет. По-хорошему, надо прописывать техзадания. Но я считаю, если команда хочет показать что-то, нельзя ее бить по рукам.
– Они приезжают со своей пиротехникой или покупают вашу?
– Со своей. Команды-участники привозят свое оборудование, дня два монтируют его. На фейерверке у отеля «Омск» мы будем использовать заряды до 150 метров, а вот в Советском парке салют будет 310 метров высотой. Это самые большие шары. Помню, как в 1992-м впервые на Зеленом острове увидел здоровые 310-е шары. Это неизгладимое впечатление. Но сейчас мне больше по душе музыкальные фейерверки, когда вылетает не один, а 100-150 залпов, пусть небольшие, но красочные, из них создаются интересные фигуры, композиции.
– 310-й – это размер шара?
– И диаметр шара в миллиметрах, и высота, на которую он взлетает в метрах. 150-й взлетает на 150 метров, 100-й – на сто. И радиус опасной зоны у них обозначается этой же цифрой.
– От чего зависят красота и зрелищность салюта?
– У каждого заряда есть свой эффект: один разрывается шаром, другой – «Сатурном», третий – буквами, четвертый – хризантемой. Один заряд может включать до пяти эффектов. Сначала в один цвет стреляет, потом в другой, потом превращается в шар. В прошлом году у нас две команды сделали надпись «Омск». Простой шар стоит одну сумму, если он синего цвета, то стоимость увеличивается на 30 процентов. В техзадании городского салюта стоит только количество выстрелянных шаров, естественно, участнику, которого сильно опустили в цене на тендере, ничего не остается, как взять самые дешевые.
– Грустно…
– Это технология тендеров. Она везде такая. На РАПИДЕ поднимали вопрос приравнять фейерверки к искусству. Но кто его будет оценивать? Зрители? А как, ведь салют лишь какое-то мгновение в небе живет?
– Получается, красота салюта не зависит от мастерства того, кто стреляет?
– Нет, выстрелы производят мортиры, человек может только нажать кнопку. Высота и красота салюта зависят только от исходных данных шара. Но чтобы сделать фейерверк под музыку, нужно составить программу запуска шаров с учетом их эффектов, времени замедления, времени работы изделия и прочих характеристик, наложить все на музыку. В этом и состоит мастерство пиротехника.
– Сколько на сегодня продано билетов?
– Как показывает практика, люди покупают билеты за два-три дня. Это касается не только фестиваля, но и концертов. Мы поэтому и рекламную кампанию особенно не разворачивали. Омичи чаще всего спонтанно решают идти. Единственное: боюсь, что в день фестиваля на Зеленом острове будет большая очередь за билетами. Рекомендую купить их в своем районе в магазинах «Центр фейерверков «Русские забавы» или заказать по Интернету. У нас, конечно, не Москва, где на фестиваль приходят по 400 тысяч человек, и не Ессентуки, где при 300 тысячах населения собралось 30 тыс. зрителей, тем не менее людей будет много, и простаивать в очереди никому не хочется.
– Сергей Анатольевич, эти города туристические. А к нам из других городов едут на фестиваль фейерверков?
– Приезжают. Из Казахстана, Новосибирска. Но математику мы не ведем, и сказать, сколько именно, не берусь.
– В соседних Новосибирске и Тюмени свои фестивали…
– В Новосибирске он прошел в последнее воскресенье июня, в день города. Три-четыре года назад меня там очень заинтересовало, что победитель в качестве награды получает заказ на салют на 9 Мая следующего года. Практически на всех фестивалях фейерверков (неважно, есть приз или нет) случаются обиды: кто и на каких основаниях занял первое место. Поэтому мы пошли через смс-голосование зрителей. К концу праздника уже знаем победителя.
– Махинаций с накруткой голосов не случалось?
– Если человек проголосовал три раза, это не махинация. А чтобы 100 голосов за одну команду – такого не было.
– Новосибирская идея хороша: горожане получают профессиональный, заведомо качественный салют.
– Я нашему городу предлагал. Но мне сказали, что по закону о тендерах это не пройдет. Чтобы поощрить других участников, мы искали спонсоров, они могли сделать подарок понравившейся команде. В прошлом году на нас вышли Любинский молочно-консервный комбинат и «БИРхаус». Помню, как китаец – довольный – уходил с коробкой сгущенного молока. Не всегда нужны миллионные призы, иногда важнее простой знак внимания.
– Кроме салюта, на фестивале будет и другая программа. Расскажите о ней.
– В этом году мы покажем омичам водные музыкальные фонтаны. Они под музыку будут менять высоту подъема, танцевать. Шоу фонтанов устроит профессиональная столичная компания в перерывах между выступлениями команд. Во время стрельбы выделяется большое количество дыма, и чтобы он рассеялся и было видно выступление следующих участников, требуется порядка 15 минут. Зрители нас ругают, что мы специально тянем время, чтобы они плов покупали. Нам это не интересно! Но мы не хотим, чтобы из-за дыма вы не увидели половину зрелища. На одном фестивале в Смоленске маленько гнали, делали перерыв между командами пять минут. Там было подвешено большое-большое колесо, и я все ждал, когда же оно запустится. Но так и не увидел. Потом спросил руководителя, а он удивился: так оно же работало. То есть из-за дыма я из первого ряда не увидел главную фишку представления! Считаю, лучше подождать, перерыв технологически необходим.
Кроме того, к нам приезжает музыкальный гость – Жека, его привозит радио «Шансон», наш информационный спонсор. Они первыми откликнулись. Я понимаю, что шансон – это не детская тематика, но это не всегда и блатной жанр. Да, мы позиционируем себя как семейный праздник. В Чернолучье после второго фестиваля было много отзывов вроде: «Спасибо за спокойный семейный праздник». Это очень радует. Если человек изначально не настроен на негатив, то получает удовольствие от фестиваля.
Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 июля 2019 года