Омский «12 канал» вместе с калининградским «Каскадом» первыми среди региональных телекомпаний появились в цифровом формате на девятой кнопке первого мультиплекса.
О том, как омичам удалось первыми войти в сетку вещания Общественного телевидения России, о преимуществах и ограничениях «цифры», о техническом перевооружении, региональном рекламном рынке и перспективных новых проектах «12 канала» обозревателю «Коммерческих вестей» Николаю ГОРНОВУ рассказал руководитель АО «Омские медиа» Артем СЕРОВ.
– Артем Анатольевич, очень любопытно, как «12 каналу» удалось оказаться среди первых региональных телекомпаний, кого пустили в цифровой эфир? Вы громче всех возмущались или писали письма во все инстанции?
– Мы и письма писали, и обращались к Совету Федерации Федерального Собрания РФ через Елену МИЗУЛИНУ, и губернатор Омской области Александр БУРКОВ нам очень много помогал. Мы выступали на всех совещаниях, где присутствовали представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Нам же изначально «цифру» не хотели давать, вместо цифрового вещания выделили бесплатную 21-ю кнопку во всех кабельных сетях, и на этом как бы все. Мол, пользуйтесь тем, что даем. Но мы объединились с другими региональными телекомпаниями и пошли единым фронтом. В итоге нас все же услышали.
– Сколько региональных телеканалов объединилось?
– Более 80 телеканалов. Это была наша совместная работа. Всей Национальной ассоциации телерадиовещателей. Нам удалось объяснить, что с отключением аналогового вещания региональное телевидение просто перестают смотреть.
– Региональным телеканалам дали пять часов в день – это немало.
– Некоторым телеканалам в других регионах действительно хватает, а нам трех часов утром и двух вечером – мало, если честно. Да, часть своих основных программ мы успеваем показывать: «Час новостей», «Овертайм», «Управдом», «Местные жители», основной продукт «12 канала» сегодня присутствует и в «цифре». Для ОТР мы формируем отдельную сетку. «Сквозных» программ у нас только две, которые одновременно идут в эфире «12 канала» и ОТР, это программа «Наше утро», она идет с 7.00 до 9.00, и программа «Час новостей», которая начинается в 17.00. Но при этом мы в эфире ОТР на птичьих правах, с нами в любой момент могут расторгнуть договор. Это во-первых. Во-вторых, имея две эфирные врезки, мы не сможем рассказывать о масштабных событиях регионального значения. Как показать, например, парад 9 мая? А крупные спортивные мероприятия? Мы просто не попадем в те эфирные блоки, которые нам выделены в эфире ОТР. А такие события – они очень важны для региона. Непонятно, как быть с политическими программами. Согласно договору, мы не можем в цифровом эфире ОТР освещать выборный процесс, это запрещено лицензионными условиями ОТР. Мы не можем ставить в эфир и политическую рекламу. А как иначе нам знакомить избирателей с кандидатами?
– Насколько я помню, вам и обычную рекламу запрещено размещать в тех вставках, которые будут демонстрироваться в эфире ОТР.
– Совершенно верно. Запрещена вся реклама, кроме спонсорства. А региональному каналу между тем нужно как-то жить. Да, мы не отказываемся, естественно, от этой возможности. Мы прекрасно понимаем, что в кабельном формате «12 канал» могут смотреть только омичи. За пределами Омска работает очень небольшое количество операторов кабельного телевидения. Спутниковое вещание – это тоже не массовая история. В общем, прошла волна цифровизации, многие жители области купили приставки и очень удивились, что не смогли найти в цифровом эфире «12 канал». Теперь мы там появились. Люди довольны. И мы получили дополнительную аудиторию. Ту часть зрителей, которую мы потеряли в области, она к нам вернулась опять.
– Вы уже почувствовали плюсы от присутствия в цифровом мультиплексе?
– Конечно. Теперь мы же получаем обратную связь, с 7 до 9 утра нам звонят люди из районов области.
– Если вам не хватает 5 часов эфира, то нужно что-то делать.
– А мы не останавливаемся, продолжаем бороться за «цифру». В январе запланирована очередная конференция, которую проводит Национальная ассоциация телерадиовещателей, будем дальше думать над единой позицией, над тем, какое цифровое будущее ожидает региональное телевидение России. У нас, по-сути, вся передающая сеть построена, нам всего-то и нужно – заменить аналоговые передатчики на цифровые. Даже частоты новые получать не нужно, мы можем использовать те, на которых работают наши аналоговые передатчики. Более того, мы готовы за свой счет приобрести цифровые передатчики, они не такие уж дорогие. В Новосибирске делают передатчики стоимостью от 100 до 300 тысяч рублей. Нам нужно порядка 35 передатчиков. И тогда мы смогли бы создать региональный мультиплекс, куда вошли бы и другие омские телеканалы, и возродили бы наши филиалы в районных центрах. Новостей из районных филиалов нам сильно не хватает. Когда я приступил к исполнению обязанностей гендиректора АО «Омские медиа», у «12 канала» остался всего один – в Москаленках. А было когда-то больше 20 филиалов.
– И что вам нужно, чтобы купить эти передатчики? Деньги?
– Соответствующее решение ГКРЧ – Государственной комиссии по радиочастотам. Пока разрешения на использование частот нам не дают.
– Но работу филиалов в районных центрах можно восстановить и без «цифры». Что мешает?
– Без «цифры» – нет смысла, на мой взгляд. Аналоговый формат – это прошлый век. В аналоговом формате нас никто не смотрит.
– Неправда, я смотрю ваши передачи в аналоговом формате. У меня два телевизора, один совсем старый, на кухне, и он работает в «аналоге», я не стал покупать к нему приставку, решил, что нет экономического смысла. И я продолжаю смотреть несколько телеканалов, в том числе «12 канал», в аналоговом формате. Спасибо вам, кстати, что не отключили и аналоговое вещание.
– Да, мы пока оставили аналоговое вещание. Но сколько времени сможем содержать аналоговые передатчики – я не знаю. Я пока думаю на этот счет. Распространение аналогового сигнала обходится нам очень дорого.
– Мне почему-то кажется, что в Омске количество ваших аналоговых телезрителей не намного меньше тех, кто смотрит вас в кабельных сетях.
– Вы говорите про город Омск. А в области очень мало осталось людей, кто не приобрел приставки. Там другая ситуация была. Там люди имели возможность смотреть несколько каналов, а с переходом на цифровое вещание они получили возможность принимать два цифровых мультиплекса, где 20 каналов. Когда у нас по области проходил автопробег и мы в 12 районах рассказывали, что с ноября нас можно будет увидеть в цифровом эфире телеканала ОТР, то я специально задавал вопрос жителям, кто нас продолжает смотреть в аналоговом формате. Поднималось обычно две-три руки. Вот я и думаю: есть ли смысл продолжать вещать в «аналоге» с учетом того небольшого процента людей, которые не приобрели приставки для приема цифрового телевидения?
– Вы говорите, что поддерживать аналоговый сигнал дорого. А сколько именно?
– Порядка 20 млн. рублей в год. Это серьезные деньги, и я бы мог направить их на техническое перевооружение, приобрести новые камеры в большом павильоне, они работают в формате SD, и давно устарели морально, все уже снимают в HD и даже в 4К. Студию новостей мы переоснастили, туда купили уже современные камеры, а до большого павильона еще не добрались, денег не хватает.
– Как мне кажется, 2019 год был для «12 канала» разным. Было и плохое, и хорошее. Хотелось бы узнать, что вы для себя определяете, как главные достижения. Что удалось? Чем вы гордитесь?
– Сложно сказать, что самое важное... Нам удалось, я считаю, реанимировать АО «Омское радио». В декабре мы поменяли партнера, и теперь на частоте 106,2 FM в Омске звучит не «Радио Шансон», к этой станции стало слишком много возникать вопросов по контенту, а звучит «Радио Монте-Карло» с хорошей музыкой мирового класса, и радиослушателей у нас прибавилось. К тому же эта станция, на мой взгляд, более эффективна в коммерческом плане, чем «Радио Шансон». Мы усилили наши радийные кадры, привлекли в команду Игоря ЗАВЕРЮХУ, он был генеральным продюсером сети «Радио Сибирь», а теперь возглавляет АО «Омское радио», закупили самое современное оборудование, оборудовали радиостудию HD-камерами, и теперь из студии можем делать включения в эфире «12 канала». И все это пойдет на пользу общему делу.
Важный, я считаю, итог года, что нам удалось вернуть в эфир утреннюю программу «Наше утро», как я уже говорил, она идет с 7.00 до 9.00 одновременно и в нашем эфире, и на 9-й кнопке мультиплекса. Программа не выходила с 2014 года, но людям она была нужна, судя по отзывам. Мы запустили интересный проект о людях, которые не побоялись начать свой бизнес. Еще нам удалось в ушедшем году получить пять грантов Роспечати для СМИ на реализацию социально значимых проектов. И в этом году планируем подавать заявки на получение грантов, останавливаться не собираемся, идей у нас много. Хотим к 75-летию Великой Победы снять полуторачасовой документальный фильм о жизни и подвиге Дмитрия Карбышева. Сейчас ищем финансирование. Попробуем заявиться на Президентский грант, может быть, удастся получить деньги.
В прошлом году мы наконец-то приобрели новую ПТС – передвижную телевизионную станцию, теперь можем вести прямую трансляцию с пяти камер из любой точки мира, развернув спутниковую антенну. До этого была ржавая «газель», где можно было работать только скорчившись. Скоро поедем снимать сельский спортивно-культурный «Праздник Севера – 2020», который состоится в Тевризе, сами увидите, какое качество картинки будет в эфире. Мы обновляемся, насколько это возможно.
– У вас в бюджете есть защищенная статья на техперевооружение? Сколько выделяете в год на развитие?
– Большая часть нашего бюджета – это дотации, которые «12 канал» получает из областного бюджета. И эти деньги все уходят на оплату сигнала и фонд заработной платы. Телевидение – оно убыточно по определению. Производство любого телевизионного контента – это дорогостоящее мероприятие. Поэтому на развитие мы можем направлять только те деньги, которые получаем в виде грантов, либо зарабатываем сами на рекламе.
– В 2019 году «12 канал» сколько заработал на рекламе?
– Очень немного. Рекламный рынок в Омске продолжает сжиматься. Да, у нас есть хоккей, и на трансляциях матчей рекламные блоки забиты, но все равно нам трудно противостоять такому монополисту, как «Регион Медиа». Это крупнейший продавец рекламного времени на телевидении, у него большой пул федеральных телеканалов, чтобы конкурировать с ним, нужен хороший креатив. Мы пытаемся, сейчас разрабатываем пакет, куда может войти и радиореклама, и медиафасады, и наружная реклама. Были мысли, если честно, об объединении усилий с другими омскими телекомпаниями, которые сами себя продают, чтобы создать пакетное предложение в пику «Регион Медиа».
– Не договорились с коллегами?
– Пока нет. Тяжело договариваться. Но пути выхода из этой ситуации нужно искать, я считаю. Мы стараемся брать креативом, нестандартными решениями. Посмотрите, какие рекламные ролики сегодня идут в эфире региональных телеканалов, это же грустно. И мы бы хотели занять нишу качественного рекламного контента. Вообще ситуация очень странная. Я когда пришел на «12 канал», меня очень удивили расценки на производство рекламы. Как производство ролика может стоить 10 тысяч рублей? А омские рекламодатели уже привыкли к таким расценкам. Они думают, что производство контента вообще ничего не стоит. На самом деле производство стоит дороже, чем размещение. Я когда в Екатеринбурге работал, мы делали ролик для торговой марки «ЧЕРКАШИН и партнер», и там только идея стоила от миллиона рублей. Конечно, о миллионах за рекламу в Омске речь не идет, но если рекламодатели хотят получить качественный контент, то они должны понимать, что его производство обойдется намного дороже, чем 10 тысяч рублей.
– Правильно ли я понимаю, не у всех региональных телеканалов проблемы с рекламой?
– Ситуация во всех регионах сложная. Просто рынки разные. В том же Екатеринбурге объем рекламного рынка побольше, стоимость рекламного времени подороже, там чуть легче. Филиал ВГТРК в Екатеринбурге, когда я там работал, зарабатывал на рекламе 50-60 млн. рублей в год. «12 канал», даже если мы приложим все усилия, максимум, сможем заработать 30-40 млн. рублей в год. На такие деньги телеканалу не выжить.
– Простите за глупый вопрос, а рекламный отдел у «12 канала» есть?
– Есть. При мне он и сформировался, по сути. И я продолжаю искать активных людей. Пусть приходят, двери открыты.
– Предыдущий руководитель канала, Александр МАЛЬКЕВИЧ, рекламой не интересовался?
– Может, интересовался, конечно, мне сложно оценивать, один или два менеджера в рекламном отделе все же сидели.
– Вы не пользуетесь данными телеизмерений от компании MediaScope?
– Нет, услуги этой компании слишком дорогие. Нужно отдавать минимум 100 тысяч рублей в месяц, таких трат мы позволить не можем. Это дорого для любой региональной телекомпании. Поэтому мы пользуемся системой телеизмерений от MediaHills, она дешевле, но при этом, на мой взгляд, нисколько не хуже. У них тоже объективные цифры. Если у MediaScope в омской панели, насколько я помню, порядка 100 домохозяйств, у MediaHills – порядка 80 тысяч домохозяйств. И есть не только город, но и область. Просто в конкурсе Роскомнадзора на телеизмерения побеждает каждый год MediaScope, а когда компания становится официальным телеизмерителем, то котируются только ее рейтинги.
– Если рекламодатели больше верят рейтингам MediaScope, то зачем вам рейтинги MediaHills?
– Для себя. Мы же тоже хотим знать, какие наши программы смотрят, какие не смотрят, что именно «выстрелило». MediaHills производит измерения с высокой детализацией, благодаря этому можно анализировать популярность программ непосредственно в момент выхода. Мы можем, например, в «Часе новостей» увидеть, какой сюжет больше понравился телезрителям, а какой меньше.
– И какие программы у вас самые рейтинговые?
– «Час новостей», «Местные жители», «Управдом». Сейчас в этот список добавилась программа «Овертайм», детище известного хоккейного обозревателя Андрея БЛОХИНА, эта программа в омском эфире с 1995 года, выходила она на разных каналах и за это время стала практически культовой.
– Вашу программу «Местные жители» я называю «В гостях у сказки». Она забавная...
– Тем не менее многим нравится, ее смотрят. Программа о жителях села, об активных и позитивных людях.
– А у ваших социальных проектов рейтинги невысокие?
– Нет, достаточно высокие. Программу «Плэй» о театре и проект «Столпы Севера», который состоит из трех фильмов о забытых храмах Омской области, смотрели очень хорошо.
– Есть у «12 канала» конкуренты в Омске? Или вы не чувствуете конкуренции?
– Знаете, я когда пришел на «12 канал», а это было в июне 2018 года, познакомился с коллективом, посмотрел все продукты и проекты других телеканалов, я понял, что с этой командой можно горы свернуть. Если говорить о качестве телевизионной продукции, я не вижу в Омске, если честно, реальных конкурентов «12 каналу». И это объективная точка зрения.
– Тем не менее вы продолжаете укреплять команду профессионалами. В том числе журналистами с других каналов.
– Да, продолжаю. Наша задача – сделать лучший региональный телеканал в стране. Согласно рейтингам MediaHills, в 2019 году «12 канал» по доле телесмотрения в кабельных сетях находился на 9 месте среди 85 региональных телеканалов. Девятое место – это неплохо, сомнений нет, но есть куда стремиться.
– Кто в первой тройке рейтинга?
– Первые три места – «НВК Саха» из Якутска, «БСТ» из Уфы и «Телемикс» из Уссурийска. Новосибирцы из «ОТС» – на 15 месте.
– А как выглядит «12 канал» в общем рейтинге по доле смотрения, где все федеральные каналы? Вы хотя бы за 1% выходите?
– Конечно, выходим. Дело в том, что есть средний рейтинг по каналу, по этому показателю нам сложно конкурировать с НТВ, «Россией-1» и «Первым каналом», которые входят в сегодняшний ТОП-3. Но при этом у нас есть программы, у которых рейтинг бывает даже выше, чем у популярных федеральных программ. За собственный контент я полностью уверен. К сожалению, большую часть эфира у нас занимает контент, который мы приобретаем. А поскольку качественных сериалов и программ нам не продают, российские сериалы вообще сумасшедших денег стоят, то мы имеем то, что имеем. Даже когда был юбилей Михаила Ульянова и мы хотели показать «Ворошиловский стрелок», правообладатель отказался нам продать права на однократный показ этого фильма.
– Сколько у вас своего контента в эфире?
В среднем – порядка 45%. Но мы наращиваем объем собственного производства и выйдем, я думаю, на 50% собственного контента. Для регионального канала – очень хороший показатель.
– Сколько вы можете потратить на покупку контента?
– Не больше 200 тысяч рублей в месяц.
– Да, немного.
– Очень немного. Но мы думаем, как выходить из этой ситуации. Может быть, что-то нам удастся сделать.
– «12 каналу» часто предъявляли претензии, что у него новости для чиновников. Из серии, как прекрасно жить в Омской области.
– Мы уже изменились. Что было раньше – судить не могу. Но сегодня я новостям уделяю много времени, разбираем выпуски, обсуждаем буквально каждый сюжет, подачу. У нас в новостях четыре шеф-редактора, причем каждый периодически работает на радио и выезжает «в поле» в качестве простого корреспондента. У нас нет звезд, все работают. Нашу задачу я понимаю так: «12 канал» должен быть проводником между жителями региона и властью. Жители говорят: есть проблема. Мы эту проблему освещаем и идем с ней к представителям власти, чтобы они ее решали. Если есть результат, мы его показываем. Не просто говорим, как все вокруг плохо, а стараемся найти решение.
– Позиция чиновников по отношению к любому СМИ была и останется неизменной: не надо говорить о плохом, давайте говорить о хорошем, хорошего вокруг больше.
– Ну, это неправильно, я считаю. Зрителей же не обманешь. И проблему не скроешь, если она действительно есть.
– Чиновники идут на контакт с вашими журналистами? Не уклоняются от комментариев?
– Большинство понимает, что если «12 канал» взялся за какую-то тему, то обязательно покажет ее в эфире, и в их интересах не игнорировать журналиста, а дать свой комментарий. В общении с теми, кто не понимает, нам содействует Министерство региональной политики и массовых коммуникаций Омской области.
– И все равно имидж телевидения, на мой взгляд, ухудшается. Сегодня все прогрессивные люди погружены в Интернет, все предпочитают мнение блогеров, смотрят независимый видеоконтент, размещаемый на «Ютубе»...
– Безусловно, и мы идем в ногу со временем, и в Интернете тоже присутствуем, разумеется. Помимо сайта, который в ближайшее время будет полностью обновлен и осовременен, наши программы можно смотреть он-лайн на смартфонах и планшетах при помощи специального приложения. Все просто – нажимаете на иконку и смотрите прямой эфир. Вообще «12 канал» я рассматриваю не как телеканал, а как бренд, который может существовать в разных средах. Интернет – это одна из сред, еще один способ доставки телевизионного контента. На самом деле нет никакой разницы, где именно показывать свой продукт. «Столпы Севера» мы показывали на большом экране в кинотеатре «Слава», и показ проходил с аншлагом. Интернет-направление мы тоже активно осваиваем. В планах привлечь к сотрудничеству и омских блогеров. Можно в качестве ведущих, экспертов. Наши двери, повторюсь, открыты для всех людей с интересными идеями. Я вообще за любые эксперименты.
Ранее интервью было полностью доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 января 2020 года.