Сюда попадают по отпечаткам пальцев, а климат-контроль осуществляют на расстоянии.
Хранилище, предназначенное для произведений отечественной живописи XX–XXI вв., находится в здании Центра «Эрмитаж-Сибирь». В разработке конструкции и монтажа системы хранения, отвечающей современным требованиям, принимали участие все сотрудники омского музея. Ведь кому как не им, ежедневно приходится сталкиваться с неудобствами и трудностями старой, несовершенной системы.
– Работы у нас в основном хранятся на стеллажах, стоят по ячейкам. Чтобы посмотреть какую-то, надо ее доставать вручную. Это трудоемкий процесс, особенно если работы тяжелые, – рассказала главный хранитель музея Татьяна ГРУЗДОВА. – Здесь же работы будут размещаться на выдвижных решетчатых щитах высотой более трех метров, площадь здания это позволяет. Для того чтобы быстро посмотреть коллекцию или найти нужную работу, достаточно выдвинуть щит – и вы сразу увидите всё. К тому же впоследствии будет сделана топография. Более 1200 произведений мы планируем перевезти сюда из Генерал-губернаторского дворца. Первыми «переедут» омские художники: КУКУЙЦЕВ, ТРЕТЬЯКОВ, ЩЕКОТОВ.
При разработке конструкции рассчитывали толщину металла, проводили испытания. Решетки должны выдерживать даже самые габаритные полотна, одетые в рамы. Поэтому каждая рассчитана на вес более пятисот килограммов. Для рационального использования пространства картины крепятся на них с двух сторон.
– Еще есть металлические шкафы-драйверы для хранения живописи в горизонтальном положении, – добавила Татьяна ГРУЗДОВА. – Из тех 1200 экспонатов, которые мы рассчитываем переместить сюда, более 600 находятся в папках. Это этюды, эскизы, и шкафы-драйверы рассчитаны на хранение именно таких работ.
Нелишне сказать, что помещение фондохранилища оснащено также современным климатическим оборудованием, системой пылеудаления, газового пожаротушения и двумя рубежами охраны. Открыть дверь не так-то просто: она реагирует на отпечаток пальца хранителя и еще нескольких человек, к тому же нужен и электронный ключ. За соблюдением температурно-влажностного режима следят логгеры – приборы, которые круглосуточно мониторят атмосферу и «докладывают» об этом климатологу – специалисту по обеспечению сохранности музейных предметов. Максимальная температура для живописных произведений, кстати, +19...+21 градус, влажность не должна превышать 45–60 процентов. Если показатели отличаются от идеальных, климатолог может исправить ситуацию с помощью специальной программы в любое время суток, даже находясь у себя дома.
Профессиональная система хранения живописи, установленная в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, – единственная среди музеев региона. Подобную можно встретить разве что в питерском Эрмитаже. Кстати, по примеру петербургских коллег, в омском хранилище планируют проводить компактные экскурсии, чтобы максимально показать музейные фонды – ведь далеко не всё их наполнение задействовано на выставках.
Фото © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля