Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Задумываясь о вечном: в Музее имени М.А. Врубеля открылась персональная выставка Евгения ТОНКИХ

8 июля 2024 11:02
1
2613

Омский художник считается одним из ярких представителей капиталистического романтизма – направления, родившегося в 1990-е. 

Евгений ТОНКИХ хорошо знаком ценителям изобразительного искусства. Сочетая в своих работах фотореализм и сюжеты, близкие жанру фэнтези, он, кажется, создал собственный стиль, который можно было бы назвать фантастическим реализмом. Но, оказывается, этот стиль имеет другое название – капиталистический романтизм (капром). И придумал его не омский художник, но – безусловно, он является одним из ярких его представителей. 

– Стиль, который искусствоведы называют капиталистическим романтизмом, возник в начале 1990-х годов и активно просуществовал до всемирного финансового кризиса, – поясняет куратор выставки культуролог Вадим САВЕЛЬЕВ. – Он характеризует переход от социалистического реализма и государственного заказа к частному рынку искусства. Впервые этот термин был применен в архитектуре. Конечно, самым большим именем здесь является Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, который, будучи изначально умеренным модернистом, в 1990-е годы переходит к гигантомании. Так и Евгений ТОНКИХ, будучи критическим реалистом, вдруг переходит к фантазийным мирам с изобилием красок, мотивов, образов. Частично это диктуется запросами заказчика, его явными или скрытыми желаниями. Евгений любит рассказывать историю о том, как в 1993 году он поехал в Дюссельдорф с шестью картинками, все их там продал и вернулся уже на личном автомобиле. И вот это как раз романтика нарождающегося нового потребительского общества, объединившего художника, который теперь может дорого продавать свое творчество, и потребителя, который вкладывает в художника деньги и при этом тоже диктует свой вкус. 

Новая русская буржуазия изысканным вкусом не отличалась, зато отличалась стремлением к избыточной роскоши. Поэтому произведения капрома часто балансируют на грани китча. Евгению ТОНКИХ удается на этой грани удержаться, наверное, в первую очередь за счет его собственной вкусовой чувствительности. 

На выставке сегодня присутствуют около 40 работ разных лет. По ним можно проследить и как эволюционировал сам стиль капиталистического романтизма, и как менялись творческие векторы художника, в любом случае по манере письма остающегося фотореалистом. 

После абсолютно безотносительных фантазий Евгений ТОНКИХ обращается к мифам, легендам, аллегорическим сюжетам. Полотна коллажны и напоминают мозаику сна. 

Более поздние работы – храмы, архитектура, где, кажется, застыло время. 

В своем творчестве художник сочетает широкие обобщения и узкую конкретику, работает с образами-репродукциями. Так, на картине «Ачаирский монастырь» он изображает своих внуков, которым придает сходство с ангелами Рафаэля, а в картине «Пир» цитирует Рубенса и Ван Дейка («Пир у Симона фарисея»). 

И, пожалуй, знаковой можно считать работу «Жизнь коротка, искусство вечно». Она была написана после посещения Ватикана. На фоне величественных колонн художник изобразил призрачную фигуру. Картина – размышление о пути творца, о том, что остается после. 

– В какой-то момент каждый художник приходит к той точке, где он начинает соотносить себя не с текущим моментом, а с Вечностью, – говорит Вадим САВЕЛЬЕВ. – Он задумывается о бессмертии, которое художнику могут подарить только его произведения. Что-то подобное происходит сейчас и с Евгением ТОНКИХ. 

Что касается непосредственно стиля капиталистического романтизма, он переживает сегодня ностальгическое возвращение в общекультурный контекст. После бурного отторжения и снисходительного приятия, он стал частью истории, в свое время показав художникам и новые перспективы, и новые границы. 

Выставка «Капиталистический романтизм: Евгений Тонких. Живопись» (18+) будет работать до 4 августа. 

Фото © Эльвира КАДЫРОВА



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Mike 14 июля 2024 в 17:41:
Very nice collection at the Vrubel by this artist. Found it very interesting and thought provoking!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.