Омский художник считается одним из ярких представителей капиталистического романтизма – направления, родившегося в 1990-е.
Евгений ТОНКИХ хорошо знаком ценителям изобразительного искусства. Сочетая в своих работах фотореализм и сюжеты, близкие жанру фэнтези, он, кажется, создал собственный стиль, который можно было бы назвать фантастическим реализмом. Но, оказывается, этот стиль имеет другое название – капиталистический романтизм (капром). И придумал его не омский художник, но – безусловно, он является одним из ярких его представителей.
– Стиль, который искусствоведы называют капиталистическим романтизмом, возник в начале 1990-х годов и активно просуществовал до всемирного финансового кризиса, – поясняет куратор выставки культуролог Вадим САВЕЛЬЕВ. – Он характеризует переход от социалистического реализма и государственного заказа к частному рынку искусства. Впервые этот термин был применен в архитектуре. Конечно, самым большим именем здесь является Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, который, будучи изначально умеренным модернистом, в 1990-е годы переходит к гигантомании. Так и Евгений ТОНКИХ, будучи критическим реалистом, вдруг переходит к фантазийным мирам с изобилием красок, мотивов, образов. Частично это диктуется запросами заказчика, его явными или скрытыми желаниями. Евгений любит рассказывать историю о том, как в 1993 году он поехал в Дюссельдорф с шестью картинками, все их там продал и вернулся уже на личном автомобиле. И вот это как раз романтика нарождающегося нового потребительского общества, объединившего художника, который теперь может дорого продавать свое творчество, и потребителя, который вкладывает в художника деньги и при этом тоже диктует свой вкус.
Новая русская буржуазия изысканным вкусом не отличалась, зато отличалась стремлением к избыточной роскоши. Поэтому произведения капрома часто балансируют на грани китча. Евгению ТОНКИХ удается на этой грани удержаться, наверное, в первую очередь за счет его собственной вкусовой чувствительности.
На выставке сегодня присутствуют около 40 работ разных лет. По ним можно проследить и как эволюционировал сам стиль капиталистического романтизма, и как менялись творческие векторы художника, в любом случае по манере письма остающегося фотореалистом.
После абсолютно безотносительных фантазий Евгений ТОНКИХ обращается к мифам, легендам, аллегорическим сюжетам. Полотна коллажны и напоминают мозаику сна.
Более поздние работы – храмы, архитектура, где, кажется, застыло время.
В своем творчестве художник сочетает широкие обобщения и узкую конкретику, работает с образами-репродукциями. Так, на картине «Ачаирский монастырь» он изображает своих внуков, которым придает сходство с ангелами Рафаэля, а в картине «Пир» цитирует Рубенса и Ван Дейка («Пир у Симона фарисея»).
И, пожалуй, знаковой можно считать работу «Жизнь коротка, искусство вечно». Она была написана после посещения Ватикана. На фоне величественных колонн художник изобразил призрачную фигуру. Картина – размышление о пути творца, о том, что остается после.
– В какой-то момент каждый художник приходит к той точке, где он начинает соотносить себя не с текущим моментом, а с Вечностью, – говорит Вадим САВЕЛЬЕВ. – Он задумывается о бессмертии, которое художнику могут подарить только его произведения. Что-то подобное происходит сейчас и с Евгением ТОНКИХ.
Что касается непосредственно стиля капиталистического романтизма, он переживает сегодня ностальгическое возвращение в общекультурный контекст. После бурного отторжения и снисходительного приятия, он стал частью истории, в свое время показав художникам и новые перспективы, и новые границы.
Выставка «Капиталистический романтизм: Евгений Тонких. Живопись» (18+) будет работать до 4 августа.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА