Зрителей знакомят с уникальной коллекцией русской графики.
В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Владеть ценным сокровищем…» (0+). Впервые в истории музея она широко знакомит зрителей с оригинальной графикой русских мастеров второй половины XVIII – начала XX века. Оригинальная графика – значит выполненная в единственном экземпляре (в отличие от печатной). Это рисунок тушью, гуашью, пастелью, сангиной, графитным и угольным карандашом. Экспозиция включает свыше 70 произведений.
– Выставка готовилась долго, над ней трудился большой коллектив, – рассказала хранитель фонда русской и зарубежной графики музея, куратор выставки Галина СЕВОСТЬЯНОВА. – Прежде всего это наши реставраторы, чья работа позволила нам показать многие произведения, более десяти из них – впервые. Была проведена большая научная работа, в результате которой теперь мы можем многие вещи назвать своими именами, датировать их, уточнить комментарии. И, конечно, все работы получили у нас оформление – паспарту, рамки. Это тоже трудоемкий процесс.
Выставка предваряет выход в свет альбома-каталога с одноименным названием, где музейная коллекция будет представлена полностью. Собрание рисунков и акварели русских художников конца XVIII – начала XX века насчитывает около 200 единиц хранения. Во многом это заслуга первого директора музея Федора Васильевича Мелехина, который сумел найти тот правильный путь формирования коллекции, благодаря которому сегодня о ней можно говорить как об одной из лучших среди региональных музеев.
Значительная часть работ поступила в Омск еще в 1920-е годы из Государственного музейного фонда. В числе их прежних владельцев были крупнейшие коллекционеры и меценаты, а также представители Дома Романовых. Во второй половине XX века основным источником пополнения коллекции стали частные собрания Москвы, Ленинграда, Омска, Нижнего Новгорода.
Экспозиция построена по хронологическому принципу и дает представление об истории развития искусства графического рисунка в России. В ней показываются замечательные работы участников Общества русских акварелистов, объединения «Мир искусства», членов Союза русских художников, один из ярких разделов посвящен графике Серебряного века. Но начинается всё с Императорской Академии художеств, русской академической школы и ее мастеров.
Одной из самых примечательных работ здесь является рисунок «Натурщики» Антона Лосенко. Впрочем, авторство под вопросом. Академический рисунок атрибутировать сложно, говорят в музее. Работа прибыла из частного собрания Ленинграда без каких-либо подписей. Однако и бумага, и стилистика, и уровень исполнения с большой долей вероятности говорят о том, что она могла быть создана известным русским рисовальщиком и педагогом.
Рисунок лежит в основе любого обучения, с него начинаются многие живописные картины – это, так сказать, фиксация замысла. И на выставке к удивлению можно увидеть знаменитый шишкинский лес в черно-белом карандашном варианте, рисунки Филиппа Малявина. Их представлено два (портреты жены и сестры), а в музее хранится двадцать!
Хочется отметить акварель «Привал охотников» художника-передвижника Владимира Маковского.
Вообще акварель обычно воспринимается как нечто камерное, но были художники, которые презентовали ее как технику большого стиля. К ним относятся Альберт Бенуа и Владимир Муравьев, чьи пейзажи поражают своими размерами. Работа графа Муравьева, кстати, не экспонировалась уже давно.
Рисунок баталиста, анималиста и иллюстратора Николая Самокиша «Отъезд гостей» и вовсе показывается омской публике первый раз. Эта работа из коллекции Ивана Евменьевича Цветкова – русского мецената, чье собрание послужило основой отдела графики Третьяковской галереи.
– У нас на выставке есть произведения, которые хорошо известны нашим постоянным посетителям, и те, которые, может быть, станут открытием, – говорит Галина СЕВОСТЬЯНОВА. – Наверняка кого-то удивит, что впервые у нас представлен театрально-декорационный раздел. Там тоже мастера, и прежде всего это Александр Головин с его шедевром – эскизом к пьесе Ибсена «Маленький Эйольф». Это и Константин Коровин, и Петр Ламбин, которого пока хорошо не знают наши зрители. Тут есть истории, связанные с биографиями художников, с их судьбами, о которых стало известно буквально в последнее десятилетие.
«Каждый великий художник прежде всего велик как рисовальщик», – утверждал французский живописец Никола Пуссен. «Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем», – веком ранее выразил подобную мысль Микеланджело.
Русская оригинальная графика – сама по себе ценное сокровище, которым владеет и по праву гордится Музей имени М.А. Врубеля.
Выставка будет работать до 1 декабря.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА