В Омске планируется открытие центра обработки данных (ЦОД), построенного дочерней компанией ГК «Основа Холдинг».
Теперь можно сказать, что и Омск внес свою лепту в развитие отрасли дата-центров, и он точно появится на Генеральной схеме размещения центров обработки данных, которую готовит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. О том, почему нужен ЦОД в Омске, конкурентных преимуществах, способах защиты информации, возможностях развития региональной ИТ-индустрии, отставании от Новосибирска, где уже пять дата-центров, федеральном проекте «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» и еще о многом другом с директором ООО «Основа Дата Нэт» Сергеем ЛЕКАРЕВИЧЕМ накануне открытия дата-центра поговорил обозреватель «Коммерческих Вестей» Николай ГОРНОВ.
– Как возникла идея построить ЦОД?
– Отталкивались мы от проекта по расширению нашей серверной, которая обслуживала всю группу компаний «Основа Холдинг». А когда стали расширяться, то подумали, почему бы не оказывать и дополнительные услуги другим организациям. АНТРОПЕНКО Александру Владимировичу, руководителю холдинга, эта идея понравилась, он всегда выступает за инновационные подходы в бизнесе, поэтому был дан старт началу масштабного проекта. Предварительно мы, конечно, проанализировали омский рынок коммерческих дата-центров, который был практически пуст с точки зрения услуг по обработке и хранению данных, и сделали вывод, что идея построить полноценный ЦОД – рабочая. В результате все преобразовалось в инвестиционный проект по строительству собственного дата-центра в отдельно стоящем здании с собственной подстанцией.
– Как проходило проектирование? Кто готовил проект?
– Проект готовила специализированная организация, разумеется. Компания из Новосибирска, называется она «АВ-Инжиниринг». С большим опытом. По ее проектам строились дата-центры и в Новосибирске, и в ряде других городов России. Нам сразу проектировали ЦОД под высокие международные стандарты. Но сама сертификация занимает определенное время, естественно.
– Правильно ли я понимаю, что в Омске до сих пор нет ЦОД такого уровня?
– Да, правильно. Есть небольшие серверные, которые оказывают услуги сторонним организациям, но ЦОД, который соответствовал бы требованиям стандарта Tier 3, до сих пор не построил в Омске никто. Наш – первый. Скажу больше, и за Уралом нет коммерческих ЦОД такого уровня. Есть один сертифицированный в Новосибирске, но он корпоративный, принадлежит одному из операторов сотовой связи и работает только на обеспечение потребностей этого оператора. Отмечу, что наличие дата-центра в Омске дает возможность размещать клиентов из близлежащих регионов и городов, поэтому мы ожидаем высокий спрос на наши услуги и готовы обеспечить всех желающих качественной инфраструктурой.
– Tier 3 – это что?
– Дата-центры различаются по предназначению, размеру и надежности. Последний показатель измеряется стандартом Tier. Это характеристика того, насколько надежен ЦОД, а значит, насколько защищены данные. Критерий разработан Международной организацией Uptime Institute. Стандартом предусматривается комплексный подход, при котором архитектура ЦОД рассматривается вместе с электроснабжением, оборудованием для охлаждения, телекоммуникациями и так далее. К примеру, работа ЦОД с учетом техобслуживания не прервется в течение года больше чем на 1,6 часа в год согласно данному стандарту.
– То есть в вашем здании, где находится ЦОД, предусмотрено дублирование всех систем...
– У нас дублируются абсолютно все системы, и при этом имеется еще и дополнительное резервирование. Расскажу на примере электропитания. У нас два независимых электрических ввода, два отдела с аккумуляторными батареями, и даже если откажет все, то подключится дизель-генератор, который может обеспечивать работоспособность всего оборудования ЦОД в течение 24 часов. И даже дизель-генератор будет задублирован, их планируется установить не менее двух. Весь электротехнический комплекс, кстати, выполнен на оборудовании Legrand. Трансформаторы эта французская компания изготавливала для нас по индивидуальному заказу. Температурный режим обеспечивает оборудование итальянской компании Aermec. Многократно зарезервированы линии Интернета. В узел связи у нас заведены все шесть основных провайдеров города Омска, и даже если они все одновременно перестанут работать, чего не случится никогда, то у нас и на этот случай предусмотрен запасной вариант – арендованный у провайдера первого уровня канал связи. От нас по магистральному оптоволоконному кабелю до узла обмена трафиком МSK-IX в Москве. Ширина канала – 10 гигабит. Точно такой же ширины каналы у нас на омских провайдеров. Планируемые скорости внутри комплекса – порядка 400 гигабит в секунду.
– А если сравнить ваш дата-центр с другими...
– Наш по всем параметрам находится среди лучших и отвечает необходимым требования к качеству и надежности. И дело не в том, что он является единственным ЦОДом в нашем регионе, а в том, что при его постройке мы ориентировались на высокие стандарты и изначально хотели построить один из лучших дата-центров, который будет являться таковым еще многие годы.
– Размеры дата-центров обычно оценивают по количеству серверных стоек. Какой размер у вас?
– По этому показателю у нас не слишком большой ЦОД – предполагается в общей сложности размещение 126 стоек в четырех машинных залах. Один машзал большой и три малых – на 22 стойки.
– Этого количества хватит для Омска?
– По нашим оценкам, такого количества серверных стоек вполне хватит, чтобы закрыть сегодняшние потребности Омска и, возможно, не только Омска, но и, как я уже говорил ранее, других близлежащих городов и регионов. Основными клиентами дата-центра станут ведущие предприятия реального сектора экономики региона, средний, малый бизнес, а также госсектор.
– Какие именно услуги вы будете продвигать на омском рынке? Правильно ли я понимаю, предприятие-клиент сможет ликвидировать серверную и хранить свои данные у вас?
– Условно говоря, да. Есть два основных типа услуг, которые оказывает ЦОД. Базовый продукт всех дата-центров называется сolocation, это сервис по содержанию клиентских серверов и подключение их к высокоскоростным каналам связи. То есть мы предоставляем площадь под установку серверного оборудования. Первый машзал у нас уже практически готов к приему клиентов. Второй базовый продукт, который мы планируем предлагать чуть позже, – аренда серверного оборудования. Этим продуктом, виртуальными услугами, смогут воспользоваться те предприятия, которые пока не могут приобрести собственный сервер по каким-либо причинам, но хотели бы арендовать оборудование у дата-центра и разворачивать на нем собственные программные продукты. В маркетинговых решениях, собственно, мы ориентируемся на то, что происходит в Москве. Столица – законодатель мод на все, там более продвинутые потребители, более развиты рынки услуг. У нас есть технологический партнер, компания 3data (крупнейшая сеть дата-центров в России), которая сейчас эксплуатирует 14 дата-центров в Москве и строит еще 3, которые будут уже скоро введены в эксплуатацию. Они сравнимы по вместимости с нашим. И те решения, которые уже наработаны партнером, мы будем использовать здесь. В перспективе в одном из машинных залов может быть размещен и суперкомпьютер.
– Суперкомпьютер?
– Пока это на уровне идеи, разумеется. Вообще суперкомпьютер – история долгая. Для понимания: он будет не наш, частных суперкомпьютеров в России вообще нет, слишком дорогое это удовольствие. Надеемся, что нас поддержит областное правительство в рамках проекта научного образовательного центра в Омске, так как заинтересованность в мощностях суперкомпьютера есть у омских вузов. ЦОД может стать технологической площадкой, которая способна принять столь сложный объект к размещению.
– О том, что ЦОД нужен, говорят все, причем уже давно. Но понимают ли это потенциальные потребители ваших услуг?
– Объем генерируемых различными информационными системами данных стремительно растет, для их обработки нужны ЦОДы. Требования к их хранению будут только возрастать, особенно в госсекторе, а других мест с таким же качеством инженерной инфраструктуры, как у нас, в Омске нет. Мы считаем, что сolocation будет востребован. Пусть не сразу, конечно, сейчас в Омске нет рынка, его еще придется сформировать. Сейчас наши предприятия могут только арендовать серверы в дата-центрах Москвы и Новосибирска. Но не могут разместить там свой сервер. Это слишком далеко. А наш ЦОД будет в шаговой доступности. Если отдельно останавливаться на госсекторе, то отмечу, что для региональных органов власти «свой» центр обработки данных тоже важен. И как атрибут цифровой самостоятельности, и как возможность повысить качество госуправления с помощью технологий.
– За какое время планируете заполнить ЦОД серверным оборудованием?
– Если говорить об услуге сolocation, мы планируем заполнить ЦОД к концу 2021 года. Хотя это оптимистичный прогноз. Более реалистичный – два года от момента запуска. Многое будет зависеть от того, насколько быстро поменяется психология руководителей омских предприятий. До сих пор еще далеко не все понимают ценность собираемых данных, с которыми они работают, и важность качественного хранения информации.
– Каковы инвестиции в проект? Или эту сумму вы не готовы озвучить?
– Готовы, это не секрет. Общие затраты на реализацию проекта – более 400 млн. рублей. Вводить ЦОД будем очередями. Инженерная инфраструктура подготовлена, в тестовом режиме оборудование работает, а машзалы мы будем заполнять и запускать по очереди. В конце октября запускаем первый машзал.
– Деньги были кредитные или материнский холдинг вас финансировал?
– Были инвестиции от ГК «Основа Холдинг», были и кредитные ресурсы, спасибо банку ВТБ, который поверил в наш проект. Спасибо и Омскому региональному фонду микрофинансирования за 10 млн. рублей, которые мы получили на очень выгодных условиях. И налоговая служба, кстати, очень сильно нам помогла. В инспекции ФНС по Кировскому округу города Омска приняли решение возмещать нам НДС поквартально, а это немалые суммы, миллионы рублей, они были для нас совсем не лишними, мы их тут же возвращали в стройку. Вообще проект такого уровня мог бы обойтись намного дороже. Благодаря профессионализму нашей команды, инженерным решениям, правильному проектированию, правильной организации и эффективной работе с поставщиками затраты удалось снизить очень существенно.
– Сколько у вас сейчас человек в команде?
– По штатному расписанию – 40 человек. По факту – 20. Мы оптимизируем затраты, конечно, как и любая коммерческая структура. Но и нужных специалистов найти не так-то просто сегодня. Омская ИТ-индустрия несет потери, люди уезжают, это не секрет. Но все-таки высококвалифицированных профессионалов в Омске хватает, а реализовав проект, мы создали новые рабочие места, тем самым тоже вносим свою лепту в сокращение оттока кадров.
– Пандемия и связанные с ней ограничения на вас тоже повлияли?
– Конечно. Мы видим и общее снижение экономической активности, и конкретные последствия для нас. Если бы не пандемия, то мы бы запустили ЦОД в эксплуатацию раньше. Сначала мы попали под ограничения на поставку оборудования из Италии. Часть оборудования успели вывезти со склада завода-изготовителя до закрытия границ, а часть – не успели. Потом ждали, когда заработают транспортные компании по России. Вторая проблема – это региональные ограничения, когда не все организации могли работать, и наши подрядчики не могли выйти на объект, соблюдая ограничения. Третья – внутренние меры, которые мы предпринимали для защиты работников. Мы также переводили часть сотрудников на удаленную работу, а остальных обеспечивали необходимыми средствами защиты, чтобы они не рисковали своим здоровьем.
– И последний вопрос. ООО «Основа Дата Нэт» – это только ЦОД?
– Нет, у компании более широкий спектр задач, эксплуатация дата-центра – одно из направлений. Еще одно большое направление – сервисное. Мы забрали к себе специалистов ИТ-служб, которые работали на предприятиях нашего холдинга, и сейчас оказываем им услуги на аутсорсинге. Занимаемся буквально всем – настройкой сети, администрированием баз данных, установкой программ, ремонтом оргтехники, обновлением оборудования. И эти же услуги мы планируем оказывать не только предприятиям холдинга.
Ранее полный текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 октября 2020 года.