Что лучше: не пускать в свой бизнес родственников или работать вместе с ними?
В октябре в рамках онлайн-форума «Свое мнение» столкнулись в мнениях основатель сети омских кондитерских «Пряно-Румяно», сети кофеен «Кофе на районе», «OMS Coffee», «Павлов отель» и хостела «Достоевский» Вячеслав ЛЫКОВ и руководитель сети студий красоты «Монро» и центра обучения «Монро School» Марина ВЛАСОВА. Спор шел о том, что эффективнее: семейный бизнес или бизнес без родственников? И вот какие доводы у них прозвучали:
Вячеслав ЛЫКОВ:
— Мы с семьей занимаемся бизнесом 15 лет. Изначально сеть кондитерских основывалась на мамином опыте — она профессиональный кондитер. Мы открыли локальную кондитерскую «Плюшкинс», результаты нам понравились, решили масштабировать бизнес в формате «Пряно-Румяно» — третий год работаем с этой сетью. Мама выстраивает производственный цикл, отец занимается хозяйственной частью, родная сестра Наталья — кондитер-оформитель. Я развиваю компанию, открываю новые точки, разбираюсь с финансами, подбираю кадры. Воспитываю троих детей и рассчитываю, что в дальнейшем они тоже будут участвовать в нашем бизнесе, для каждого найдется свое направление — сервисное, торговое, производственное.
Еще моя бабушка, которая ничего не понимала в бизнесе, но хорошо представляла тему наследства, предупреждала избегать дележки, уча обязательно садиться за стол переговоров. Так у нас и устроена компания: мы все вместе обсуждаем наши планы, доходы, вложения, краткосрочные и долгосрочные цели. Каждый ответственен за свой сектор работы, разногласий не возникает. Я вообще ничего не понимаю, например, в выпечке и за всю жизнь не приготовил ничего сложнее яичницы. Поэтому кухонных вопросов я не касаюсь, как и хозяйственных. Все также выступают поручителями по кредитам друг друга, так что риски равномерно разделены на всех. Помимо этого мы просто дружные и заботимся друг о друге.
Марина ВЛАСОВА:
— На сегодняшний день мой бизнес — это три студии красоты «Монро» в Омске, один центр обучения и одна проданная франшиза. Есть у меня и второе направление — консалтинг: помогаю салонам красоты по всей стране достигать определенного уровня развития. Занимаюсь этим всего месяц, но уже веду переговоры с четырьмя студиями. Каждое направление (франшизное я считаю отдельным) у меня обособленно: в них не пересекаются ни бюджеты, ни команды. Я не парикмахер, не мастер ногтевого сервиса, у меня экономическое образование, и я выстраивала дело по четкому бизнес-плану. Уверена, такой подход сработает в любом деле, необязательно быть экспертом в именно этой профильной области. Я не кредитуюсь: как только студия выходит в точку безубыточности, коплю деньги и занимаюсь следующим салоном. Планирование у меня ограничивается годом. В 2021-м я займусь еще одним проектом в индустрии красоты.
У меня были попытки создать семейный бизнес, но безуспешные. Я лидер по натуре и если нуждаюсь в совете, то обращаюсь к письменным источникам, более опытным предпринимателям. Мой папа тоже лидер, наши взгляды расходились и мы не могли прийти к единому мнению — сказывается разница поколений. Отец занимался бизнесом еще с девяностых годов и до сих пор не перестроился...
Когда случилась пандемия, салоны красоты пришлось закрыть, мы не понимали, как долго все это продлится — месяц, три месяца или полгода. Надо было чем-то заниматься. А мой отец владеет автомойкой, чья деятельность была разрешена. Оттуда как раз съехали арендаторы и папа предложил мне заняться новым направлением. Я составила бизнес-план, определила бюджет, просчитала окупаемость, пришла со всеми документами. Папа представлял себе совсем иначе открытие автомойки: ему казалось, что достаточно распахнуть двери, прибить вывеску, еще убрать всю рекламу, чтобы не было проблем с налоговой. Ему до сих пор невдомек, что можно осознанно вкладываться в рекламу!
Кстати, одна из студий у меня расположена в помещении отца, я исправно плачу ему аренду и считаю это правильным. Во время пандемии некоторые мои партнеры разрешили мне не платить аренду, а отец сказал, что подумает, будет это ему выгодно или нет...
Мне тяжело было бы строить бизнес с папой, но в защиту семейного бизнеса все-таки скажу, что он имеет место, ведь на самом старте важна поддержка и, как бы цинично это ни звучало, бесплатная рабочая сила. Но с самого начала стоит определить лидера, к которому все будут прислушиваться, иначе толку не будет.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 октября 2020 года. А в газете от 18 ноября — продается в киосках — читайте большое интервью с Мариной ВЛАСОВОЙ (на сайте его нет).