Все рубрики
В Омске четверг, 18 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,3242    € 100,2787

«Нынешняя регуляторная политика делает все для того, чтобы качество топлива ухудшалось, чтобы был недолив на АЗС, чтобы все больше заправок уходило в теневой сектор»

14 августа 2021 09:23
0
3436

Цены на топливо будут неумолимо расти (полный текст). 

В июле в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась конференция на тему «Обескровливание экономики: автомобильное топливо бьет новые антирекорды».

Биржевые цены бензина марок Аи-92 и Аи-95 обновили исторические максимумы по итогам прошедших накануне торгов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Предыдущие исторические максимумы были достигнуты в июле 2020 года, что говорит о значительном росте биржевых цен на автомобильное топливо именно в пандемийные годы. Только с начала июля этого года биржевая цена на Аи-92 и Аи-95 выросли на 4,4% и 3,6% соответственно. При этом бензин и дизель в России совсем не дефицитны – еще в июне ФАС сообщила о рекордном за два года уровне запаса топлива. 26 июля средняя цена на Аи-95 в Омске составляла 47,80 р/л, на Аи-92 – 44,15 р/л, а на дизель – 50,85 р/л.

Член правления, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза и бывший омич Григорий БАЖЕНОВ сразу уточнил, что рост биржевых цен на бензин лишь косвенно отразится на розничных ценах на заправках:

– Если придерживаться общей экономической логики, то рост цен на бирже должен приводить к тому, что будет увеличиваться и розничная цена. И это вполне понятная история: если дорожает закупка, должна дорожать и продажа. Однако в России введен режим, который существенным образом останавливает рост розничных цен, но делает его постоянным без возможности снижения розничных котировок. Эта регуляторная система начала складываться в 2009 году, постепенно обрастая институциональными инструментами, которые в итоге привели к сегодняшнему состоянию. С того времени котировки на стелах стали несвободными. По сути, мы говорим о режиме «инфляция минус», когда розничные цены на бензин растут в пределах инфляции. До 2009 года цены росли и падали, а после только росли. Весной 2008-го нефть стоила -60 за баррель, к августу она выросла до 0. Бензин Аи-92 в связи с таким ростом цен на нефть вырос в цене с 20 до 24 р/л. Потом, как мы помним, в силу кризиса и снижения потребностей экономики в сырьевых ресурсах, цена на нефть сильно упала примерно в мае 2009-го – обратно до -60 за баррель. Цена на бензин – о чудо! – тоже упала, ниже уровня на момент роста цен (18-19 р/л).

БАЖЕНОВ объяснил, что происходит сейчас:

– Ситуация эта легко прогнозировалась, и рост цен наблюдается с декабря 2020 года. Оптовые цены растут по следующим причинам: у нас растут мировые котировки на нефть, у нас не укрепляется курс рубля, у нас повышается налоговая нагрузка на внутренний рынок – будет повышаться и в 2022-2023 годах. При этом коэффициент, который корректирует экспортную пошлину, у нас понизился. В итоге у нас растут нетбэки, а потом и биржевые цены. Но при этом в розницу это транслируется не в должной мере. Раньше у нефтяных компаний не было инструмента, который позволил бы им получать компенсацию за то, что они не увеличивают котировки на стелах. И тогда придумали демпфер – механизм, который дискриминирует легальный малый и средний бизнес в топливной рознице. Сегодня крупным нефтекомпаниям идет субсидирование. А независимые компании в то же время терпят убытки, потому что им никто ничего не компенсирует.

Эксперт напомнил, что с 2014 года мы находимся в условиях «налогового маневра». БАЖЕНОВ согласился с тем, что бюджет страны действительно необходимо страховать от негативных колебаний, связанных с ценой на нефть, от которой он серьезно зависит. Ведь нефтегазовые доходы составляют 40-50% федерального бюджета и четверть консолидированного. Но  налоговое бремя было решено возложить на добычу полезных ископаемых:

– Предполагалось, что будут снижаться экспортные пошлины, в паритет – акцизы, чтобы избежать дисбаланса между экспортом и внутренним рынком. Но поступили иначе. С 2014 года к сегодняшнему дню акцизы выросли в три раза. Это касается и автомобильного бензина, и дизельного топлива. А экспортные пошлины упали на 95%.

Очевидно, что нашим предприятиям выгодней поставлять нефтепродукты и сырую нефть за рубеж, чем направлять то же самое на внутренний рынок. После введения бюджетного правила в 2017 году курс рубля перестал играть роль смягчающего инструмента при колебании цен на нефть:

– Цена на нефть – фундаментальный фактор для нашего бюджета. Если нефть дорожает, то курс рубля должен укрепляться. После принятия бюджетного правила в 2017 году эта система перестала работать как раньше. Когда увеличивались нефтяные котировки, росла налоговая нагрузка на внутренний рынок, снижалась нагрузка на внешние поставки, курс рубля укреплялся недостаточно. В результате так называемые нетбэки стали расти грандиозными темпами. Это повлекло за собой рост оптовых котировок, а вслед за ними и розничных.

Научный руководитель Института проблем глобализации, экономист Михаил ДЕЛЯГИН обвинил в текущем положении произвол монополий:

– Способность верить российскому государству и, в частности, российской статистике – это сверхспособность, которая в американских боевиках наблюдается только у супергероев. С начала года по 19 июля цены выросли на 4,9%. За 19 дней июля они выросли на 0,4%. При этом у нас якобы есть места, где цены даже снизились: Кызыл и Петрозаводск. Рост цен не связан с нехваткой производства нефтебензина – за полгода 2021-го по сравнению с аналогичным периодом 2020-го оно выросло на 7,5%. Вроде бы все в порядке. И при этом у нас дикий разгул цен. Цены в промышленности в целом в июне выросли в 1,3 раза к июню прошлого года, и мы по этому показателю четвертые в мире после Казахстана, Турции и Бразилии. В части продукции НПЗ у нас рост цен составил 1,86 раза. Это результат профессиональной аналитики. Главная причина – налоговый маневр. Изменение регулирования цен происходило очень долго, но ключевой момент произошел в 2018 году. Представьте себе: чубайсы, ясины, гайдары не реализовывали требования МВФ, а правительство МЕДВЕДЕВА это сделало. Принцип следующий: нефть – это ценное сырье, и диким русским оно не должно доставаться. Добавленная стоимость не должна производиться на территории России, прибыль от нефтепереработки должна идти иностранным цивилизованным людям. На практике это было реализовано резким сокращением экспортных пошлин и непропорциональным усилением налогообложения на добычу нефти и ее переработку. В результате в цене бензина доля налогов и акцизов составила 70%.

ДЕЛЯГИН добавил:

– Вся российская переработка с 1 января 2019 года стала убыточной. Соответственно, нефтепереработка, которая не обладала должными политическими ресурсами, закрылась: например, Антипинский НПЗ, частный, был ликвидирован, он обанкротился. Некоторые государственные структуры хотели его купить, но «понюхали воздух» и решили от этого отказаться. Крупные корпорации смогли защитить себя. И в рамках так называемого обратного акциза и прямого субсидирования выбили себе государственные дотации. Вы представляете себе, до чего эти либеральные умники довели российскую экономику, что переработка нефти сейчас дотируется государством? Я предлагал отправить их финансовыми директорами в крупнейшие наркокартели мира, чтобы наркопроизводство перестало быть экономически выгодным.

Спикер согласился с БАЖЕНОВЫМ, что негосударственному среднему бизнесу в топливной сфере делать нечего – идет неприкрытое раскулачивание. Член правления Независимого топливного союза признал, что АЗС тяжело переживают нынешнее время. По его словам себестоимость реализации одного литра бензина на независимой заправке – 3,5 рубля. Разница же между мелкооптовой ценой и розничной – минус 1,5 рубля. Кто-то выживает за счет запаса прочности, но топливо все равно рано или поздно придется закупать по актуальным ценам. БАЖЕНОВ иронично заметил, что такой контроль со стороны надзорных органов и общественности, который получают независимые АЗС, не снился никакому ритейлу:

– Бизнес АЗС убыточен, но он таковым стал не вчера. Критическая ситуация наблюдается с марта, да, а сложная – с 2012 года. Живет частное предпринимательство волнами – то приемлемо, то очень плохо. Нынешняя регуляторная политика делает все для того, чтобы качество топлива ухудшалось, чтобы был недолив на АЗС, чтобы все больше заправок уходило в теневой сектор. Это самое настоящее уничтожение легального бизнеса, убийство динамики в отрасли: нет конкуренции, нет инвестиций, нет роста производительности труда, нет роста зарплат. Инвестиции в нефтепереработку тоже падают с 2016 года. Мы сами себя загоняем в угол. Фискальная политика у нас отработана – собирать налоги мы умеем, тратить деньги нет, они лежат мертвым грузом в Фонде национального благосостояния. Интересы бюджета прежде всего, а бизнес как-нибудь сам разберется. Мы так никогда не добьемся экономического роста современного типа, основанного на инновациях и росте совокупной производительности.

Как же выйти из замкнутого круга? БАЖЕНОВ ответил так:

– Если у нас есть определенные категории населения, которые нуждаются в поддержке, то надо механизмы субсидирования направлять от крупных нефтяных компаний в их кошельки. Надо ввести вместо демпфера механизм адресного субсидирования и субсидировать те семьи, у которых есть автомобиль, но нет средств, чтобы платить за бензин. Например, многодетные.

Спикер уточнил, что только 10% автомобильного бензина и 50% дизельного топлива уходит на экспорт, то есть в России производится больше нефтепродуктов, чем требуется для внутреннего рынка:

— Необходимо перенаправить объемы с распределения через мелкооптовые подразделения на биржу, увеличив тем самым предложение, обеспечив всем игрокам рынка доступ к биржевым объемам. Потому что биржа – ключевой элемент ценообразования в оптовом сегменте. Если цены растут там, то растут и в мелком опте. Если отменить демпфер и ввести льготный фискальный режим для объемов, поставляемых через биржу, автоматически будут созданы стимулы для расширения этих объемов. И нужно установить паритет в налоговой нагрузке между экспортом и внутренним рынком. Я противник экспортных пошлин, но и против высоких акцизов. Если мы обнуляем экспортные пошлины, давайте приравнивать акцизы к транспортным расходам, чтобы все было нормально с нетбэками.

ДЕЛЯГИН тоже рассуждал глобально:

– Ситуация, когда нефтепереработка в стране убыточна, – это национальная катастрофа. Исправлять детали, не устранив ее причины, нельзя. Налоговый маневр должен быть отменен. А деятельность всех причастных к этому должна получить юридическую оценку в соответствии с тем ущербом, который они нанесли за предыдущие годы. Необходимо снизить налогообложение переработки нефти внутри страны, необходимо снизить налогообложение на добычу полезных ископаемых. И нужно бы вспомнить, что в федеральном бюджете валяется, по официальным оценкам Минфина, 17,2 трлн. рублей. Если эти деньги предполагается не копить дальше, а направить на что-то полезное, то необходимо ввести пошлины на экспорт сырья, чтобы не лишать страну добавленной стоимости. Уже после этого можно заниматься борьбой с произволом монополий.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 июля 2021 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.