Музейным интерьерам придали дворцовую атмосферу парадной гостиной.
На прошлой неделе Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля презентовал обновленные залы постоянной экспозиции «Западноевропейское искусство XVI – начала XX века». Оснащенные современным экспозиционным оборудованием и выкрашенные в цвет Bronze Red (ровно как интерьеры Королевской академии искусств в Лондоне и дома Уинстона ЧЕРЧИЛЛЯ), два зала приобрели поистине дворцовый шарм.
– В современном понимании музейная экспозиция – это определенный спектакль, где каждому действию нужна своя декорация. И, посмотрев опыт наших коллег в России и за рубежом, посмотрев, каким образом можно показывать коллекцию классического искусства, мы остановились именно на этом цветовом решении, – говорит директор Музея имени М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА. – Красная бронза – исторический цвет викторианской эпохи, и я думаю, мы попали в точку. Несмотря на то, что в залах остались те же самые произведения, за счет того, что мы добавили цвет, обновили паркет, поставили профессиональное музейное оборудование, общее впечатление кардинально поменялось.
Постоянная экспозиция – самая консервативная часть любого музея, отвечающая за сохранение традиций. Задача здесь – показать все самое лучшее, что есть в коллекции. В данном случае это около 120 произведений живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Фландрии, Франции, Швейцарии.
Часть произведений нередко уходит на другие выставки. И вот сейчас, после долгого перерыва, в экспозицию вернулись ее жемчужины – работы французского художника XVIII века Жана-Батиста ГРЕЗА «Мечтательница» и «Девочка с яблоком».
– В свое время это был очень популярный художник, любимец многих просветителей, потому что он создавал работы на тему частной человеческой жизни, но при этом его произведения, как правило, содержали некоторый урок морали, – рассказала хранитель коллекции зарубежного искусства Музея имени М.А. Врубеля Елена РЕУТОВА. – Сама Екатерина II купила одну из работ ГРЕЗА – «Плоды хорошего воспитания». Среди произведений художника много и так называемых женских и детских головок, которые представлены и у нас. Работа «Мечтательница» происходит из коллекции князей ЮСУПОВЫХ. А «Девочка с яблоком» до революции находилась в собрании принцессы Елены Георгиевны САКСЕН-АЛЬТЕНБУРГСКОЙ. Но, когда мы начали изучать коллекцию, выяснилось, что Елена Георгиевна была только последней владелицей, а собирала произведения ее бабушка великая княгиня Елена Павловна. И эта работа в числе других висела в знаменитом Михайловском дворце в центре Петербурга, где сейчас расположен Государственный Русский музей.
Новый раздел экспозиции посвящен художникам, у которых отмечаются юбилейные даты. Сейчас здесь находится мини-выставка «Влюбленный в розы», состоящая из двух работ бельгийского живописца Жана-Батиста РОБИ. В конце прошлого года исполнилось 200 лет со дня его рождения.
Это человек, который, как говорится, «сделал себя сам». Будущий художник родился в семье кузнеца, где было 11 детей, и благодаря таланту и упорному труду сумел добиться популярности и признания. Он посвятил свое творчество написанию цветочных натюрмортов, и в конце жизни уже владел большим поместьем, где выращивал сортовые розы, которые и изображал. В Музее имени М.А. Врубеля хранятся две работы Жана-Батиста РОБИ («Натюрморт с апельсином», «Цветы и книга»), и музей очень гордится подобным владением.
– В России есть всего лишь четыре работы РОБИ. Две из них хранятся в омском музее и лишь одна – в Государственном Эрмитаже, – пояснила Елена РЕУТОВА.
Коллекция ДПИ особенно эффектно представлена мебелью. Среди экспонатов – два парных полушкафа (низкие шкафчики с полкой наподобие каминной), изготовленных «королем» мебельщиков Людовиком-Августом-Альфредом БЕРДЕЛЕЕМ (Альфредом Первым Берделеем, как его иногда называли). Шкафы декорированы бронзой, фарфором, ценными породами дерева, и представляют популярный в середине XIX века стиль неорококо. Позволить себе подобную роскошь могли только представители высшей знати. Для музейщиков ценность предметов состоит еще и в другом.
– Два этих полушкафа находились в Ново-Михайловском дворце Санкт-Петербурга, в белой гостиной, это дворец великого князя Михаила Николаевича, – рассказал хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Игорь ГЛАЗОВ. – Для нас, исследователей, шкафы преподнесли большой подарок, так как на их задних стенках сохранились наклейки владельцев и производителей. Причем, последнее очень подробно: «Альфред Берделей. Павильон «Ганновер», угол Итальянского бульвара и улицы Гранд-Луи». Это в Париже. С одним из шкафов связана еще интересная история. В ходе реставрации на внутренней полке был обнаружен сургучный оттиск печати, который оказался гербом рода ГОЛИЦЫНЫХ. Известно, что на месте Ново-Михайловского дворца находился дом Натальи Степановны ГОЛИЦЫНОЙ, который был выкуплен и пошел под снос. В те времена была практика выкупать дома со всей обстановкой. Таким образом, мы установили имя первого владельца.
Обновление залов западноевропейской экспозиции – часть программы реновации музейных пространств, запущенной еще в прошлом году. Первыми были обновлены зал Михаила Врубеля и экспозиция русского искусства. В ближайших планах – реконструкция ведомственной библиотеки музея, читальный зал которой станет доступен для посетителей, и открытие постоянной экспозиции древнего искусства.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ