Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

«Разве нормально, что при цене пшеницы 10-11 тыс. рублей, в 6 тысяч рублей обойдется перевозка?»

7 мая 2023 13:30
0
2949

Крепкий рубль многих радует, но для экспорта он большой минус. 

В апреле на базе ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов» в р.п. Марьяновка состоялось заседание совета Союза «Торгово-промышленная палата Омской области».

Масличный лен отправляют за рубеж

Перед мероприятием членов ТПП провели по предприятию. Его территория занимает 40 га. На ней находятся элеватор мощностью 67 тыс. тонн единовременного хранения, складские помещения (на 30 тыс. тонн), мельничный комплекс, комбикормовый завод (480 тонн в сутки) и крупяной завод (60 тонн сырья в сутки).

— У нас мельницы заточены под выработку манной крупы. Таких в России можно по пальцам пересчитать. Производительность их – 250 тонн сырья. Манки выходит 35%, дальше – мука высшего сорта, первого, второго и отруби. Оставшиеся после переработки зерноотходы идут на комбикормовый завод, т. е. процесс продолжается – мы получаем комбикорма. Производим разные линейки – и для КРС, и для вскармливания птицы, свиной комбикорм, даже рыбный, – рассказал исполнительный директор Сибирского КХП Виталий КОЛМАКОВ после экскурсии на комбикормовый завод.

Основные потребители муки предприятия – хлебозаводы Омска – приобретают и ржаную, и пшеничную. Комбикорма идут в районы. За рубеж Сибирский КХП, в основном, отправляет масличный лен.

Экспорт аграрной продукции в 40 стран

Главной темой совета ТПП стали перспективы развития экспорта продукции агропромышленного комплекса Омской области. Министр сельского хозяйства и продовольствия Николай ДРОФА, участвовавший в мероприятии, отметил, что по большинству позиций регион является самодостаточным: на 190% обеспечивает себя зерном, на 120% – молоком, на 115% – мясом, на 63% – овощами.

— Мы понимаем, что большую часть продукции нужно реализовывать. За 2022 год аграрии реализовали продукции на 379 млн долларов, что на 24% выше показателей 2021 года. География немного изменилась. Было 46 стран, а на конец 2022 года работали с 40 странами. Основной экспорт идет в Казахстан, мы туда реализовали более тысячи тонн только сырья, – рассказал Николай ДРОФА.

Правда, с соседним государством сегодня отношения не совсем безоблачные.

— Мы понимаем, что сейчас каждый смотрит, как обеспечить свою безопасность. Казахстан в ближайшее время опять закрывает границу на ввоз сырья, в частности, пшеницы автомобильным транспортом. Еще раз сталкиваемся с проблемой, которую вынуждены будем решать, – проинформировал собравшихся министр.

Николай ДРОФА отметил, что производителям нужно уходить с зерна на другие культуры, хотя бы на пару лет, поскольку в регионе и в стране в целом имеется переизбыток сырья. В том числе он рекомендует рассматривать такие нишевые для наших широт культуры, как бобовые, которые хорошо востребованы за рубежом.

Гендиректор Сибирского КХП Илья БАРИНОВ подготовил аналитическую справку по экспорту сельхозпродукции в России:

— В этом году мы собрали колоссальный урожай – 150,7 млн тонн зерна. Что делать с этим урожаем, до конца не знаем, но можем прогнозировать: урожай будущего сезона ориентировочно составит 127 млн тонн. Он выше среднего за последние пять лет.

Глава Сибирского КХП сообщил, что аналитики и для Омской области дают оптимистичный прогноз – более 3,2 млн тонн.

– Запасы у сельхозтоваропроизводителей колоссальные, и они не уменьшаются. Некоторые оставляли зерно в надежде продать летом подороже, но маловероятно, что в этом году так будет. Мы прогнозируем огромные остатки зерна в стране – 27,4 млн тонн, – заметил Илья БАРИНОВ и похвалил Министерство сельского хозяйства за то, что в Омске оперативно был заполнен интервенционный фонд еще по высокой цене.

Илья БАРИНОВ назвал две основные проблемы экспорта сельхозпродукции. Первая – когда растет курс доллара, пошлина начинает больно бить по сельхозтоваропроизводителю. По мнению генерального директора ООО «Сибирский КХП», после перехода на рублевые расчеты в июне 2022 года назрела необходимость модернизации пошлины. В его презентации приведены расчеты и конкретные предложения:

— Базовые цены заменили на рубли из расчета 1 доллар = 75 руб., т. е. пшеница = 15 тыс. рублей (200 долларов), ячмень = 13 875 рублей (185 долларов). При Ц (инд.) = 300 долларов за тонну и курсе 1 доллар =76 рублей по старой версии ставка пошлины будет 5 320 рублей за тонну, по текущей версии – 5 460 рублей за тонну, т. е. на 140 рублей больше. Что делать? Поднять базовые цены, допустим, 20 тыс. рублей для пшеницы, 18,5 тыс. рублей для ячменя. Желательно понизить коэффициент с 0,7 до 0,5 или 0,3.

Генеральный директор Сибирского КХП отметил некоторые положительные тенденции, в частности, в 2021 году производство муки выросло:

— Это связано с тем, что пошлина, которая введена на сырье, дает возможность муке экспортироваться по более интересной цене. Грузия уже отказалась от ввоза пшеницы, она импортирует именно муку, т. к. это дешевле.

Также спикер рассказал про позитивные тенденции на рынке производства комбикормов: с 2017 года средний ежегодный прирост в этом сегменте в России составляет 4,6%, а в 2022 году – 6,1%.

— Это хороший сигнал для рынка. Мы будем съедать свое зерно сами – за счет его глубокой переработки – через мясо, – пояснил ситуацию Илья БАРИНОВ.

Однако президент Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области полагает, что производителям требуется помощь государства в продвижении продукции на зарубежные рынки:

— В Пакистане потребление муки на человека в год составляет 124 килограмма. В России значительно меньше – 54 килограмма. Мы видим колоссальный потенциал именно Центральной Азии. Пакистан ежегодно потребляет 23 млн тонн муки. Мы столько не производим. При этом там идет огромный рост населения. Мир сейчас увеличивается именно за счет Азии. И это не самые обеспеченные страны. Они в основном питаются крупами, мукой. У нас мощности готовы, не надо строить новые заводы. На тех ресурсах, которые имеются в данный момент, можем увеличить производительность почти в два раза. Казалось бы, от нас до Узбекистана, Киргизстана, Афганистана, Ирана рукой подать, но есть свои нюансы.

Оказалось, что мешает реализации продукции омских сельхозпроизводителей в Среднюю Азию политика соседнего Казахстана. Речь идет об увеличении транзитных тарифов в три и более раза.

— Для всей Сибири ворота в Азию просто закрыты. И куда девать запасы зерна? Выращивать мы, слава богу, научились. Но теперь нужно научиться перерабатывать и продавать готовую продукцию, – рассказал Илья БАРИНОВ и пояснил ситуацию с другими направлениями экспорта: – Когда общаюсь с московскими коллегами,  мне часто говорят: У вас Китай под боком, чего вы не чешетесь?! Во-первых, Китай у нас не под боком. Во-вторых, станции все загруженные стоят, и существует китайская заградительная пошлина на готовую продукцию. Они готовы брать наше сырье, даже в запас, сколько привезем. Но на готовую — пошлина, например, 68% на муку. Они защищают свои производства. А страны Центральной Азии для нас пока открыты. И этот рынок надо по возможности осваивать и захватывать, выбивая из него Турцию. Она у нас покупает почти 6 млн тонн зерна, перерабатывает и продает. А в текущей геополитической ситуации, у кого продовольствие, тот и управляет массами.

Вторая проблема, озвученная Ильей БАРИНОВЫМ, – стоимость перевозки. Со станции Карбышево до порта Новороссийск перевозка пшеницы в зерновозах составляет 5,9 тыс. рублей на тонну.

— Разве нормально, что при цене продукции 10-11 тыс. рублей в 6 тысяч рублей обойдется перевозка?! – задал риторический вопрос Илья БАРИНОВ и резюмировал: – Конечно, наша продукция через порт никуда не поедет.

Такая же ситуация с экспортом круп и отрубей через порт Азов: в 2021 году перевозка составляла 2,7 тыс. рублей за тонну, а в 2023-м – 4,2 тыс. рублей.

Николай ДРОФА еще раз подтвердил, что проблемы с экспортом через Казахстан существуют, поэтому Узбекистан и Киргизстан для омских аграриев, по сути, закрыты:

— Пока нас Федерация нацеливает на Дальний Восток. В европейской части зерна очень много, там рекордный урожай. Поэтому нас в Азию и не допускают.

Экспорт омской сельхозтехники сократился на 15%

Председатель правления Агропромышленного союза Омской области, директор Омского экспериментального завода – филиала ФГБНУ ФНАЦ ВИМ Дмитрий ГОЛОВАНОВ рассказал о рынке аграрной техники, в частности, отметил, что сейчас в России около 400 предприятий занимаются производством сельскохозяйственной техники, в 2022 году они выпустили ее на 250 млрд. рублей.

— Рост произошел практически на 20% относительно предыдущего года. Но стоит отметить, что на 17% сократился экспорт. Хотя были серьезные темпы. В 2021 году более 50 стран мира получали российскую технику, но последние события привели к сокращению. В первую очередь ушла Украина, в Европе – Германия, Италия, Польша, Литва и другие страны. С 22 до 18 млрд рублей сократился экспорт сельхозтехники, – привел федеральные данные Дмитрий ГОЛОВАНОВ и перешел к местной повестке: – Такая же ситуация у предприятий Омской области. У нас порядка 20 организаций занимается сельхозтехникой. В прошлом году около 5,5 тыс. единиц было произведено заводами и 3 тысячи ушло на экспорт. В принципе цифры хорошие, но снижение составило порядка 15%.

Дмитрий ГОЛОВАНОВ отметил, что основные направления для экспорта омской техники – Казахстан, Монголия, Республика Беларусь и другие страны ближнего зарубежья:

— В первую очередь на сокращении экспорта сказалось резкое увеличение цены на металл. Требовалось проходить дополнительные экспертизы. Это была нагрузка и на ТПП, и заводам она добавила забот. Крепкий рубль многих радует, но для экспорта он большой минус. Когда в прошлом году рубль укрепился, это сказалось на конечной стоимости нашей продукции для зарубежных потребителей.

Выход – искать новые рынки. Но и  этот процесс сопряжен со сложностями.

— Компании, которые покупают технику, просят дать попробовать, взять технику на тестирование, но как потом ее забрать, если они не рассчитаются? С Российским экспортным центром мы это обсуждали, они прорабатывают вопрос. Нужны либо страховые меры, либо другие варианты, – отметил Дмитрий ГОЛОВАНОВ.

Николай ДРОФА, послушав производителей сельхозтехники, счел нужным заметить, что Омская область стала инициатором поднятия на федеральном уровне вопроса о передаче сельскохозяйственного машиностроения в ведение министерства сельского хозяйства:

— Мы видим, что в Минпроме практически нет никаких программ, которые бы давали вам возможности развиваться. Если бы у нас были полномочия, мы могли хотя бы понемногу с Федерацией решать, чтобы наравне с производственными мощностями по животноводству, овощехранилищами могли ставить строчку по капексам новых строек по сельскому машиностроению.

Данное выступление главы омского Минсельхоза было спровоцировано репликой коммерческого директора ООО «Дибор Экспорт» Анатолия ЛАМБИНА, пожаловавшегося на отсутствие финансовой возможностей развивать мощности:

— Мы столкнулись с тем, что вынуждены выводить 2-3 смены, потому что нам не хватает площадей. У нас есть здание бывшего Таврического ремзавода, но в него зайти страшно, потому что оно лет 15 простояло, там все капает, мерзнет. И чтобы его снести, нужно (может быть, кому-то покажется, что сумма небольшая, но для нас существенная) около 100 млн рублей. Выдернуть из оборота такие средства для нас нереально. Мы подрубим сук, на котором сидим.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 апреля 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.