Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Иван ВЕЛИЧЕВ, директор Холдинга «ВелКом»: «Собственник – самый несвободный человек на предприятии. Он единственный, кто не может с него уйти»

2 сентября 2023 11:30
1
3036

В ходе Сибирской агротехнической выставки-ярмарки «Агро-Омск-2023» обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с директором ООО «Холдинг «ВелКом» Иваном ВЕЛИЧЕВЫМ. Разговор получился интересный: о трех направлениях работы холдинга, о покупательной способности на селе, о возможностях агровыставки. 

– Иван Николаевич, согласно ЕГРЮЛ компания зарегистрирована в 2009 году. С какой деятельности началась ее работа?

– На самом деле компания организовалась гораздо раньше – еще в 1934 году. На днях нам исполнилось 89 лет. В 1989 году предприятие стало закрытым акционерным обществом «Сибирская база». В советское время мы занимались поставками запчастей для сельхозтехники. Но в 90-е годы рынок менялся, нужно было выживать, поэтому «Сибирская база» начала работать как база: к нам приезжали покупать гвозди, шины и т. д. Потихоньку стали заниматься розничной торговлей, открывать контейнеры на оптовых рынках, торговать не только запасными частями, но и хозяйственными товарами. В 1998 году нам пришлось определяться, в каком направлении развивать торговлю – в районы области или в город. Мы решили, что пойдем к сельскому жителю, и с тех пор концепция не менялась.

– Учредителем компании является ваш отец Николай ВЕЛИЧЕВ. Он принимает участие в руководстве холдингом?

– Николай Геннадьевич работает в компании с 1989 года. Пришел на должность главного инженера, а в 1991 году стал генеральным директором. Он до сих пор активно участвует в деятельности компании. Именно он установил два правила, которые действуют с 90-х годов и никогда не нарушаются: мы сначала платим налоги и зарплату. Ни в один кризис у нас не было задержки заработной платы.

– Где был открыт первый магазин «КУЗЯ»?

– Первый блин оказался комом. В городе Татарске Новосибирской области мы взяли в аренду помещение, сделали ремонт, завезли товар. Был отличный старт. Поторговали месяца два. Затем собственнику помещения очень понравился наш бизнес, он сказал, что неплохо бы и его детям такой иметь, дал нам неделю, чтобы съехать. Пришлось в экстренном порядке вывозить весь товар. Он открыл магазин с аналогичными товарами и благополучно через какое-то время закрылся. А для нас это был хороший урок. Мы приняли решение не гнаться за расширением сети. Можно создать и 100 магазинов, и 200, но мы идем постепенно: либо покупаем землю и строим с нуля, либо приобретаем и переоборудуем существующие помещения. Тем самым показываем сельскому жителю (а во всех направлениях нашей деятельности потребитель – сельский житель – и в торговле, и в сельском хозяйстве, и в удобрениях), что если пришли в район, то надолго. Было много примеров, когда компании арендовали помещения, заманивали людей ценами, непонятными товарами, потом исчезали, а люди оставались ни с чем: когда возникал вопрос гарантии, брака, им просто некуда было идти. С нами такого быть не может. Мы сейчас самая крупная в Омской области сеть товаров народного потребления, у нас есть практически все, кроме продуктов питания. И с самого начала работы мы создали систему: если человек покупает товар, то вопрос гарантии мы полностью берем на себя. Обычно магазины клиента отправляют в сервисный центр. А все они находятся в Омске! Отвезти холодильник в город, чтобы получить заключение (и не всегда положительное), – очень дорого для покупателя. Поэтому мы и взяли все затраты на себя. Покупателю достаточно доставить товар в наш магазин, мы его сами отвезем-привезем. Даже если заключение будет не в пользу клиента, например, что поломка произошла из-за неправильной эксплуатации, он ничего нам не заплатит. А если стоимость товара составляет менее 5 тысяч рублей, то его замена происходит сразу на месте без разбора причин, почему человек захотел его вернуть или обменять.

– Охарактеризуйте направление розничной торговли. Это только магазины «КУЗЯ»?

– Розничная торговля у нас идет только под брендом «КУЗЯ». Это наш товарный знак, он запатентованный. На данный момент у нас работают 32 магазина в 23 районах Омской области.

– У вас высокая конкуренция?

– Видите, формат магазина «КУЗЯ» достаточно уникальный для России, поскольку в нем представлены все группы товаров – и бытовые, и мебель, и строительные, и сад-огород, и отделочные материалы, и электротовары. И для нас все другие магазины являются конкурентами. Кроме продуктовых. Хотя в некоторой степени и они, потому что там можно увидеть мелкую технику, бытовую химию. Рынок развивается в сторону укрупнения: большие сети заходят, мелкие – уходят. В прошлом году коронавирус хорошо подстегнул интернет-продажи, люди научились делать покупки в интернете, поняли, что это не страшно. У нас в магазинах есть постаматы для выдачи товаров плюс работает наш Народныймагазин.рф, через который мы ведем интернет-торговлю по всей России.

– Есть районы области, куда вы не планируете заводить «КУЗЮ» из-за удаленности или малонаселенности? Знаю, что часто в Усть-Ишимском районе предприниматели не заинтересованы.

– У нас была подобная история. В Тевризе работал магазин, в который из-за удаленности и не очень хорошей дороги было нерентабельно завозить товар. Пришлось его закрыть. У нас ведь народный магазин и соответственное ценообразование. Может быть, для вас это будет новостью, но один и тот же диван в «КУЗЕ» можно купить в два раза дешевле, чем в «Континенте». Даже учитывая логистику поездки в город. Одно время мы снимали павильон в «Континенте». Когда выставили свои цены, к нам подошли, сказали: «Ребята, вы не выживете, посмотрите, какая тут аренда, а у вас наценки практически нет. Здесь надо на два или на три умножать, тогда будет выгодно». И мы действительно некоторое время спустя закрыли этот павильон.

– Какие районы рассматриваете для новых торговых точек?

– Тару. Кроме того, в некоторых районах хотим увеличить существующие торговые площади. У нас все магазины разные: есть где площадь 2 тыс. кв.м, а есть и 350 кв.м. И вот, например, в Черлаке хотелось бы расширить площадь, она намного меньше, чем потребности. Но есть райцентры, где и по два наших магазина работают.

– А в другие регионы планируете заходить?

– Мы смотрели Тюменскую, Новосибирскую области до пандемии. Но когда она началась, отложили идею и сосредоточились на внутренней оптимизации процессов. Установили новое программное обеспечение, вошли в программу Федерального центра компетенций в сфере производительности труда. 

– Кроме розничной торговли Холдинг «ВелКом» занимается сельхозтехникой и производством. Расскажите об этих направлениях работы.

– Мы продаем и обслуживаем сельхозтехнику. Поскольку комбайн не может приезжать в сервис на техобслуживание, выезжаем сами. У нас 12 сервисных бригад, которые работают в полях. Когда идет посевная или уборочная кампании, они трудятся 24/7. Каждый час простоя для сельхозтоваропроизводителей очень дорог, поэтому, бывает, и ночью в полях приводим комбайны в порядок, чтобы утром они продолжили работу. Кроме того, занимаемся реализацией удобрений. Порядка 40 тысяч тонн за год через нас проходит.

Также у нас есть собственное локальное производство жаток. Гомельский завод литья и нормалей присылает нам машинокомплекты, которые мы собираем на нашей базе. В 2012 году у нас даже была налажена сборка комбайнов от Гомсельмаша.

– Ваши жатки пользуются спросом? Куда поставляете, только в Омскую область?

– Нет, и в Новосибирскую, у нас там филиал. Это такой же популярный продукт, как синий трактор МТЗ-82. Конкурентов, по сути, у нее нет. Все начинающие хозяйства начинают с ее приобретения. Доступный и хороший продукт. Тем более за счет местной сборки мы сильно экономим на логистике. Получается интересная цена. 

– Расскажите подробнее про реализацию удобрений.

– Это очень сложный рынок. Большие монополии, большие производители. Их ценовая политика и политика поставок очень сильно зависят от внешнеторговой деятельности. Мы здесь не можем выступать регулятором. Работаем с тем, что дают по цене, которую диктуют. По сути, мы больше является перевалочной базой. Это очень низкорентабельный бизнес. Занялись им, поскольку данное направление тесно связано с нашими другими: покупатели приезжают к нам за техникой, за обслуживанием и попутно приобретают удобрения. Но это, наверное, самый непредсказуемый рынок. Цена здесь абсолютно не поддается прогнозам. Как с долларом. Можно было бы купить по осени, а перед сезоном продавать с большими наценками, но с удобрениями так не работает: не факт, что по осени они будут дешевле, чем перед сезоном.

– Ваша выручка в последние годы растет. С чем вы это связываете – с активизацией работы или с постпандемийными тенденциями?

– Да, если брать Холдинг «ВелКом» целиком, выручка в 2022 году выросла на 35%. Здесь много факторов. Где-то сильно выросли и цены… Продаем ту же единицу техники, а ее стоимость уже на 20% выше. Где-то пандемия сыграла роль. Поскольку мы продаем товары народного потребления и первой необходимости – у нас было 17 групп из 24 разрешенных, то практически не закрывали магазины. Простой был первые 2–4 дня. Мы работали и смогли выжить, а многие наши конкуренты не открылись после снятия ограничений – более мелкие или менее гибкие, и их доля досталась нам. Март 2022 года, был самым результативным месяцем года по выручке. Товары сметали. Ну и наши заслуги не буду отрицать. Каждое утро и каждый вечер планерки, полностью оперативный режим, ручное управление. Мы не умеем работать удаленно. Сидеть на берегу, смотреть со стороны, как все работает, у нас не получается. Лишь когда сам погружаешься в процессы, работа идет. Только дистанцировался, направление начинает проседать. 

– На ваш взгляд, сегодня покупательная способность сильно снизилась на селе?

– Сельхозтоваропроизводитель – наш основной потребитель в направлении сельхозтехники – напрямую связан с урожайностью, со стоимостью зерна на рынке. Омской области в прошлом году очень не повезло: в некоторых районах была засуха, и урожайность оказалась ниже планируемой и показателей позапрошлого года. В то же время по всей России собрали рекордный урожай зерна. Цена на него сильно упала. Соответственно, доход аграриев, их платежеспособность снизились, многие отложили обновление парка техники. Если в целом брать жителей области, то мы видим приток денег от семей мобилизованных. В сельских территориях призвали на СВО многих. Ежемесячные выплаты тратят на благоустройство, на быт. Плюс сейчас наблюдается рост заработных плат. Да, на селе имеется значительный дефицит кадров. Все пытаются удержать работников. Но в сельской местности это тяжелее сделать, чем в городе, потому что зачастую люди в город переезжают не из-за зарплаты (трактористы и комбайнеры имеют достаточно высокую даже среднюю зарплату). Когда нет школы, детского сада для ребенка, вечером хочется сходить в ДК, а его нет, то люди выбирают для дальнейшей жизни город. Происходит урбанизация. Люди из деревень уезжают в райцентры, а оттуда – в город. Но пока идет подпитка из деревень, райцентры не сильно чувствуют уменьшение населения. Поэтому я бы не сказал, что наблюдается глобальное снижение платежеспособности.

– Что представляете на «Агро-Омске»? Надеетесь пообщаться с врио губернатора?

– Мы уже общались. Виталий ХОЦЕНКО занимает активную позицию, у нас уже были совместные встречи с производителями техники из Беларуси. Он пытается инициировать запуск производства в Омской области. Мы предложили свое плечо: определить направление – что производить, чтобы было не производство ради производства, а долгая выгодная история. Белорусские коллеги задумались, сейчас просчитывают варианты. «Агро-Омск» – это не только статический показ техники, но и представление ее возможностей в динамике – на полях. Первые два дня работа идет с аграриями, затем на выставку идут жители города. И мы с радостью показываем наши комбайны омичам, хотя среди них нет наших целевых потребителей. Техника всегда открыта, в нее можно залезть, сфотографироваться. Это очень интересно для детишек, они зачастую в очередь выстраиваются, чтобы посидеть в кабине. Мне кажется, мы чуть ли не единственные, кто открывает технику для посетителей, остальные почему-то боятся.

– Насколько полезна для холдинга выставка «Агро-Омск»? Рассчитываете подписать контракты?

– Сейчас выставки переживают тяжелое время. Все. Во времена Всемирной паутины-Интернета, когда все есть в свободном доступе, все производители знакомы, их значение снижается. Выставок проходит много, они разные. В Новосибирске День поля скоро состоится – он пройдет за городом и только для целевой аудитории. А в Омске уникальная локация, куда могут прийти и жители, чтобы увидеть достижения техники, животноводство, где можно корову за хвост подергать (смеется). Это здорово. Просто площадка очень маленькая для потребностей АПК Омской области. Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что на контракты в ходе выставки мы не рассчитываем, а вот как площадка, чтобы напомнить о себе, еще раз поздороваться с потенциальными потребителями, «Агро-Омск» хорошее место.

– Иван Николаевич, как вы пришли в «ВелКом»?

– Я учился на юридическом факультете, но на четвертом курсе понял: не хочу быть юристом, мне нравится торговля. У нас торговая семья: бабушка работала в магазине, папа торгует. Но я не хотел сразу идти в семейную компанию, поскольку смог бы развиться только до того уровня, на каком она сейчас находится. А хотелось привнести что-то новое. На тот момент в Омске открылся «Геомарт» на 3-м Разъезде. Это был первый «Кэш энд Керри». Мне он очень понравился, и я пошел устраиваться на работу. Надо мной посмеялись (я был еще студентом), но в итоге все равно взяли. Практически забесплатно. Я работал, пока учился – управлял мерчендайзерами. Дальше на горизонте появился такой суперформат как DIY. Мы ездили в Калининград, смотрели, как он работает, и открыли в Омске «Бауцентр» – сначала на Волгоградской, потом второй на 10 лет Октября. Но в 2008 году у магазина сложились тяжелые времена: сократили весь офис, основную команду перевели в Калининград. И мне предложили в другой компании возглавить в Омске филиал по запчастям. Он был на грани выживания. Вопрос стоял ребром: либо филиал выживет, либо его закрывают. Но прошло все хорошо – филиал стал лучшим в России по окончании второго года работы. На тот момент мы торговали запчастями в первом в Омске сервисе сети FIT SERVICE, у которой сейчас порядка 300 точек. Они тоже были открыты в рамках компании, где я работал. И тогда мне предложили возглавить московский филиал. В столице я параллельно с работой получил еще два образования, в том числе MBI. В Москве у меня родился ребенок, все шло хорошо. Но когда здесь потребовалась помощь, мне пришлось вернуться. В 2013 году я присоединился к семейному бизнесу. Всегда знал, что вернусь, вопрос был только, с какими знаниями, с каким багажом.

– Как человек, который работал и в семейном, и в несемейном бизнесе, можете сказать, где сложнее?

– Общее заблуждение, что собственник – это свободный человек, который может себе позволить отдыхать, когда хочет. На самом деле собственник – самый несвободный человек на предприятии. Он единственный, кто не может с него уйти. Когда ты наемный сотрудник, в любой момент имеешь право встать и сказать: ребята, меня все достало, я пошел. Собственник так сделать не может. На нем огромная ответственность. Собственник – тот, кто ложится спать с мыслями о работе и просыпается с ними. Отключиться невозможно. Поэтому, чтобы с радостью просыпаться, надо любить свое дело. Я встаю в пять утра, это мое любимое время. Первый час трачу на себя: сажусь за компьютер, посвящаю время планированию. Меня никто не отвлекает, и можно поработать. Надо любить то, что делаешь, или делать то, что любишь. 

Фото © Максим КАРМАЕВ

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 августа 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Симончюк Пётр 8 декабря 2023 в 13:45:
Кузя отличный магазин. Без него пришлось бы постоянно ездить в город.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.