Предприниматель считает, что Омск за 10–15 лет может стать одним из самых передовых и развивающихся регионов РФ.
В мае текущего года «Коммерческие Вести» публиковали интервью с главой группы компаний «Сибус» Сергеем ЛАГУТИНЫМ. Инфоповод был солидный: тогда департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области сообщал, что «Сибус» в лице ООО «Эстейт» намеревается построить сервисный центр и завод по производству малогабаритной грузоподъемной техники и комплектующих на тюменской площадке ДСК500 – 50 новых рабочих мест, до 200 млн рублей инвестиций. Группа компаний делает ставку на развитие Арктики, кооперацию в нефтегазовом кластере, планирует использовать речной транспорт для поставок своей продукции по Иртышу и Оби, а для этого предлагает уже имеющиеся мощности в Омске объединить с новой локацией в Тюмени и в перспективе в Тобольске. Именно этому и посвящено обращение предпринимателя правительству Тюмени.
ЛАГУТИН в нем называет Омск и Тобольск «ключевыми опорными пунктами будущего развития России»:
– Эти города в ближайшей и долгосрочной перспективе могут стать одними из основных точек, участвующих в развитии северных и удаленных территорий, арктической зоны, судостроения, инфраструктурного развития, а также межрегионального сотрудничества. Здесь много аспектов, но самый фундаментальный и неоспоримый – географическое положение. Как и самый дешевый вид транспорта – водный. Обязательна кооперация одного из самых перспективных будущих транспортных узлов – Омска и Тобольска с более «высокой» водой и возможностью обустройства дополнительных площадей, мощностей и инфраструктуры как еще одного крупного перевалочного пункта, который сможет принимать и складировать для дальнейшей отгрузки товары из других регионов, в том числе из Екатеринбурга. Омск и Тобольск стоят на Иртыше, а это Северный морской путь. Исторически с открытием навигации река оживала и большие потоки продовольствия, товаров народного потребления, оборудования и техники шли на Север. Уверен, что перечисленные регионы могут стать своеобразными хабами, мультимодальными узлами, куда с одной стороны будет стекаться все необходимое для Севера, а с другой – здесь может производиться и собираться сложное негабаритное оборудование.
Предприниматель напоминает, что в 1950-е – 1960-е ежегодно в навигацию перевозилось по 500–650 тысяч тонн грузов:
– В 1970-е –1980-е внутренний речной транспорт перевозил по Иртышу до 9 млн тонн грузов. К примеру, оборудование для крупнейшего в СССР мясокомбината поставлялось в Семипалатинск из Чикаго по Атлантическому и Ледовитому океанам, а затем – по Иртышу. Проект развития северных территорий через Омск/Тобольск может стать новой отправной точкой роста как регионов в частности, так и России в целом. Причем более существенной, чем даже нефтяная отрасль, которая в будущем России уже уходит на второй план. Но для этого нужно скоординированное участие властей, бизнеса, заинтересованных ассоциаций и объединений, поскольку речь может идти не только о развитии Севера, Арктики, Урала, Казахстана и, возможно, стран Азии, а о развитии России в целом как самодостаточного государства с качественно выстроенными производственно-логистическими цепочками, дающими высокую добавочную стоимость продукции и повышение уровня жизни населения.
Суть предлагаемой ЛАГУТИНЫМ концепции – расположить опорные пункты Омск/Тобольск и образовать тем самым Северный мультимодальный хаб:
– Стратегически важный для Омского региона момент – реанимация законсервированного нового большого аэропорта. В случае реализации проекта по развитию Севера, Арктики, он однозначно привлечет внимание инвесторов и будет построен в самые короткие сроки, поскольку Омск уже будет рассматриваться как форпост на Азию и Север. Впрочем, как и Тобольск. В целом же Омск/Тобольск могут стать центром – сердцем транспортных капилляров для всей России, Севера и стран Азии. Наш многолетний опыт (Ассоциации производственных и сервисных компаний грузоподъемного оборудования), наработанные компетенции в области сервиса грузоподъемного оборудования на значительной территории РФ (в том числе в районах Крайнего Севера и удаленных регионах) позволяют нам сформулировать и обобщить некоторые проекты и предположить порядки цифр по Северу, Арктике.
Как заявляет бизнесмен, на строящихся объектах, в том числе в Арктике в будущем могут быть задействованы грузоподъемное оборудование (мостовые, башенные, консольные, портальные и другие типы кранов), нефтяное, газовое и прочее технологическое оборудование, спецтехника, включая баржевой и буксировочный флот, металлоконструкции, строительные (щебень, песок, цемент, кирпич, пенобетон, ж/б изделия и т.д.) и прочие материалы (модульные здания, вагон-бытовки, ветряные мельницы, сэндвич-панели, утеплители, кабельная продукция, пластиковая и металло-пластиковая продукция, трубопрокат, отводы, задвижки и т.д.). А это, рассуждает в обращении ЛАГУТИН, насчитывает триллионы рублей товарооборота в обе стороны:
– Какая продукция может отгружаться реально или потенциально в районы Крайнего Севера и удаленные регионы РФ, а также на экспорт? Продукты питания, в т.ч. зерно/крупы/мука, полуфабрикаты из древесины. А какие продукты, товары и сырье/вторсырье можно завозить с удаленных регионов и арктической зоны? Лес сортовой/несортовой, рыбу/муку из рыбы/консервы, оленину. В перспективе при развитии арктической зоны обратно могут отправляться твердые полезные ископаемые, вторсырье (резина, пластик, стекло и т.д.), «деловой» металл, в т.ч. трубы, металлолом несортовой, мусор. Особенно остро стоит вопрос по очистке северных территорий, в том числе акваторий. В данный момент уже вывезено более 80 тысяч тонн металлолома и прочего мусора! Это происходит не совсем рационально в части затрат, потому что львиная доля расходов ложится на логистику (порядка 20–200%).
Поэтому крайне важно и нужно строить инфраструктуру по ее обеспечению. ЛАГУТИН считает, что это даст сильный толчок и помощь в завершении смежных проектов: постройки гидроузла в Омске с учетом шлюзовых возможностей для современных барж, строительства судоверфи в Омске/Тобольске по производству барж, загрузке мощностей судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае, расширении/модернизации речного порта в Омске/Салехарде, строительства складских терминалов в Омске/Тобольске/Салехарде, бурного развития сельского хозяйства и смежных перерабатывающих комплексов в Омской области, развития опорных населенных пунктов/городов в арктической зоне и удаленных регионах РФ:
– Соответственно, с учетом всех прямых потоков товаров, косвенных коммерческих и социальных проектов общая сумма денежного потока в обе стороны за ближайшие годы может составить даже не один триллион рублей, имея огромное значение для развития нашей страны. Если все делать правильно, Омск за 10–15 лет может стать одним из самых передовых и развивающихся регионов РФ, как и Тюменская область. У нас будут созданы новые рабочие места, существенно повышен уровень благосостояния как населения, так и задействованных предприятий, которые дадут новые налоги, что поспособствует дальнейшему благоустройству. И да, на данном этапе необходимо сформировать коллектив единомышленников, которые заинтересованы в развитии как данного проекта в частности, так и развитии регионов и страны в целом. Если потребуется помощь, мы готовы принять активное участие в реализации предложения.
Фото © Максим КАРМАЕВ
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 августа 2023 года.