Нашим изделиям без разницы, сколько градусов на улице.
По данным Омскстата, на омских предприятиях легкой промышленности в марте 2023 года трудились 1,3 тыс. человек. Считается, что отрасль получила второй шанс после ухода с рынка иностранных брендов в 2022 году. Кадровый вопрос, объемы производства и нюансы работы с маркетплейсами обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО обсудила с генеральным директором предприятия по пошиву рюкзаков и сумок ООО «Торговая Марка ЛЮРИС» Александром БЕРДНИКОВЫМ и его помощником Татьяной ГОТОВОЙ.
– Александр Викторович, как расшифровывается название вашей компании – «ЛЮРИС»?
Александр БЕРДНИКОВ: – Очень просто: – Люда, Юра и семья. Это имена моих родителей, которых уже нет. Компанию создала мама Людмила Анатольевна БЕРДНИКОВА в 2000 году, когда мне было 17 лет. Мы всей семьей придумывали название. Осенью прошлого года мамы не стало.
– Она работала в легкой промышленности? Какова история создания предприятия?
Александр БЕРДНИКОВ: – Она получила инженерное образование – окончила СибАДИ – и с предпринимательством никак не была связана. Но в 1991 году, когда попала под сокращение кадров, чтобы кормить двоих детей, пошла торговать на рынок. Привозила одежду из Москвы, Новосибирска и продавала. Потом в Омске стали появляться небольшие фабрики, изготавливающие сумки, их директора ходили по рынкам и предлагали свою продукцию. Сначала мама брала ее на реализацию, а в 2000 году решила организовать свое производство. Первый небольшой цех мы открыли в здании, где находимся и сейчас, – на ул. Комбинатской. Работали 20 швейных машин. Материалы покупали в Санкт-Петербурге у ООО «Топ-Маркет». Шили сумки и продавали по всей стране. У нас было более 10 торговых филиалов по России.
– А производство тоже тиражировали?
Александр БЕРДНИКОВ: – Нет, отшиваем продукцию только в Омске. Сейчас у нас 50 машин, 2200 кв. м цехов, где работают около 65 человек. Есть второй цех на ул. 27-я Северная. Там трудятся 10 человек.
– Здания на ул. Комбинатской уже не хватает?
Александр БЕРДНИКОВ: – Так мы пытаемся решить проблему кадров. Швеям в северную промзону тяжело добираться, общественный транспорт сюда, вы видели, практически не ходит. В 2000-х годах была другая ситуация, потому что работал завод подъемных машин. После 2010 года, когда он обанкротился, транспорт перестал до нас доезжать. Пришлось купить автобус. Он бесплатно доставляет и развозит сотрудников. Сейчас сложно набрать штат. Когда-то у нас трудились 120 швей. Предприятие работало семь дней в неделю в две смены с 8 до 20 часов. На данный момент осталась одна смена, пятидневная неделя. Причина – нет швей. Молодежь не хочет работать: приходят на практику, рассказывают, что планов задержаться у нас не имеют, им просто нужен диплом. А трудятся на предприятии в основном возрастные сотрудницы. Дефицит кадров наблюдается не только в Омске, но и по всей стране.
– А как у вас с зарплатой?
Александр БЕРДНИКОВ: – Зарплата средняя по региону. Она сдельная. Я не могу платить за то, что человек сидит в телефоне или из курилки не выходит! Опытные трудолюбивые сотрудники хорошо зарабатывают. Но дело не в зарплате. Просто сегодня это немодная профессия.
– В ноябре 2023 года в Омском авиационном колледже им. Жуковского состоялся брифинг по швейному производству, на котором обсуждался как раз кадровый вопрос. И ваша компания участвовала. Есть результаты?
Татьяна ГОТОВА, помощник руководителя: – По нашему направлению найти швей – всегда проблема. На мероприятии присутствовали около 60 студентов, но заинтересованности в их глазах мы не увидели. У нас не было ни одной обратной связи.
– «ЛЮРИС» – это ведь не только название предприятия, но и торговая марка?
Александр БЕРДНИКОВ: – Это бренд. Мы работаем и под ИП Бердников, и под ООО «ТМ «ЛЮРИС».
– Какова география реализации вашей продукции?
Александр БЕРДНИКОВ: – Россия, Казахстан, Беларусь. Года три назад добавились маркетплейсы. Наш основной покупатель – крупные торговые дома канцтоваров, такие гиганты, как «Сима-Ленд», «Комус».
– На маркетплейсах большие объемы удается реализовывать?
Александр БЕРДНИКОВ: – Самостоятельно – около 10%. Но оптовые покупатели тоже могут выставлять на маркетплейсах наш товар. Мы это не отслеживаем. С маркетплейсами сложно работать. Не очень понятна их экономика. Я, имея финансовое образование, до сих пор не могу разобраться. Почему-то приходят штрафы, хотя все вовремя отгрузили, все условия выполнили. Нет стабильности. Работая с оптовиком, знаю: если товара отправил на 100 рублей, значит, 100 рублей и получу, а когда работаю с маркетплейсами, могу получить и минус.
– Какой процент продукции остается в Омске?
Александр БЕРДНИКОВ: – Мало. Думаю, около 5%. В Омске и фабрик, выпускающих рюкзаки, много. Точно знаю три крупные и несколько мелких.
– Расскажите об ассортименте.
Александр БЕРДНИКОВ: – Наша специализация – это ранцы и рюкзаки для детей и молодежи. Их много видов, постоянно появляются новинки. Производим формованные рюкзачки из материала ЭВА: при помощи пресса формуем его, приклеиваем к тканям изображение и получаем 3D-картинку. На производстве создан полный цикл, в том числе на огромных принтерах делаем сублимационную печать. Оборудование у нас в основном китайское. С ним проблем нет. А вот для японского принтера одно время наблюдались перебои с краской, но в итоге нашли поставщиков в Китае.
Татьяна ГОТОВА: – Кроме того, мы производим папки формата А4, пеналы, мешки для обуви, сумки на колесах. Часть ассортимента шьется на заказ, например спортивные и дорожные сумки. Уже готовимся к новому сезону, в конце февраля поедем на выставку. Оптовики заказывают у нас ассортимент под собственной торговой маркой – со своими логотипами, картинками, формами. На выставке они представят эту продукцию под своим брендом. А под брендом «ЛЮРИС» мы привозим свою.
– Выставка – дело затратное. Насколько она выгодна?
Александр БЕРДНИКОВ: – Конечно, это не бесплатно, но если себя не прорекламировать, не показать ассортимент, никакого продвижения не будет. Четкой взаимосвязи – взял на выставке 100 контактов и 10 сработали – нет. У нас были выставки, которые вообще ни одного клиента не приводили. Мы ездим на «Скрепка Экспо» в Крокус-сити и на «Мир детства». Обе выставки проходят в Москве. Нас приглашали и в Алматы, но смысла представлять там наш товар мы не видим – у них рядом Китай, где рюкзаки стоят дешевле. Да, по качеству они хуже, сшиты из других тканей. В морозы такие легко трескаются.
– Сегодня как раз в Омске очень морозно.
Александр БЕРДНИКОВ: – Нашим изделиям без разницы, сколько градусов на улице. Мы закупаем качественный материал, который не разваливается на холоде. Конечно, он стоит дороже. Привозим материал из Китая уже более 10 лет. Я лично ездил, искал фабрики, где есть новинки, покупал, экспериментировал, обжигался, пока в итоге не нашел продукцию, полностью подходящую под наши цели. С тех пор поставщика мы не меняли. Его продукция соответствует декларации качества, она экологически чистая, без посторонних запахов.
– А отечественные ткани используете?
Александр БЕРДНИКОВ: – В России для нашего производства ткани не производят. Нигде! Единственное – плетут легкую тесьму, которой мы закрываем швы внутри ранцев. Для создания фабрики по производству ткани нужны большие вложения. В 2009 году в Китае как-то спросил, сколько стоит такое предприятие. От 50 млн долларов! Сегодня эта сумма наверняка выросла.
– У вас на сайте указано, что вы крупнейшее предприятие.
Александр БЕРДНИКОВ: – Верно, мы крупнейшие в нашей отрасли и не только в Омской области. Честно говоря, я не был на более крупных в России.
– Сколько сумок и рюкзаков вы выпускаете в месяц?
Александр БЕРДНИКОВ: – Около 20 тыс. изделий. Конечно, у нас есть сезонность. Главный сезон – июнь, июль, август. И небольшой второй – в декабре, потому что китайские рюкзаки как раз к Новому году разваливаются, и люди покупают наши. У других изделий предприятия сезонности как таковой нет, но мы специализируемся именно на детских и юношеских рюкзаках. Каждый год обновляем ассортимент картинок на них, делаем новую коллекцию моделей. У нас работают технолог и дизайнер. Мы мобильное производство: можем быстро отшивать небольшие партии. В Китае, где минимальная партия – 500 единиц, такое невозможно. А у нас 50, и уже в течение двух недель клиент получит свой заказ. В Китае своя специфика: они шьют большие объемы одной модели, скажем, 500 рюкзаков розового цвета, а у нас заказывают 50 штук пяти разных цветов и моделей.
– У вас есть свои торговые точки в Омске?
Александр БЕРДНИКОВ: – На производстве открыт выставочный зал, где можно приобрести рюкзак или сумку. Но нам более интересно торговать оптом. Чтобы розничная точка работала, нужно на ней реализовывать изделия не только нашей фабрики, но и сопутствующие – перчатки, ремни, портмоне, канцелярские товары и т.д. Мы открывали в 2019 году магазин в «Фестивале», поторговали чуть больше года: только раскрутились, как хозяева торгового комплекса сказали: вы переезжаете в другое место, потому что мы сдали арендатору-гиганту большую площадь. В итоге мы просто закрыли точку. А сейчас ситуация уже другая: в пунктах выдачи маркетплейсов очереди стоят, а в магазинах – пусто.
Татьяна ГОТОВА: – В декабре у нас произошло два знаменательных события. Первое – мы получили диплом лауреата конкурса «100 лучших товаров России» за два изделия – ученический ранец с наполнением и дорожную сумку на колесах «Фаэтон-спорт». Отправляли их на экспертизу. Второе – стали членом ТПП Омской области. Не во всем предприниматели способны самостоятельно разобраться, в частности во взаимодействии с Минпромторгом РФ, куда нужно отправлять кипу бумаг, ТПП помогает.
– Какие у вас отношения с Минпромторгом?
Татьяна ГОТОВА: – Мы получаем у них сертификат СТ-1 (сертификат о происхождении товара удостоверяет, что определенная партия продукции происходит из страны-участницы СНГ). Первые сертификаты делали очень долго – около двух месяцев: нужно было доказать, что производим в России, где купили материалы, что у нас работает реальное производство.
– Как в последние годы выглядят финансовые показатели компании?
Александр БЕРДНИКОВ: – Торговля стала намного сложнее. Снижение показателей идет с 2022 года. Оптовики говорят, что в 2022-м продали всего 50% того, что закупили у нас, а в 2023 году – 20%, что у них склады полные. Люди отмечают, что цены растут, а зарплаты не повышаются, поэтому они уже не могут позволить себе рюкзак, который приобретали раньше, средства остаются только на продукты. И это при том что мы цену на продукцию не поднимали, а ткани покупаем за валюту, ведь торгуем с Китаем. Как мы повысим цену, если продажи и так слабые?! В ковидные времена и то лучше торговали.
– Рядом с вашим производством расположено заброшенное здание. Видеть такое в черте города жутковато. Экскурсии туда не водите?
Александр БЕРДНИКОВ: – Нет (смеется), но туристическим бизнесом недавно занялся. У нас в собственности был участок и часть здания в районе остановки «Ермак» в Нефтяниках. Мы решили сделать там хостел. Выкупили еще небольшой участок, сделали ремонт помещения, закупили мебель, технику – стиральные, сушильные машины, гладильный аппарат, постельные принадлежности и в ноябре 2023 года открылись. Сейчас в хостеле «ЛЮРИС» проживает 31 человек, а всего он рассчитан на 64 места.
– Кто пользуется его услугами? Место-то не туристическое.
Александр БЕРДНИКОВ: – Это начало промзоны, поэтому здесь охотно живут работники Омского НПЗ, которые приезжают на двухмесячные вахты. Чаще всего размещаются по 10 человек в номере, но есть комнаты, рассчитанные на четверых. В цокольном этаже мы оборудовали раздевалку, где можно снять и хранить грязную рабочую одежду. На этаже есть душевые кабины, туалеты, кухня. Многие из наших постояльцев говорят, что у нас условия лучше, чем в других хостелах. Конечно, нам это приятно.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 31 января 2024 года.
Фото Максима КАРМАЕВА