В пятницу, 7 июля, на «кухонных посиделках» в газете «Коммерческие вести» побывал министр промышленности, транспорта и инновационых технологий Омской области Александр ДОКУЧАЕВ. В ответах он был оптимистичен, но осторожен. Оно и понятно, ведь назначен министром Александр Михайлович был 13 июня – всего лишь за три недели до встречи.
– Ваша кандидатура в качестве министра всплыла неожиданно. Вы не назывались ни в одном предварительном раскладе аналитиков. Каким образом вы стали министром?
– Думаю, моя кандидатура всегда имелась в виду, просто специфика деятельности не предусматривала вынесения всего на публику.
– Ясно, что вы находились в кадровом резерве, но каким образом вам поступило это предложение?
– Вас интересуют детали? Это малоинтересно. Назначение вполне соответствует моим навыкам и компетенциям. Хотя еще два-три года назад я не представлял себя на госслужбе. Предполагал, скорее, что буду работать в одной из госкорпораций. Необходимым условием для этого назначения было одобрение министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Валентиновича МАНТУРОВА. Мы съездили, познакомились, наладили хорошие отношения, прямую связь. Одновременно познакомились с его заместителями, руководителями департаментов для дальнейшего выстраивания работы в регионе.
– Какой факультет Омского технического университета окончили?
– Поступал на факультет холодильных машин. Но пока учился, он не один раз реорганизовывался и менял название, так что в итоге окончил нефтехимический факультет, но по той же специальности, на которую и поступал, – «Техника и физика низких температур».
– В вашей официальной биографии на сайте числятся три высших учебных заведения, где вы учились или проходили переподготовку…
– Их на самом деле четыре. Была еще немецкая академия управления Нижней Саксонии. Достаточно интересный курс мы там прошли в рамках программы по международному сотрудничеству. Пол-Германии объездили. Изучали экономику этой страны.
– А почему именно в Германии?
– На тот период времени меня интересовало международное сотрудничество, хотелось как можно глубже понять, как можно взаимодействовать с иностранными партнерами: привлечение инвестиций, совместные проекты…
К сожалению, сейчас, в силу известных причин, попытки по привлечению к нам новых технологий из-за рубежа трудно осуществить… Хотя мы, конечно, заинтресованы привлечь современнные производства, и это было бы выгодно потенциальным иностранным партнерам, так как у нас есть определенный ряд условий, которые были бы для них привлекательны…
– Что конкретно?
– В частности, более дешевая рабочая сила. И мы эту работу будем проводить.
– Много лет вы проработали на Омсктрансмаше…
– Когда я туда пришел, там вообще зарплату почти не платили – очень сложные были времена…
– Помнится, в 90-е предприятие, потеряв гособоронзаказ, пыталось делать бутылкомоечные машины, и несколько лет эти гигантские сооружения загромождали территорию завода.
– Я там работал позже. К этому времени они уже проржавели все. Я очень благодарен руководителям, с которыми работал на Омсктрансмаше. Это были люди еще советской закалки. Я очень много у них перенял.
– Что намереваетесь делать в качестве министра?
– Мы уже наметили определенные векторы, по которым будем двигаться…
– Какие?
– Проводится работа по дальнейшей консолидации омских предприятий. Сейчас картина несколько пестрая. Некоторые предприятия закрылись, как в крепости, и пытаются своими силами решить возникшие сложности. На самом деле необходимо кооперироваться в рамках, например, ассоциации промышленников и предпринимателей. Это очень хорошая, на мой взгляд, платформа. Суммировать все свои проблемы и единым фронтом выступать уже на федеральном уровне, добиваться тех или иных решений.
– В ассоциацию входит лишь около 20 предприятий и организаций. При том, что она существет более 20 лет.
– Вчера мы собирались с ассоциацией, и было более 40 предприятий – практически все крупные заводы присутствовали.
– Надо полагать остальные пришли на встречу с министром, а не на собрание ассоциации…
– Во всяком случае разговор был конструктивный. Обсудили проблемы импортозамещения. К нам пришла сейчас по этому поводу номенклатура из Минпромторга РФ. Не знаю, почему она раньше не была запрошена. К тому же ипортозамещение может быть не только в рамках России, но и внешнее – замена импортной высокотехнологичной продукции ее российскими аналогами на рынках третьих стран. Второе, о чем говорили и что очень осложнило жизнь предприятиям оборонной промышленности, – последние изменения Федерального закона № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
– Имеется в виду раскрытие кооперации, требование спецсчетов для каждого участника этих коопераций по каждому контракту в казначействе?
– Да. Сильнее всего это ударило по малому бизнесу, участвовавшему в кооперативных цепочках. Однако непросто стало и более крупным предприятиям. На заседании было принято решение о создании рабочей группы, аккумулирующей предложения по внесению изменений в это законодательство – таким образом, чтобы при сохранении контроля государства над расходованием денежных средств облегчить финансово-хозяйственную жизнь предприятий.
– А куда дальше поступят эти предложения?
– В профильный комитет Государственной думы для обсуждения в рабочих и экспертных группах. Аналогичным образом мы уже собрали предложения по поправкам в ФЗ-220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…» и направили депутату Виктору ШРЕЙДЕРУ. Это обычная повседневная работа.
– Что еще обсуждали на встрече с промышленниками?
– Говорили о приоритетных задачах развития. Доля гражданской продукции в общем объеме произведенной предприятиями оборонно-промышленного комплекса Омской области продукции за пять лет резко сократилась – с 30% до 10%. Причина – резко увеличившиеся объемы гособоронзаказа. Однако к 2020 году масштабное перевооружение российской армии и флота закончится, пик госпрограммы вооружений будет пройден и объемы гособоронзаказа будут скорректированы. В соответствии с поручением президента России к 2020 году высокотехнологичная гражданская продукция в объемах ОПК должна составлять не менее 17 %. А это означает, что перестраиваться необходимо уже сейчас.
– Вы на каких-то предприятиях уже побывали?
– На двух пока. Радиозаводе им. Попова и ПО «Полет». Завтра, надеюсь, буду на моторостроительном объединении имени Баранова.
– Вы говорите, что побывали на ПО «Полет». Недавно Межрегионгаз заявил, что «Полет» задолжал крупную сумму за газ. В арбитражном суде рассматривается иск Омскоблгаза к «Полету» на 4 млн руб. Что происходит?
– Это временные трудности. Производственная программа несколько сдвинулась по времени в силу недостаточного финансирования. Мы поедем в Москву в Роскосмос и будем разговаривать с ними.
– «Полет» входит в вертикально-интегрированный комплекс с центром в Москве, на что может повлиять в таком случае омское правительство?
– У нас заключены соглашения о сотрудничестве между правительством Омской области и семью федеральными промышленными холдингами по различным вопросам деятельности предприятий ОПК, включая обеспечение загрузки производственных мощностей, проведение их технического перевооружения, решение социальных и кадровых вопросов. Плюс к этому подписаны "дорожные карты" по социально-экономическому развитию АО "ЦКБА" и ПО "Полет". Так что московские головные компании признают нас как партнеров. Да и вообще, как показала жизнь, упование на невидимую руку рынка осталось безответным: не работает почему-то эта невидимая рука в России – госрегулирование по-прежнему необходимо.
– Но чем еще вы можете помочь предприятиям, помимо переговоров и разговоров: денег же у вас нет.
– В Минмпромторге России есть деньги. Существет более 80 механизмов поддержки предприятий. Деньги есть у крупных корпораций. Мы активно помогаем предприятиям в работе с крупнейшими российскими корпорациями по продвижению омской продукции: подписали "дорожную карту" с Газпромом, "Норильским никелем", формируем "дорожную карту" с Республикой Саха (Якутия). Продолжаем работу по арктической тематике. Недавно получили информацию о том, какие изделия, комплектующие, товары завозятся в Омскую область. И уже определили около 240 небольших предприятий, чтобы совместить эту номенклатуру с их возможностями, чтобы не завозить издалека то, что можно делать на месте.
– Что имеется в виду, можно пример?
– В первую очередь это изделия машиностроения.
– Какова судьба омского метро?
– Нормальная судьба.
– Нормальная?!!
– Понятно, что без федерального финансирования или софинансирования этот объект не построишь. Но метрополитен почему-то не входит в федеральные целевые программы и помощь из федерального бюджета может быть только в виде дотаций. Сейчас ведем работу, с какими документами заходить на получение софинансирования.
– А аэропорт Федоровка?
– Ведется работа с потенциальными инвесторами для реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства. Рассматриваются варианты заключения концессионного соглашения и иные юридические схемы.
– Что происходит еще на одном омском мегапроекте – Красногорском гидроузле?
– Документы по изменению проекта уже заходят в Главгосэкспертизу. Далее будет объявлен конкурс на генподряд.
– Где точки роста в омской промышленности? Можете назвать развивающиеся предприятия региона?
– Драйверами для региональной экономики являются нефтеперерабатывающая промышленность, нефтехимия и машиностроение.
С прошлого года в регионе приступил к работе Сибирский промышленный консорциум соединительных деталей и арматуры трубопроводов (СибДАТ). Что позволяет участникам консорциума – в большинстве своем это малые и средние компании – с учетом их специализации комплектовать любые трубопроводные и инженерные системы, совместно участвовать в тендерах крупных капиталоемких поставок продукции. Пилотным для Омской области является проект по техническому перевооружению производства фенола- ацетона, организации производства изопропилбензола и изопропилового спирта. В настоящее время ведется работа по включению изопропилового спирта в план мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации. И даже на тех предприятиях, для которых настали не самые лучшие пока времена, — там тоже есть о чем рассказать и поведать. Тот же Омсктрансмаш.
– В последние полтора года арбитражный суд буквально завален исками к нему.
– Несмотря на это, они живут, зарплату платят, да и с долгами постепенно расплачиваются – это говорит о том, что во главе предприятия стоят профессионалы.
– Раньше много говорили об инвесторах. Что-то давно уже про них не слышно. Кто-то к вам уже обращался с предложением разместить в регионе какое-либо производство?
– Обращалось пока только одно небольшое машиностроительное предприятие. Их здесь логистика устраивает и то, что у нас есть специалисты их профиля. Мы направили им информацию по свободным площадкам.
– Фонд развития промышленности Омской области. Когда он начнет работать? Как он будет работать?
– Сейчас решается вопрос по объему его капитализации. Для этого требуется внести соответствующие поправки в областной бюджет. Планируем сделать это в сентябре, после парламентских каникул.
Функциями фонда развития промышленности планируется наделить региональный фонд микрофинансирования. Он уже имеет свой имущественный комплекс, пул специалистов, накопленный опыт и компетенции в сфере предоставления микрозаймов. Создание фонда позволит выйти на новый уровень сотрудничества с федеральным Фондом развития промышленности — предоставление совместных льготных займов на реализацию промышленных проектов. И, как результат, стимулировать приток инвестиций. На каждые 3 вложенных региональным фондом рубля будут привлечены 7 рублей в виде федеральной поддержки. Помимо займов двух фондов реальный сектор экономики получит еще более 10 рублей в виде частных инвестиций. Согласно условиям федеральной программы к рассмотрению принимаются проекты стоимостью от 40 млн рублей. Применяемая ставка льготного займа – 5% годовых. То есть меры поддержки будут на возвратной основе. Такая модель представляется максимально эффективной с точки зрения расходования бюджетных средств, в отличие от тех же субсидий.
– Главы районов обращаются?
– Конечно. Последним был глава Русско-Полянского района с вопросом по автовокзалу, по перевозкам. Мы пришли к взаимопониманию, решение, которое мы приняли на этом совещании, будет реализовано.
– Вы побывали на Омскоблавтотрансе. Как там дела?
– Есть проблемы с доходностью. Поэтому мы договорились о том, что экономический факультет Омского государственного университета плотно займется экономикой Омскоблавтотранса, проведет анализ и разработает рекомендации.
– Есть ли сотрудничество омских промышленников и ИТ-сообщества?
– Сейчас наиболее активная, организованная часть регионального ИТ-сообщества сосредоточена в ИТ-кластере Сибири и в открытом два года назад Омском парке информационных технологий (ИТ-парк). В конце июня в Минпроме состоялась рабочая встреча с представителями ИТ-парка по вопросу возможностей взаимодействия его резидентов и промышленных предприятий Омской области. Принято решение о создании рабочей группы по взаимодействию омских производственных предприятий и ИТ-парка.
– Кадровые перемены будут в министерстве?
– Я – инженер и привык работать по схеме: определение цели и поэтапное движение к ней. Чиновничьи структуры, как я уже понял, работают несколько иначе. Однако мы не любители шашками махать и сторонники того, что надо развивать то, что есть. Но если кто-то не будет разделять наших взглядов, стремлений – будем прощаться.
Ранее данный материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 июля 2017 года