О том, как директора муниципальных ПАТП жаловались на маршруточников в 2003 году
История о том, что маршруточники мешают зарабатывать муниципальным автобусам, имеет многолетние корни. В архиве «Коммерческих вестей» отыскалось любопытное письмо 2003 года, подписанное руководителями и председателями профкомов всех омских муниципальных автотранспортных предприятий. Написано оно на имя тогдашнего директора департамента транспорта администрации города Омска Анатолия БОРИСОВА.
Как пишут руководители автобусных парков, «наше письмо продиктовано той негативной ситуацией, которая сложилась на предприятиях муниципального транспорта. Она вызвана, прежде всего, сокращением и недостаточным объемом компенсационных выплат, за проезд пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, предоставленным федеральными и местными органами власти. Основным источником доходов предприятий является выручка от реализации продукции в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов. Большая часть пассажиров, не пользующихся льготами и не приобретающих проездные билеты, а оплачивающих проезд – в момент поездки, стала пользоваться услугами маршрутных такси, доля которых на рынке городских перевозок за последнее время значительно возросла (с 1500 ед. до 3000 ед. на линии). Вследствие этого происходит снижение собственных доходов предприятий муниципального транспорта. Полная компенсация перевозки льготных пассажиров стала бы наиболее реальной возможностью покрытия расходов доходами».
То есть еще в 2003 году, муниципальные автопредприятия связывали падение доходов с появлением частных маршруток. Правда, выход из этой проблемы видели в своевременной и полной выплате компенсаций за провоз льготников.
В мае 2003 года в Омске на базе СибАДИ даже прошла международная научно-практическая конференция по дорожно-транспортному комплексу, на которой директор департамента транспорта Анатолий БОРИСОВ сообщил, что «ежедневно в городе Омске пассажирским транспортом перевозится более 1 миллиона 100 тысяч пассажиров, при этом основная нагрузка 78,1% от общего объема-приходится на муниципальный транспорт перевозок».
На той же конференции тогдашний начальник организационно правового отдела департамента транспорта мэрии Омска Ольга ГИРЛО заявила, что «в настоящее время наблюдается перенасыщенность основных транспортных магистралей города подвижным составом, принадлежащим частным перевозчикам, что снижает пропускную спо- собность центральных улиц города, негативно сказывается на экологи- ческой обстановке. По данным УВД Омской области, наблюдается рост ДТП по вине хозяйствующих субъектов малой формы: в 2001 г. совершено 33 ДТП, в 2002 г. – 57».
Параллельно с подачи департамента Омский городской совет уже в апреле 2003 года принял в первом чтении «Правила организации транспортного обслуживания на территории Омска».
Как при обсуждении этой концепции возражал вице-президент Ассоциация транспортный компаний «Автолайн» Станислав СТЕПАНОВ, «Инициатива департамента транспорта по проведению конкурсов пролоббирована определенными предпринимательскими группировками с целью сделать планируемые конкурсы заведомо выигрышными для себя. То есть будет передел рынка в пользу этих лоббистов. Остальные же вынуждены будут либо уйти с рынка, либо вступить в договорные отношения с победителями конкурсов. Последние станут взимать с предпринимателей средства за право работать на маршрутах».
Прошло почти 15 лет. Проблемы все те же: муниципальным автопаркам не хватает денег, бюджет полностью не компенсирует расходы, одних частных маршуточников вытесняют с рынка, чтобы освободить место для других столь же частных…