Где можно было бы соломки подстелить?
Известный столичный ресторатор Аркадий НОВИКОВ заявил, что если бы предвидел пандемию коронавируса, то заранее продал бы все свои рестораны. А что бы сделали омские бизнесмены, знай они заранее о коронавирусе? С таким вопросом «Коммерческие вести» обратились к предпринимателям.
Денис КОШЕЛЬ, совладелец ООО «Музыка и кино», вице-президент Омского областного союза предпринимателей: «Заранее кардинально сокращать штат, накапливать долги – это не наш путь»
Все возможные меры предосторожности были бы с душком: пришлось бы заранее кардинально сокращать штат, накапливать долги – это не наш путь. Если комментировать реакцию НОВИКОВА, то мы до сих пор не знаем последствия этого кризиса: в Москве он более выражен как из-за большей жесткости ограничительных мер, так и другого уровня затрат – и заработные платы, и аренда там совсем другие, поэтому рестораны действительно поставлены на грань закрытия. Для региональных операторов кризис, безусловно, тоже убийственный удар, однако часть игроков еще надеются на лучшее – если все-таки в ближайшее время произойдет снятие основных ограничений. Рестораторы, не имевшие совсем никаких запасов (а таких большинство), жившие в долг, конечно, должны пострадать больше, но абсурд ситуации в том, что именно у них и потенциально больший шанс выйти сухими из воды: уровень их бизнеса позволял не заморачиваться официальными трудовыми отношениями, абстрактно относиться к налоговым повинностям, не бояться испортить отношения с поставщиками. А вот относительно крупный бизнес связан всеми этими условностями.
Светлана ГОНЕНКО, генеральный директор ЗАО «Омскстройпроект», председатель «Лиги профессионалов в недвижимости»: «Если бы в Омске не было проблем с переоформлением помещений, такого бы ущерба бизнесу не последовало»
Резко сократился спрос на коммерческую недвижимость, собственники терпят колоссальные убытки. Кризис показал, что востребованы небольшие помещения с отдельным входом – им первым разрешили работать. Вот как раз следовало вкладываться в такие объекты, нарезать площади, оформлять перевод из жилого в нежилое. Помещения на первых этажах многоквартирных домов всегда будут актуальны и могли бы стать той самой «соломкой» для малого и среднего бизнеса. Если бы в Омске не было с этим проблем, такого бы ущерба не последовало. В целом я бы не сказала, что за последние два месяца рынок недвижимости претерпел серьезное падение. Дело в том, что ранее в связи со скачком курса доллара омичи принялись инвестировать как раз в жилье. Сейчас сработал отложенный спрос, скупка продолжается – свободные средства их обладатели по-прежнему предпочитают вкладывать в недвижимость. А вот что касается ипотеки, то банки очень избирательно выдают подобные кредиты. В том числе даже те, которые были одобрены до пандемии. Это негативная тенденция. Сотрудники предприятий пострадавших отраслей так и вовсе не имеют шансов взять жилье в ипотеку. Продавцам жилья ничего не остается, как снижать цены – но это будет ближе к осени. Существенного обвала все равно не ожидается, благодаря программам господдержки.
Юлия ПРИВАЛОВА, директор сети школ иностранных языков «Джей энд Эс»: «Ссужаю своим сотрудникам деньги, потому что не намерена никого терять»
Мы необходимые меры предприняли еще шесть лет назад, когда поняли, что государственная политика – не в пользу частного бизнеса. Рынок стагнировал, прибыль – минимальная. Мы начали искать новые рынки, двигаться в онлайн. Сейчас мы потеряли большую часть клиентов, которая не факт что вернется, но нашей соломинкой стало умение работать в новом пространстве. Для меня это уже третий кризис. Последний мы пережили очень тяжело, поскольку имели большие валютные кредиты на покупку собственных площадей, а обвал курса тогда выбил почву из-под ног. На сегодняшний момент мы в основном работаем на собственных площадях (за исключением трех-четырех объектов), это очень спасает. Пока что трудимся только на зарплату. Честно скажу: у всех, включая меня, уже появляется раздражение, сильные переживания. Финансовая подушка заканчивается, и для меня нынче каждый рабочий час имеет значение, управление полностью перешло в ручной режим. Летом как всегда отправим сотрудников в очередной отпуск, но в том числе и без содержания. Ссужаю некоторым из них деньги, стараюсь поддерживать по мере сил. Команду мы собирали на протяжении многих лет, и я не намерена никого терять. Конечно, переживаю за будущее – высок риск того, что в сентябре мы не досчитаемся многих клиентов.
Виктор ШКУРЕНКО, генеральный директор ООО «Торговый дом Шкуренко»: «Если честно, для меня хуже пандемии сползание России к госкапитализму»
Ничего не стал бы делать – это как доллары купить, смысла нет. Все восстановится, и будем продолжать работать. Бизнесом я занимаюсь не только из-за денег, для меня это больше самореализация и свобода, поэтому продавать его не стал бы перед коронавирусом. Настроения НОВИКОВА понятны – для рестораторов все, конечно, сложнее, даже если они пассионарии, преданные своему делу. Им жутко не повезло с отраслью. Если честно, для меня хуже пандемии сползание России к госкапитализму, патриархальности, социальному регрессу. Только сокращение гражданских прав и запрет свободного предпринимательства может стать для меня причиной эмиграции.
Александр САЛЬНИКОВ, коммерческий директор IT-компании DA: «Мы ни на секунду не прекратили работу»:
Мы бы поспешили помочь своим заказчикам подготовиться ко всем ограничениям заранее и расширили бы штат технических специалистов. Ситуация с пандемией коронавируса показала многим, что правильное использование информационных технологий позволяет отказаться от привычных и устаревших форматов работы. IT-отрасль только выиграла. Мы ни на секунду не прекратили работу, а только наращивали компетенции и расширяли партнерский портфель. Введенные ограничения вывели у наших заказчиков на первое место вопросы организации удаленной работы, обеспечения информационной безопасности. Возросшая в разы нагрузка показала слабые места в устойчивости инфраструктуры предприятий, что повлекло за собой принятие быстрых решений по обновлению устаревшего оборудования. Также многие организации обратили особое внимание на позиционирование себя в интернет-пространстве и поспешили улучшить свою узнаваемость и доступность.
Ранее интервью были доступны только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 июня 2020 года.