Все рубрики
В Омске вторник, 30 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

«Гроза» не прошла стороной

20 июня 2023 13:43
0
1717

В омской драме показали страшную «сказочку». 

На камерной сцене Омского академического театра драмы режиссер из Москвы Галина ЗАЛЬЦМАН представила свою версию пьесы А.Н. Островского «Гроза». Премьера состоялась на прошлой неделе. Постановщик сфокусировала внимание на шести основных персонажах, при этом добавив пять новых и обозначив жанр спектакля как «сказочка». 

«Гроза» в последнее время стала очень популярна в театрах. Одну за другой постановки показали столичные гастролеры – Театр «Школа современной пьесы» и Театр имени Евг. Вахтангова. Частично сюжет «Грозы» есть в недавней премьере омского ТЮЗа – спектакле «Островский. Игра в куклы». Наверное, это происходит в связи с 200-летним юбилеем автора и в определенном смысле на волне феминизма. Понятно, что «птичку жалко», вот и пытаются многие делать Катерину сильной женщиной поперек драматурга. 

А изобретать тут ничего и не нужно. Героиня погибает вовсе не из-за своей слабости и не из-за невозможности противостоять миру зла в лице Кабанихи, а из-за ощущения греховности и обреченности своего чувства, расщепившего ее сознание. Именно это мы видим в спектакле. 

Видим ясно, поскольку пространство камерной сцены приближает нас к героям лицом к лицу. Сразу хочется отметить, как тонко, нервно, убедительно ведет свою роль Наталья ЗАПИВОХИНА (Катерина). То, что молодая женщина психически неуравновешенна, понятно уже из текста Островского, когда она говорит, что видит ангелов. Героиню нынешнего спектакля преследуют голоса и образы: оркестрик размалеванных скоморохов, который напевает ей в уши жуткие, издевательские вещи. Здесь ощутим отсыл к язычеству, особенно когда появляется медведь-оборотень. Он оказывается то любовником Катерины, то ее мужем, переходя от символа соблазна к символу вины и расплаты. 

Вместо звонков перед началом спектакля звучат раскаты грома (они еще не раз будут пугать героев и зрителей), а вкрадчивый голос просит присутствующих отключить сотовые телефоны и «не доводить до греха». Голос принадлежит Ирине ГЕРАСИМОВОЙ, а точнее – ее персонажу Марфе Игнатьевне Кабановой. Кабанихе. 

Собственно, что такое эта Марфа Игнатьевна? Помнится, ее изображали в иллюстрациях к учебникам, да и долгое время на театральной сцене, мрачной старухой с перекошенным от злобы лицом. Но если вдуматься, ей вряд ли много больше сорока. Она рано овдовела и всю нерастраченную любовь к мужчине направляет на сына Тихона. Отсюда и ревность к его молодой жене, и насаждение домостроя – как необходимость в одиночку обеспечивать порядок в семье. Она тоже жертва – жертва жизненных обстоятельств, которые сделали ее чудовищем. И сейчас это становится особенно понятно. 

Клан Кабановых в начале спектакля одет в одинаковые черные балахоны; женская часть, под стать Марфе Игнатьевне, – с затянутыми черным кружевом волосами. Но стоит той уйти, как с облегченным выдохом начинается срывание ненавистной одежды, у вольной Варвары (Ольга БЕЛИКОВА) – так вплоть до нижнего белья. 

Эта самая Варвара, совершенно не испытывая почтения к брату, и подбивает Катерину на свидание с полюбившемся ей Борисом. Иногда даже кажется, что Варя – часть того самого адского оркестрика. 

Борис у Игоря КОСТИНА традиционно инертен и безволен. А вот Тихон (Артем ИЛЬИН), напротив, хоть и подчиняется матушке, но не соглашается быть слишком суровым к жене, даже узнав об измене. Замечательная сцена – его разговор с Диким (в пьесе – с Кулигиным), которому он в порыве откровения рассказывает, как достала домашняя тирания, как любит и жалеет он Катерину и даже в ее поступке винит собственный эгоизм. Он то и дело наливает себе водку в пластиковый стакан, но по-житейски мудрый Дикой (Михаил ОКУНЕВ) ловко выпивает ее сам или выливает в сторону, не давая собеседнику погрузиться в омут опьянения. 

Отсутствие социального фона позволяет лучше разглядеть личные истории персонажей, и то, что происходит с ними, не оставляет равнодушным. 

Сценография спектакля (художник Лилия ХИСМАТУЛЛИНА) – мостки над водой (ею становится отражающая поверхность), островки камней, на одном из которых, подобно васнецовской Аленушке, ищет убежища героиня, и ряд тусклых зеркал, создающих некий портал. Из этого зазеркалья выползает преследующий Катерину морок, туда же уходит она сама. Не сильная и не слабая, просто не принявшая лживых противоречий жизни. 

Фото © Андрей КУДРЯВЦЕВ (Омский академический театр драмы)



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.