В Омском доме художника открылась выставка по итогам впервые проведенного в городе арт-споттинга.
Споттинг – это фотографирование самолетов и связанных с ними технических процессов. Когда-то подобное увлечение было полулегальным, сегодня многие аэропорты охотно устраивают для споттеров фотосессии на летном поле. Не исключение и Омский международный аэропорт им. Д.М. Карбышева. А в июне этого года сюда впервые пригласили художников, и сейчас по результатам первого арт-споттинга в Доме художника открылась выставка «Под крылом самолета» (6+).
На приглашение омского аэропорта откликнулись заядлые пленэристы Елена БОБРОВА, Геймран БАЙМУХАНОВ, Светлана КОСТИКОВА, легкая на подъем молодежь: Дарья ПОЗДНЯКОВА, Анастасия МЫШЕВА, Ксения РОМАНЕНКО, Алиса КУСАКИНА. Как выяснилось, не для каждого художника аэродром – это неизведанное пространство и лишь очередное место для пленэра.
– Для меня тема самолетов очень личная, – признается Елена БОБРОВА. – Моя юность проходила с книгами Ричарда Баха, и в парашютную секцию омского ДОСААФа в 2008 году я пришла не только и не столько для того, чтобы прыгать с парашютом – я хотела научиться управлять самолетом. Правда, мой вестибулярный аппарат не позволил мне воплотить мечту в жизнь, да и дело это оказалось весьма дорогим, нужно было, например, самим покупать авиационное топливо. С парашютом я все-таки несколько раз прыгнула, сдала на разряд. И потом еще долгое время ездила на аэродром в Марьяновку, где были удивительные люди – летчики, которые по-другому мыслили, по другому говорили. Это было как своеобразное лекарство, спасение, чистка крови. И сейчас оказаться на территории аэропорта – это вновь подарок судьбы.
В ходе арт-споттинга художники в разных техниках запечатлели самолеты, их обслуживание. Особенно участников вдохновили старые машины – Ту-154Б и Як-40, находящиеся на территории аэропорта. А еще желтый медицинский вертолет, похожий на игрушечный.
– Это было очень интересно: находиться в такой близости, когда буквально рядом пролетают самолеты, вертолеты, – поделилась впечатлениями Анастасия МЫШЕВА. – Мы застали как раз момент, когда прилетел вертолет с медиками. Он вообще такой необычный, он красивый! Единственный минус был, что нас там дождь поливал, потом солнце пекло, но все равно было очень хорошо рисовать, и вдохновение просто зашкаливало.
Дождь действительно шел как по расписанию каждые пятнадцать минут, отмечают художники. Приходилось прятаться от него на крыльце какой-то служебной постройки, бегать туда и обратно. Наконец организаторы сжалились и разрешили художникам разместиться под крылом одного из стоящих на поле самолетов. Именно это, а не только строчка известной песни, дало название выставке. Кстати, ракурс оказался весьма удачным.
– Я очень люблю путешествовать, и когда приближаюсь к самолету, это такое счастье! – рассказала свою историю Ксения РОМАНЕНКО. – Я обожаю летать. Мне всегда хотелось порисовать самолеты, рассмотреть их подробно, поэтому я в полном восторге, что появилась такая возможность. Мы находились в зоне, где было безопасно, на аэродроме с этим очень строго, но все равно достаточно близко от самолетов. И когда они взлетали или садились, зрелище было потрясающее. Хотя, кажется, мы живем в Омске, и уже привыкли, что у нас самолеты летают прямо над городом. Вообще, самолет – это красиво, и омское небо – это красиво. Мы своим небом просто можем гордиться.
Субъективным понятием красоты оперировал в этот вечер даже генеральный директор Омского аэропорта Олег СЕЛИВЕРСТОВ.
– Я долго думал, как обратиться к вам, – сказал он на открытии выставки художникам и зрителям. – И решил, что, наверное, «коллеги» – коллеги по удовольствию эстетического созерцания самолетов. Однажды мы прилетели во Внуково, в Москву, и меня встречал товарищ на автомобиле. Аэропорт имеет такую конфигурацию, что торец полосы находится перпендикулярно шоссе, ведущему в город. Соответственно, самолеты пролетают еще ниже, чем у нас над Енисейской, когда заходят на посадку. И вот друг меня везет, а я говорю: «Притормози, притормози. Смотри, самолет садится!» Он притормаживает, поскольку я прошу очень энергично, но говорит: «Ты в своей жизни самолетов не насмотрелся, что ли?» И вот я рад, что здесь собрались люди, которые точно так же воспринимают эти абсолютно великолепные процессы и эти машины. Во многих работах я заметил правильный взгляд художника, когда нельзя определить модель самолета, но видно настроение, красивые образы, красивые силуэты. Несмотря на то, что я директор аэропорта и должен различать модели самолетов, и могу это делать, но часто я смотрю на них именно с такой точки зрения – просто как на некую красоту.
Выставка «Под крылом самолета» посвящена 95-летию главной авиагавани региона. Юбилей всегда дает повод оглянуться назад, вспомнить пройденный путь. Поэтому в экспозиции представлены не только работы участников арт-споттинга, но и экспонаты из Музея истории Омского аэропорта: приборы (авиачасы, штурманские линейки, ветрочет, навигационный расчетчик и др.), летные книжки.
В отдельной витрине – фотографии и публикации, посвященные первому рейсу Омск – Ганновер (22 июля 1993 года), давшему возможность омскому аэропорту получить статус международного.
– Это было сложное время, нужно было искать новые формы работы. Одной из них и стали международные полеты, – подчеркнул во время короткой экскурсии хранитель музея Кирилл САВЧЕНКО.
Художникам были вручены благодарственные письма и подарочные карты от Омского аэропорта. Прозвучало обещание, что арт-споттинг станет отныне ежегодным.
Выставку можно увидеть до 10 августа.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА