Все рубрики
В Омске понедельник, 25 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Имя капитана Евдокимова носят Омское речное училище и ледокол

28 марта 2023 13:42
1
3209

Он начинал свою трудовую биографию на речном флоте грузчиком, а закончил известным капитаном теплохода. 

Виктор Иванович ЕВДОКИМОВ родился 24 декабря 1912 года в Омской области, в селе Баженово Саргатского района Омской области. В 1932 году приехал в Омск. В поисках работы оказался на причале Омской пристани. С большой надеждой смотрел на суда, стоящие у причала. В отделе кадров попросился принять его на работу на пароход или теплоход. 

Сельскому парню без речной специальности предложили только работу грузчика. Это была низкооплачиваемая и тяжелая работа. В ту пору на некоторых пароходах и теплоходах имелись бригады грузчиков. Набирали в такие бригады крепких парней. Груженые ими баржи, лихтера из Омска вели на буксировочных тросах теплоходы или пароходы. В составе барж находилась баржи, в которых размещались грузчики. Называлась они брандвахтами. На них имелись жилые помещения, кухни и даже бани. Грузчики по пути следования на север выполняли погрузочные и разгрузочные работы. Они были различными – от погрузки угля, леса, строительных материалов до муки, сахара, соли и многих других грузов. Так Виктор ЕВДОКИМОВ стал грузчиком на теплоходе «Анастас Микоян». Теплоход работал на линии Омск – Заполярье – Омск. Тяжелая работа грузчика вместе с тем считалась небезопасной. Особенно опасными были погрузки и выгрузки леса. 

С установлением советской власти в Сибири (1920), советское правительство уделяло особое внимание развитию тюменского севера и Заполярья. Баржи, груженые зерном, пушниной, лесом доставлялись по рекам Иртышу, Оби, затем по Обской губе в морской Новый Порт. Там грузы перегружали на морские суда. Они отправлялись по Северному морскому пути в европейскую часть страны, а также за границу. В 1930 годы речники Иртыша помогали полярникам осваивать Северный морской путь. Начиналось строительство городов Норильск, Магнитка. Теплоходы «Анастас Микоян», «Сибкрайком», «Первая пятилетка» завозили в северные широты различные грузы. Особым спросом пользовался уголь для морских пароходов, которые работали на Северном морском пути. 

Работа грузчика была не столько важной, но востребованной. Понимая свою роль на флоте, молодой речник Виктор ЕВДОКИМОВ чувствовал себя участником большого государственного дела. Появилась тяга к речной профессии. Уже в навигации 1933 года его из грузчиков перевели в матросы, а через год – в рулевые теплохода «Анастас Микоян». На следующий год поступил учиться в Тобольское речное училище, а затем перевелся в Омский речной техникум. Вернулся на теплоход «Анастас Микоян» уже в должности второго штурмана. 

В июне 1941 года грянула Великая Отечественная война. Он, как и его товарищи, написал рапорт, в котором указал: «Отправить на фронт». ЕВДОКИМОВУ в просьбе отказали. Потому как Государственный комитет обороны дал экипажу теплохода «Анастас Микоян» и другим судам, работавшим в Заполярье, ответственное задание: «О выводе флота из портов Нарьян-Мара на Печоре и Архангельска на Северной Двине в восточные районы Сибири». Возникла опасность, что суда будут потоплены немецкими подводными лодками. Экипажи омских речных судов немедленно приступили к выполнению задания. Они обходили минные поля, шли через районы, где находились фашистские подводные лодки. Немецкое командование делало все, чтобы сорвать плановые буксировки судов по Северному морскому пути.

Буксировать суда через арктические моря было непросто. Частые штормы рвали стальные тросы. Несколько барж из каравана были утоплены. Экипаж теплохода «Анастас Микоян» нашел безопасный способ проводки. Начал буксировать суда при помощи сжатия барж. Так баржи обхватывались (стягивались) между собой двумя тросами. Первый стягивал кормы, второй – носы. Из зоны боевых действий в тыл было выведено около 300 единиц флота. За что экипаж «Анастас Микоян» получил благодарность от Верховного Главнокомандующего. 

В 1945 году Виктор ЕВДОКИМОВА назначили капитаном грузового пассажирского парохода «Яков Свердлов». Затем он работал на пароходах «Узбекистан», «Александр Невский». Но этот период был недолгим. В 1948 году Виктор ЕВДОКИМОВ был назначен капитаном на теплоход «Анастас Микоян». В послевоенные годы большая часть грузов, адресованных северянам, доставлялась флагманом Иртышского речного пароходства теплоходом «Анастас Микоян» под командованием Виктора ЕВДОКИМОВА. Теплоход брал на буксир лихтеры «Ямал», «Явай», «Чукотка» грузоподъемностью четыре тысячи тонн каждый. Для их проводки требовалось особое мастерство. Теплоход «Анастас Микоян» с гружеными баржами и лихтерами с нетерпением ждали в факториях Ныда, Новый Порт, Тамбей, Дровяное и другие населенные пункты. 

Теплоход был построен в 1928 году в Германии по заказу Советского Союза. Мощность его двух двигателей составляла 1600 лошадиных сил. Численность экипажа состояла из 39 человек. В 1950-х годах теплоход «Анастас Микоян» получил новое имя «Россия». В начале 1960-х годов старый теплоход «Анастас Микоян» с новым именем «Россия» отработав свой век, был выведен из эксплуатации. Теплоход был разрезан и сдан на металлом. Теплоход «Анастас Микоян» останется навсегда в истории Иртышского речного пароходства, как флагман Иртышского речного пароходства. 

12 лет Виктор Евдокимов стоял на капитанском мостике «Анастаса Микояна». В 1961 году Виктора ЕВДОКИМОВА назначили капитаном на пассажирский теплоход «Космонавт Гагарин». 

Теплоход «Анастас Микоян» стал главной школой судоводителя ЕВДОКИМОВА. И все же главную роль в становлении его как судоводителя и капитана сыграли наставники. В своих воспоминаниях Виктор Иванович указал фамилии своих наставников: Ивана Андреевича ЧУДИНОВА, Ивана Мироновича БАНЬКОВА, Ивана Александровича МЕДВЕДЕВА. Они разные годы занимали должности капитанов теплохода «Анастас Микоян». 

В бассейновой газете «Речник Иртыша» за 4 июля 1966 года опубликована статья «Морская душа». Автор статьи Е. Вишневецкая рассказала, что во время ее встречи с Виктором ЕВДОКИМОВЫМ он сказал: 

«Приятно жить, когда знаешь, что-то осталась после тебя. Помню со мной практикантом ходил Анатолий Васильевич ШУХОВ, а теперь он капитан-наставник по всему пассажирскому флоту. Моим штурманом был Евгений Михайлович ЗАХАРОВ, теперь он старший инспектор судоходной инспекции. Мой бывший штурман Леонид Георгиевич МОИСЕЕВ – капитан теплохода «Россия»

Для написания данной статьи автор использовал материалы корреспондента газеты «Советский Иртыш» Григория Константиновича ВСТАВСКОГО. Он долгое время собирал материалы о Викторе ЕВДОКИМОВЕ. Григорий ВСТАВСКИЙ встречался с людьми, которые хорошо знали прославленного капитана. В биографической справке ВСТАВСКИЙ указал: 

«Как говорят ветераны иртышского флота, Виктор Иванович ЕВДОКИМОВ был большим профессионалом судовождения. Они также отмечали его огромную любовь к флоту, личные качества: трудолюбие, ответственность, справедливость, честность, порядочность. Отмечали, что ЕВДОКИМОВ никогда не читал нотаций, не делал замечаний, а просто иногда говорил: «Лучше сделать вот так…» Еще некоторые ветераны вспоминали то время, когда Виктор Иванович оставался старшим караванным капитаном за Владимира Александровича ВРОНСКОГО. Под его руководством работа в затоне была выстроена по-другому. Если ВРОНСКИЙ был человеком шумным, эмоциональным, то Виктор Иванович, наоборот, – человеком другого склада. Работали все под его руководством без крика и суеты. Он умел не только руководить, но мог трос заплести, швабру сделать, многое другое. Словом, во всем он был хозяйственным человеком, заботливым, душевно щедрым. А каким он был внешне? Те, кто его хорошо помнят, говорили, что Виктор Иванович был среднего роста, поджарый, живой в общении, любил речную форму и носил ее с особым лоском. Кроме зимы, редко кто видел ЕВДОКИМОВА в гражданской одежде. До конца своих дней он жил в частном доме на улице Крутой Яр. Располагалась эта улочка на берегу Иртыша, недалеко от затона судоремонтно-судостроительного завода. Дом ЕВДОКИМОВЫХ был образцовым среди многих деревянных строений городка Водников. Во дворе росли ели. Его сын Игорь и внук Олег стали речниками».

Виктор Иванович последние годы своей жизни отдал Омскому речному командному училищу. Начальник училища Анатолий Васильевич ШУХОВ был когда-то его учеником. 6 февраля 1977 года начальник училища подписал приказ об открытии музея. ШУХОВ назначил руководителем музея Виктора Ивановича ЕВДОКИМОВА. Благодаря стараниям Виктора ЕВДОКИМОВА были собраны уникальные предметы, вещи документы, фотографии, картины, макеты судов, с которыми сегодня знакомятся курсанты и гости училища. 

За многолетний и самоотверженный труд капитан Виктор Иванович ЕВДОКИМОВ награжден государственными наградами: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), орденом Ленина (1949), орденом Трудового Красного Знамени (1953). Ему присвоено звание «Лучший капитан». За проводку судов арктическими морями Виктору ЕВДОКИМОВУ присвоено высокое звание лауреата Государственной премии СССР Министерства речного флота». 

16 января 1981 года на 69-м году жизни Виктора Ивановича ЕВДОКИМОВА не стало. 

27 ноября 1990 года в знак признательности заслуг Виктора Ивановича ЕВДОКИМОВА перед Отечеством, Совет Министров РСФСР своим постановлением присвоил Омскому речному училищу имя капитана ЕВДОКИМОВА. Именем Виктора ЕВДОКИМОВА назван мощный ледокол «Капитан Евдокимов».

Справка. Ледокол «Капитан Евдокимов» построен в 1983 году на верфи «Вяртсиля» в Хельсинки по заказу СССР. Первые годы ледокол «Капитан Евдокимов» работал на реках Иртышского бассейна. Потом его передали Обь-Иртышскому пароходству, а затем ледокол перегнали в Северо-Западное пароходство. В настоящее время ледокол работает в водах северных морей. Приписан к порту города Архангельск. Дизель-электроход «Капитан Евдокимов» – ледокольного типа смешанного плавания «река-море». Ледокол предназначен для выполнения всех видов ледокольных работ, проводки судов во льдах, а также для буксировки крупнотоннажных составов, аварийно-спасательных работ. Основные характеристики следующие. Водоизмещение с полным запасом –2341 тонна. Длина корпуса – 76,39 метра, ширина – 16,56 метра, высота борта – 4,6 метра. Средняя осадка при полном водоизмещении – 2,65 метра. Скорость хода на свободной воде – 25 километров в час; во льду толщиной 70 сантиметров равна 1,8 километра в час; во льду толщиной 90 сантиметров – 0,8 километра в час. Экипаж – 27 человек. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Владимир Беккер 7 мая 2023 в 23:39:
Очень хорошая статья, в 1959 году наша семья на пароходе Яков Сведлов перехала из с. Аксеново в Омск, я тоже закончил Омское речное училище и горжусь этим.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Отменён запрет на проезд грузовиков по Ленинградскому мосту в Омске

Теперь грузовым автомобилям нельзя будет ездить по мосту имени 60-летия ВЛКСМ, который скоро частично перекроют для ремонта

25 ноября 16:41
0
205

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.