Театр драмы начал сезон спектаклем о самом загадочном омском поэте.
Юбилейный 150-й сезон драма открыла премьерой спектакля «Магнит. Омская история», созданного на основе стихов и биографии Аркадия Кутилова.
Сложная и во многом трагическая биография поэта овеяна легендами и небылицами. Имевший семью, дом, работу, подающий надежды как литератор, Кутилов сменил надежный быт на жизнь бродяги. Скитался по подвалам, чердакам, вокзалам. В его жизни случались и тюрьма, и неоднократное пребывание в психиатрической лечебнице («месте принудительного отдыха для людей с нестандартным мышлением», как характеризует ее герой спектакля). Но при этом в ней всегда были стихи, обладающие, как и сам автор, особой энергией притяжения. Магнит – творческий псевдоним поэта, ставший его вторым именем.
Спектакль создан известной в городе театральной семьей: актером театра драмы Николаем МИХАЛЕВСКИМ (он выступает в качестве режиссера-постановщика) и его сыновьями Тарасом и Алексеем. Тарас МИХАЛЕВСКИЙ – композитор, аранжировщик, художник по свету и, собственно, инициатор идеи. Творчеством Кутилова он был впечатлен с ранней юности. Окончивший Литературный институт им. А.М. Горького Алексей МИХАЛЕВСКИЙ – автор пьесы. История эта вообще «семейная» для Омска, потому что Кутилов здесь – имя знаковое. Пьесу Алексея уже ставили в Екатеринбурге, но там образ поэта воспринимается отстраненно, как нечто собирательное. Для омских зрителей Кутилов-Магнит – конкретный человек, кто-то еще даже был с ним знаком.
Постановка далека от бытовой, но все-таки образ героя плотно сливается с омской городской средой. Плывут-наплывают на видеоряде знакомые омские улицы, и прямо из них возникает поэзия Кутилова, возникает он сам: новорожденным плачущим младенцем, знакомым портретным изображением и, наконец, персонажем, воплощенным актером Егором УЛАНОВЫМ.
УЛАНОВ не добивается внешнего сходства со своим героем. Он транслирует его судьбу – судьбу преждевременного гения, создавшего «новую систему воображения», отвергнутого системой государственной и в свою очередь тоже не принимающего ее.
Действие начинается в подземном коллекторе. Там, за столом, сидит некий Конструктор (Руслан ШАПОРИН). Туда же приходит Магнит и прибегает после облавы запыхавшийся Беглец (Андрей АГАЛАКОВ), детдомовский пацан, в какой-то степени тоже находящийся в конфликте с окружающим социумом. Вспоминаешь вдруг, что тело Кутилова было найдено как раз у входа в колодец теплотрассы, неподалеку от Транспортной академии, где, согласно городской легенде, иногда открывается временной портал. И выстроенное на сцене и вокруг пространство (художник-постановщик Анвар ГУМАРОВ) начинает напоминать чистилище, а Конструктор – мистического проводника в другие измерения. В каждом из них он принимает новый облик.
Беглец, которого Магнит увлекает в путешествие по своим вымышленным мирам, а точнее – по несколько трансформированным его фантазией воспоминаниям о прожитой жизни, – вероятно, его же случайный убийца (ведь среди причин смерти рассматривалась и криминальная). Заберет ли он его с собой после слов Конструктора: «Нам пора!» – или оставит своеобразным «наследником» в этом мире?
Спектакль наполнен стихами, но абсолютно не выглядит литературным. Свою постановку создатели называют мюзиклом для драматического театра, однако это и не мюзикл в привычном смысле слова, когда действие разбивается на фрагментики между музыкальными номерами. Тут всё сосуществует в некоем органическом сплаве: стихи, музыка, драматическая игра. И узнаваемая хореография Николая РЕУТОВА такая же драматическая, не делающая из актеров танцующую массовку, а лишь усиливающая впечатление от момента, когда «вся жизнь промелькнула перед глазами».
Кстати, совершенно потрясающе звучат песни на стихи Кутилова, в которых его поэзия приобретает бардовское звучание. Особенно «Крик-листок» и «Свет», становящиеся бонусом для зрителей уже после окончания спектакля.
«Стихом за звезды зацепиться» – мечта поэта, может быть, хоть чуточку реализующаяся сейчас на сцене…
Фото © Омский академический театр драмы