Известный живописец признается, что не всегда ладил с живописью.
В Городском музее «Искусство Омска» открылась персональная выставка Сергея ПРОХОРОВА «В поисках света», приуроченная к 60-летию автора. В экспозицию вошло около 150 работ разных лет.
– Юбилейная выставка предполагает некую ретроспекцию, поэтому я старался найти работы, начиная с Красноярского художественного училища, – говорит Сергей ПРОХОРОВ. – Очень хотелось выставить набросочек, который был сделан еще во время учебы во 2-й художественной школе. Мы тогда на летней практике ходили на рынок и рисовали всех этих колоритных персонажей. И вот, когда я после армии и училища вернулся в Омск и пришел в свою художественную школу уже преподавателем, я вдруг случайно обнаружил этот рисунок в архиве! Причем, я даже сразу не узнал его, только почувствовал что-то знакомое. Перевернул, а там написано: «Прохоров». Но сейчас он, к сожалению, где-то затерялся. Поэтому самые первые рисунки здесь, пожалуй, те, которые я делал в армии. Есть пара эскизов, на них матросы, флотский быт. Это как раз то самое время.
Рисунки Сергея ПРОХОРОВА удивляют своей точностью, тонкостью и, в общем-то, тем, что открывают в известном живописце незаурядного графика.
– Я с детства неплохо рисовал, но вот с живописью у меня были проблемы, – признается Сергей. – И я понимал, что надо их решать, нужно учиться видеть больше через цвет и уходить от рисунка. Темный цвет долго оставался и по-прежнему остается моим любимым. Потому что без него нельзя сделать интересный, яркий свет. Выставка называется «В поисках света», и свет действительно является для меня самым интересным, что есть в сюжете.
Работы Сергея ПРОХОРОВА иногда называют энергоемкими: в них много того самого света и даже огня, они, как батарейки, способны зарядить эмоционально. Особое внимание автора к свету и освещению позволяет зрителю почти физически ощутить плотность пространства. Дополняет эффект такой прием, как деформация способа видения – внедрение зримого препятствия между наблюдателем и реальностью. Это может быть заиндевевшее или усыпанное каплями дождя стекло, пелена снегопада.
– Например, «Цветочницы», – рассказывает Сергей ПРОХОРОВ об одной из своих работ. – Тут весь сюжет построен на свете, который находится в этом запотевшем кубе. Свечи подогревают воздух в нем, чтобы цветы не замерзли. И в то же время они создают отдельную, волшебную атмосферу: среди зимы вдруг какой-то такой маленький аквариум с летом. И это тоже возможности света, которые в живописи совершенно колоссальны.
В своем творчестве художник гармонично сочетает мастерство академической школы и импрессионистические приемы. Парадному портрету он предпочитает интимный, камерный, где-то жанровый. Особенно ярко характеры героев проявляются в шаржах. А натюрморт и пейзаж у ПРОХОРОВА – это не просто природа, а состояние и настроение.
– Подготовка выставки стала для меня непростой работой по осмыслению творчества Сергея Ивановича, – делится куратор проекта Анастасия ГАРАЕВА.– С одной стороны, для зрителей оно открытое и привлекательное, его легко воспринимать эмоцией, душой. Но меня не покидало ощущение ускользания чего-то важного, что я никак не могла нащупать. В конце концов, как исследователь я заново открыла для себя художника Сергея ПРОХОРОВА, который, несмотря на разность жанров, сюжетов, героев своих картин, всегда говорит об одном очень важном: о настроении, о характере и о внутреннем свете.
Юбилейная выставка омского живописца будет работать до 2 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ