В омском «Арлекине» новые Фигаро, Альмамива, Розина, Бартоло — перчаточные, гапитно-тростевые, тантамарески, марионетки.
6 марта в Омском государственном театре куклы, актера, маски «Арлекин» состоялась премьера спектакля для взрослых «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» по одноименной комедии французского драматурга Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Это первая пьеса знаменитой трилогии Бомарше о приключениях Фигаро.
Режиссёр Борис ГУРЕВИЧ жанр постановки определяет как комедию-оперу. В основу спектакля положен текст пьесы в переводе Николая ЛЮБИМОВА и музыкальный шедевр Джоаккино Россини. В «Севильском цирюльнике» молодой повеса и плут Фигаро помогает графу Альмавиве, давнему своему знакомому, получить руку и сердце прелестной Розины, которая живёт взаперти под опекой доктора Бартоло, имеющего виды на неё — и на её состояние.
Сценическая версия комедии режиссёрским решением адаптирована к современному восприятию — канва сюжета сохраняется, а персонажи пользуются современными гаджетами и аксессуарами, наравне с условно стилизованными костюмами 18 века надевают современные костюмы. Кроме того вводятся дополнительные герои в эпизоды, например, комическая «Пара лебедей».
Интересно решено и музыкальное оформление — используется фонограмма оперы «Севильский цирюльник» на русском языке, куда мастерски вплетены арии, исполненные на итальянском, и т.н. «минусовки», под которые актёры вживую исполняют свои партии.
Действие насыщенное. И всё это искрится юмором, карнавальной суетой с традиционными для жанра комедии прятками, переодеваниями и масками, с увлекательной интригой и счастливой развязкой.
Спектакль получился лёгкий, озорной и вместе с тем элегантный. Художественное оформление (декорации, куклы, костюмы) разработала Ольга ВЕРЁВКИНА. Великолепный пластический рисунок спектакля — заслуга балетмейстера Виктора ТЗАПТАШВИЛЛИ. Театр кукол — это особое синтетическое искусство и балетмейстер по максимуму использовал в своей работе все возможности этого искусства.
В спектакль введены верховые куклы (перчаточные, гапитно-тростевые, тантамарески), марионетки, срединные куклы (куклы-великаны) и актёры (они же и кукловоды), действующие синхронно с куклой, копирующей изображаемый актёром персонаж. Обращает на себя внимание интересный приём — использование под костюмом мобильного подиума и высоких ходуль, превращающих персонажей в колоссов.
Одна из самых сильных сцен построена на этом приёме — ария Дона Базилио «Клевета» (в сценической редакции он Базиль). Наслаждение доставляет и музыка, и разнообразие видов кукол, занятых в постановке, и прекрасные костюмы, и бесподобная актёрская игра: каждая сцена с каждым актёром — это маленький спектакль в спектакле.
Режиссер петербургской школы, выпускник ЛГИТМиКа Борис ГУРЕВИЧ хорошо известен омской театральной публике по многим постановкам ТЮЗа: например, «Хитроумная влюбленная», «Орфей и Эвридика», «Кьоджинские перепалки», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Двенадцатая ночь», «Мой милый Плюшкин». Для творчества ГУРЕВИЧА характерен особый режиссёрский почерк, изящество подачи материала — лёгкость, музыкальность и зрелищность в его постановках всегда соседствуют с философской глубиной. Новый спектакль не стал исключением. Всё происходящее на сцене сделано ярко, весело, азартно и со вкусом.
Отвечая на вопрос, почему для постановки выбран именно «Севильский цирюльник», а не «Женитьба Фигаро», более известная зрителю, режиссёр пояснил, что смотрит на свой спектакль в контексте этих двух историй. В «Севильском цирюльнике» все персонажи — молодые люди, у которых вся жизнь впереди, никто никого ещё не предал, есть любовь, дружба и счастливая надежда на то, что жизнь прекрасна и светла. В «Женитьбе Фигаро» — те же персонажи спустя годы, и там Бомарше повествует о прямо противоположных стремлениях и поступках своих героев — та история про другое.
По словам режиссёра, спектакль он адресовал молодёжной аудитории. И заняты в спектакле молодые актёры.
Образы Бомарше и главного героя — ловкого цирюльника Фигаро блистательно сыграл Виктор КАПУСТЯН. Это его актёрский дебют.
Великолепны Дмитрий ИСАЕВ (Бартоло), Артур АРУТЮНОВ (Граф Альмавива), Данил ЧЕРНОВ (Базиль, органист, учитель пения Розины), Ирина ЛАНДМАН (Розина). Покорили зрителей исполнением восьми эпизодических ролей Тимур ШАЙМИЕВ и Александр ГАЛАХОВ. И, как вишенка на торте, — Анна КУРОЧКИНА в симпатичной роли дирижера.
Рекомендуем спектакль и юным зрителям, и взрослым.
Cправка KVnews:
Первыми исполнителями ролей Фигаро и Альмавивы на русской сцене были С.Н. Сандунов и Я.Е. Шушерин. Комедия держалась в репертуаре Петровского театра до 1797 года. В XIX веке «Севильский цирюльник» ставился на сцене императорских театров и в Москве и в Петербурге. В нем играли крупнейшие русские актеры: П.С. Мочалов (Альмавива), М.С. Щепкин (Бартоло), В.В. Самойлов (Альмавива), B.Н. Давыдов (Фигаро), А.П. Ленский (Альмавива), К.А. Варламов (Бартоло), М.П. Садовский (Фигаро), В.Ф. Комиссаржевская (Розина).
Фото © Алексей ОЗЕРОВ