Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Уход с маршрута: омичи увидели «Небо позднего августа»

16 марта 2023 15:02
9
4059

Новый спектакль Омского театра драмы вызывал интерес еще до своего появления. 

Современная российская драматургия – нечастая гостья на сцене омской драмы. Тем более ожидаемой стала премьера спектакля «Небо позднего августа», в котором режиссер Петр ШЕРЕШЕВСКИЙ объединил сразу три пьесы современных авторов: «Переспать с Леной и умереть» Тони ЯБЛОЧКИНОЙ, «Как я простил прапорщика Кувшинова» Ивана АНТОНОВА и «Небо позднего августа» Игоря ЯКОВЛЕВА. Постановщик считает, что пьесы роднит тема потери смысла существования, связи между людьми и попытка ответа на вопрос, где же найти этот смысл, тепло, любовь.

В какой-то мере режиссер отталкивается от клипового сознания современного человека, от ритмов его жизни. Зрители словно переключают каналы, на которых показываются, в общем-то, не слишком отличающиеся друг от друга передачи. Этой аналогии способствует и то, что происходящее на сцене постоянно снимается двумя камерами и выводится на большой экран, где можно разглядеть все, вплоть до картинки в смартфоне. И хочешь – смотри живой план, а хочешь – своеобразный онлайн-театр, который ШЕРЕШЕВСКИЙ практикует уже не в первой своей постановке (вспомним спектакль «Тайм-аут» в Новосибирском театре «Красный факел»).

Принципиально новый способ существования позволяет актерам донести больше эмоций и в то же время делает их жизнь сложной, поскольку все время надо помнить о кадре и еще, наверное, потому что на крупном плане нельзя соврать, и все приходится делать по-настоящему.

Действие спектакля происходит в каком-то стерильном пространстве, заставленном исключительно белой мебелью, как из IKEA (сценография и костюмы Елены СОРОЧАЙКИНОЙ). Над всем высится фигура такого же белого пса – того самого, с которым ходит гулять один из героев, когда дома становится невыносимо. Вернее, он забирается на его спину, ложится и прижимается, словно пытаясь согреться.

Персонажи носят в себе целый комплекс проблем: от кризиса среднего возраста и психологических травм, полученных еще в юности, до синдрома неудачника и того, что называется «гордость и предубеждение». Три истории пересекаются, переплетаются, тянутся бесконечно долго, обрастают фантасмагорическим сюром.

Тем не менее, и ситуации, и герои вполне узнаваемы: это если и не ты, то твой друг, сосед, знакомый. Всех, что называется, заел быт. Часть событий происходит в период карантина 2020 года, когда люди были заперты в своих квартирах, и для кого-то это превратилось в ад. Вот и Алексей Руслана ШАПОРИНА мается среди домочадцев. Сын (Алексей КАЛМЫКОВ) зависает в виртуальной реальности, жена (Алина ЕГОШИНА) с королевским достоинством варит борщи, но зреющее в ней раздражение напоминает бомбу с часовым механизмом.

«Скажи своей жене», «Скажи своему мужу» – так подрастающий отпрыск говорит родителям друг о друге. Понятно, что ценность семьи как таковой тут совершенно утеряна. И от породистой супруги Лены Алексея все время тянет к другой Лене (Кристина ЛАПШИНА), своей бывшей сотруднице, угловатой, колючей, неустроенной. И еще к псу Баксу, прогулки с которым позволяют ненадолго вырваться из опостылевшей рутины.

Герой другой истории профессиональный музыкант Толик (Егор УЛАНОВ) тоже прозревает на тему, что живет не с той и занимается не тем. Толчком послужила банальная вещь – табличка на двери гримерки ночного клуба, где он в очередной раз халтурил: «Музыканты, клоуны, животные». Тут же вспомнились давние армейские обиды, и захотелось послать все и всех. А что взамен? Еще более далекий от его амбиций таксомотор, пьянки-отдушины с другом Сеней (Иван КУРАМОВ). Поэтому постоянную навязчивую фразу автонавигатора: «Вы ушли с маршрута!» – можно отнести не только к пути следования машины, но и к жизненному пути в принципе.

Валерий Петрович (Николай МИХАЛЕВСКИЙ) кажется единственным, кто прожил счастливую жизнь рядом с любимой женой Раечкой. Но вот ее не стало, и, вспоминая прошлое, он понимает, что сбылось далеко не все, о чем мечталось. И, вроде, рядом любящие, понимающие дочь, зять, внук, но что-то скребет душу. Ах да, сад, который запущен и никому больше не нужен, старая яблоня, посаженная еще Раечкой! И Валерий Петрович решает продать сад, а для этого срубить уродливое дерево, чтобы не портило вид, а скорее – чтобы не наполняло сердце болью. У Николая МИХАЛЕВСКОГО одна из лучших работ в спектакле. А садик – маленький макет, стоящий на столе, на экране вдруг обретает вид настоящего разросшегося сада.

Процесс подготовки сноса яблони – сцена, повторяющаяся трижды: в бытовом варианте и в музыкальном (автор музыки – ВАНЕЧКА, Оркестр приватного танца), строго-академическом и народном. Поначалу это выглядит неоправданно затянутым. Но вдруг понимаешь, что таким образом показывается стремление Татьяны (Екатерина ПОТАПОВА), Николая (Александр ГОНЧАРУК), Артема (Андрей АГАЛАКОВ) и практически уже нового члена семьи Даши (Вера ФРОЛОВА) отсрочить непоправимый шаг. Ведь на самом деле им жаль и сад, и яблоню, и одинокого Валерия Петровича, у которого связана с этим садом вся жизнь, хотя работать здесь, как старшее поколение, они, конечно, не готовы.

«Небо позднего августа» – спектакль-коллаж об упущенных возможностях и отпущенных обидах, и о том самом Несбывшемся, которое рано или поздно не только окликает нас, но и предъявляет свой счет.

Фото © Омский академический театр драмы



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Анна 15 декабря 2024 в 00:28:
После первого акта хотелось уйти... Что многие и сделали. Но любопытно было, куда кривая выведет? И в итоге не пожалели, что досмотрели спектакль до конца. Просто потрясающая игра актёров! В спектакле есть тонкий юмор, фантасгармония, сюр. Но всё это про жизнь и про людей. Очень понравилась фишка с камерой! Смотрели два в одном! Здорово!
Татьяна 14 октября 2024 в 20:12:
После просмотра этого спектакля, возникла острое нежелание знакомиться еще с чем то из творчества Омского театра
Татьяна 14 октября 2024 в 20:09:
Ушли после антракта. Лабуда страшная
людмила 3 октября 2024 в 00:23:
Отвратительный спектакль. Ничего хуже не видела. Долго не возникнет желания посетить еще раз этот театр..
Вадим 28 января 2024 в 09:42:
Выкинуть деньги псу под хвост, и сходить на этот спектакль, одно и то-же.
Ирина 28 января 2024 в 01:06:
Нейролингвистическое программирование чьей то жизни
Иван 5 ноября 2023 в 22:35:
Бездарная унылая жвачка на 3 с лишним часа. Подумайте хорошо есть ли у вас столько лишнего времени чтобы его так нелепо потратить.
Кэт 18 марта 2023 в 11:25:
Да надо ли его поминать- я считаю не заслужил.Обидно только за Сержика-все смеются -а он продолжает им восхищаться.А ведь умнейший мужик.Других чтоли нету уже в обойме?
Театрал 16 марта 2023 в 18:17:
Содержательная рецензия, отличная постановка, лучший театр! Бородатый Лев только сейчас снова все обосрёт))))
Показать все комментарии (9)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.