Визит к Минотавру устроил Музей «Искусство Омска».
Пожалуй, это была самая насыщенная программа из всех, что показали в городе в рамках ежегодной акции «Ночь музеев» (она прошла в минувшую субботу). Насыщенная – именно в плане музейных впечатлений.
Выставка «Лабиринт искусства, или Искусство лабиринта» вобрала в себя и лекцию по кино, и концерт омских музыкантов, и мастер-классы и перформансы. Но все это было именно внутри. Внутри огромного лабиринта, собранного из произведений искусства. Благо нынешнее пространство музея это позволило.
Вход в лабиринт неожиданно оказывается на втором этаже. Гостей встречает В.И. ЛЕНИН (портрет неизвестного автора). В рекреации, посвященной соцреализму, – «Текстильщицы» Любови ЗОТИКОВОЙ, «Строители» Александра ГОЛУБЕЦКОГО, «Доярки» Николая БРЮХАНОВА. Несмотря на даты создания (1960–1980-е гг.), многие работы показываются едва ли не впервые.
Чуть повернув, мы уже видим поп-арт, представленный работами Дамира МУРАТОВА, авангард, символизм, сюрреализм (работы Евгения ВИГИЛЯНСКОГО, Георгия КИЧИГИНА, Александра ДИСАВЕНКО, Юрия КАРТАВЦЕВА и др.).
А в укромной пещере из картонных коробок находим «первобытные письмена» в серии авторской бумаги «Совэны» Бориса МИРОНОВА.
На первом этаже, лестницу куда еще надо обнаружить, лабиринт становится более запутанным. Тут множество маленьких помещений, и не из каждого находится выход. Есть вообще совершенно жуткое, темное и, кажется, бесконечное пространство, густо завешенное какой-то пластиковой бахромой.
На первом этаже нас встречают «призраки театра», инсталляции с дополненной реальностью (картины оживают на экране смартфона, если скачать специальное приложение), объекты видеоарта, и многое такое, чему не сразу подберешь название. Тут пригодилась бы нить Ариадны. И ее очень кстати протягивает заместитель директора музея Анастасия ГАРАЕВА.
– Выставка состоит из двух концептов: это лабиринт и искусство, точнее, история искусства, – берется пояснить Анастасия. – Понятно, что преимущественно это мировая история, но частично мы включаем свой отечественный материал. Особенно это относится к ХХ веку. Все пространство поделено на зоны, в которых мы попытались воссоздать ощущение того или иного стиля. Несмотря на то, что мы играем с мировыми стилями, в качестве комментария используется омское искусство. Мы как раз пытаемся проследить эти связи между локальным омским и глобальным мировым. Эпохи раскиданы хаотически, чтобы каждый зритель, путешествуя по нашему лабиринту, собирал некий пазл, выстраивал свою собственную историю искусства. Где-то мы делаем подсказки в объектах из гофрокартона. Например, «Герника» или De Lorean – машина из фильма «Назад в будущее» в зале постмодерна. И, конечно, в каждой зоне в разных образах зашифрован Минотавр – хозяин мифологического лабиринта.
Кстати, первые лабиринты были довольно простыми. Потом они усложнялись по мере усложнения человеческого сознания, в частности культурного. В эпоху постмодерна лабиринт становится сетью с множеством сценариев и множеством выходов. В музее попытались обыграть и это, и помимо основного лабиринта, приглашают зрителей «погулять» по лабиринтам виртуальным – в графических работах Евгения ДОРОХОВА, Виктора КУЛЬКИНА, Анны ТЕРЕШКИНОЙ и других известных художников.
– Музейная ночь всегда дает нам возможность поиграть, похулиганить, показать те работы, которые долго лежат в хранилище и не попадают в другие экспозиции, а так же совершенно свежие поступления. Нынешняя ночь – не исключение, – подчеркивает Анастасия ГАРАЕВА.
Для тех, кто еще не успел посетить выставку или хочет увидеть ее еще раз, сообщаем: она будет работать до конца июня.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ