Омичи могут попробовать повторить шедевры.
В Музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля открылась выставка «Александр Дейнека. Над временем». В ее составе – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из фондов Курской государственной картинной галереи, носящей имя художника.
Среди более десяти тысяч экспонатов галерея хранит полторы тысячи работ своего земляка. Сегодня привезли почти десятую часть – такой объем вывозится за пределы галереи впервые. И впервые работы одного из знаковых художников СССР показывают в Омске.
– Мы мечтали об этом давно, и вот – мечты сбываются, – сказала на открытии выставки директор Омского государственного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА. – Мы впервые показываем работы Дейнеки в нашем городе, в нашем музее. И показываем не одну работу, не две, не десять, а сто. Эти работы раскрывают суть творчества великого художника, и, я надеюсь, вы оцените это.
Александр Дейнека предстает не только в знакомых работах – масштабных, бравурных полотнах, посвященных труду, технике, спорту, но в большей степени – в неизвестных широкому зрителю, для которого многое здесь станет открытием.
– Такой выставки, такого сочетания, такого синтеза работ не было даже в нашем музее, – отметил директор Курской картинной галереи Игорь ПРИПАЧКИН. – Эта выставка сделана специально для этих стен, и я сам сейчас посмотрел ее с интересом.
Абсолютно накладывающееся на историю страны творчество Александра Дейнеки часто интерпретируют как символ тоталитарного государства. Однако с течением времени приходит понимание, что творчество мастера гораздо шире и глубже предлагаемых рамок, и на выставке можно увидеть его в развитии.
Экспозиция начинается с самых ранних работ (1910-е гг.). Это небольшие городские пейзажи, выполненные в духе импрессионизма, сделанные начинающим художником еще в родном городе: «Курск. После дождя», «Пейзаж с беседкой» и др.
Примечательно, что на одной из работ изображен дом, в котором родился Александр Дейнека, где он провел свое детство.
В 1920-х годах не прошло мимо увлечение кубизмом и авангардом.
Графикой Дейнека плотно занялся, уже учась во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). Он работал тогда для журналов «Безбожник у станка», «Даешь», «Прожектор».
Журнальная графика, за которую хорошо платили, помогала ему выжить в Москве. К тому же, она казалась более массовым искусством, чем станковая живопись, так как охватывала широкую аудиторию, поэтому нравилась молодому художнику больше. К живописи, монументальному искусству, скульптуре он пришел позднее.
В числе представленных на выставке живописных работ зрители увидят известные: «В воздухе», «Пионер», «Футболист», «Деревенские ребята», «Мать и сестра».
А также те, в которых художник позволял себе какие-то стилистические и технические искания, эксперименты: «Осень», «Дама в черном», «Осенний букет».
В последнем случае он вообще выступает как дизайнер, что еще раз подтверждается, когда мы видим стулья из мастерской, собственноручно расписанные Дейнекой.
Интересны работы, сделанные в 1930-х годах во время поездки по Америке и Европе. Дейнека вовсе не стремился заклеймить «их нравы», а с интересом изучал быт и национальные особенности каждой страны.
В результате советские люди, живущие за железным занавесом, имели возможность увидеть мир глазами художника. Ну а у посетителей выставки сейчас есть возможность ощутить весь масштаб его творчества.
– Каждый, кто придет сюда, может почувствовать выразительность и современность художественного языка Александра Дейнеки, попытаться расшифровать скрытые там знаки, рифмы, параллели, – подчеркнул в приветственном слове министр культуры Омской области Юрий ТРОФИМОВ.
Также можно проверить свои знания и сложить из пазлов одну из известных картин Дейнеки. А школьников в течение работы выставки приглашают на конкурс по созданию эскизной копии (подробности – на страницах музея в социальных сетях).
Выставка работает до 21 мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ