В Москве вышла в свет книга «Галина Уланова в воспоминаниях и письмах современников» 2025 год; (издатель не ук.; редактор/составитель: Касаткина Т.А.; 272 стр.; тираж 500 экз.; 16+).
О великой балерине написано много, хотя своих мемуаров она не оставила. Она говорила так:
«Жизнь моей души принадлежит только мне. О чем рассказывать? О том, как создается то или иное движение, как готовится та или иная роль? Смешно. Говорить, откуда черпают вдохновение? Странно».
Как отмечал Владимир ВАСИЛЬЕВ, сопровождая выход этой книги:
«Галина Сергеевна УЛАНОВА никогда не заботилась об укреплении своего «я» в истории культуры. Что означает ее имя для искусства, становится понятным, когда собираются воедино мнения самых разных людей, среди которых множество величайших имен той эпохи. В книге нет придуманного, домысленного, досочиненного – в ней собраны документальные свидетельства современников об уникальном явлении, имя которому – Галина УЛАНОВА. Для всех, кому интересно узнать больше о славных страницах истории нашей культуры».
Об Улановой часто и с удовольствием рассказывал Николай ЦИСКАРИДЗЕ, особо отмечая скромность великой балерины, шутливо говоря, что корона с нее не падала. В свое время на презентации в здании Российского фонда культуры книги «Обыкновенная богиня… Галина Уланова», изданной к 110-летнему юбилею со дня рождения легендарной балерины, народный артист России Николай ЦИСКАРИДЗЕ рассказывал:
«Мы шли как-то по коридору Большого театра с Галиной Сергеевной, к нам подошел мужчина. Он не узнал в ней великую УЛАНОВУ. И спросил у нее дорогу. А она ответила: «Да, пойдемте, я вас провожу». Она не стала ему на словах объяснять. Я изумился. Просто она была так воспитана. Корона с нее не падала» (rcfoundation.ru).
Галина Сергеевна обладала чувством юмора, правда, «несколько ледяным», и шутила только среди своих. В балетной школе УЛАНОВУ за белокурость и светлую кожу прозвали «бледная моль». Много лет спустя, те, кто знал ее еще в молодости, в шутку называли ее старым прозвищем.
«Как-то я сидел и ждал начала репетиции. А Галина Сергеевна ожидала ученицу, которая прогуливала и не соизволила сообщить УЛАНОВОЙ, что не придет. Пришел мой репетитор. Галина Сергеевна сказала, что пусть я сначала позанимаюсь, а она еще подождет, вдруг ученица все же придет. Мой репетитор в изумлении повернулся к ней и спросил: «Уланова ждет?» Галина Сергеевна, когда злилась, начинала сводить и разводить пальчики рук. Если она так делала, то это значило, что градус кипения уже сильно превосходил норму. Тогда как раз она начала так пальчиками делать и ответила: «Если ей это поможет, я готова ждать всю жизнь», – вспоминал ЦИСКАРИДЗЕ.