«…Мир был бы скучен без ленивых людей».
В истории немало случаев, когда именно лень подталкивала нерадивого к физическому труду человека к изобретению. Если дальше продолжить мысль и углубиться в советское прошлое, то всплывут воспоминания об изобретательстве и рацпредложениях. Советская система поддерживала рацпредложения, особенно поступившие от рабочих. За рацпредложения были предусмотрены премии. На фабриках и заводах изобретения сыпались как из рога изобилия. Особенно получили применение рацпредложения в области переделывания или добавления уже в сделанные агрегаты, узлы и машины. Порой от доморощенных изобретателей были одни убытки и неприятности.
26 апреля в Омском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка с необычным названием: «Лень – двигатель прогресса, или зачем мы изобретаем». Возможно, название послужило источником притяжения на выставку большого количества журналистов. «Лень – двигатель прогресса» – это строчка из стихотворения «Лень» поэта Андрея ВОЗНЕСЕНСКОГО. Можно с гипотезой о пользе лени соглашаться или нет. На этот счет каждый имеет свое мнение. В этом и есть свой резон.
Замысел устроителей выставки – приоткрыть завесу в истории изобретений, от каменных орудий до современных цифровых аппаратов. На витринах выставлены: ручная мельница, серп, форма для литья, инструменты для обработки дерева, осветительные приборы, способы печати, устройства для передачи звука, фототехника, а также бытовые приборы, электросамовары, чайники, печатная машинка «Helios», произведенная в Германии в начале XX века, мимеограф «Ellams Duplicator», валик с перфокартой для механического пианино, телерадиола «Беларусь-5» и много другое.
Выставку «Лень – двигатель прогресса, или зачем мы изобретаем» открыла Дарья Викторовна ЕРОШЕВСКАЯ, заместитель директора Омского государственного историко-краеведческого музея. Она сказала:
«С древних времен человек стремился изобрести вещи, которые бы позволили ему облегчить труд, ускорить процесс производства, передвижения, окружить себя комфортом. Современную жизнь и вовсе трудно представить без техники и технологий. Различные гаджеты, машины и бытовые устройства стали привычной частью нашей повседневности, с одной стороны, делая ее проще, с другой – требуя от нас новых знаний, умений и навыков. Наш выставочный проект посвящен в большей степени не философскими размышлениям, а конкретным представлениям о том, как менялась жизнь человека на протяжении всей истории. Вместе с тем наша выставка должна навести посетителей на размышления: «Так что же двигает прогресс: лень или талант? Зачем мы вообще стремимся что-то изобретать?» Каждый, ознакомившись с экспонатами нашей выставки, найдет для себя ответ».
Для выставки были использованы предметы из фондов музея, а также несколько экспонатов, предоставленных Омской областной станцией «Юный техник». Юные умельцы уже не первый раз участвуют в выставках, проводимых музеем. Руководство историко-краеведческого музея наградило руководителя судомодельного кружка Владимира Ивановича ДЕНИСЕНКО благодарственным письмом.
Экскурсию по выставке провел Сергей Игоревич ЕГОРОВ. В начале своего экскурса он привел слова советского и российского психиатра Владимира Львовича ЛЕВИ: «Лень – мать изобретательности». Далее Сергей ЕГОРОВ продолжил:
«Однако еще до конца так и не выяснено, что движет прогрессом. Предположительно, надоело человеку ходить пешком – он изобрел колесо. На нашем первом стенде – ручная мельница, гончарный круг. Многие исследователи считают их прародительницами колеса. На следующем стенде – столярные инструменты: рубанок, фуганок, ручная дрель. Они и сегодня не потеряли свою актуальность. На третьем стенде – прялки для изготовления пряжи, летучий челнок, модель ткацкого станка. Старинная швейная машинка «Singer», а рядом с ней – современная».
В период царствования Петра I в России появились чугунные литые утюги:
«Они на выставке представлены в большом наборе. Утюги большую популярность получили в Германии. Они нагревались при помощи спирта и углей. В России спиртовые утюги большого распространения не получили. А вот угольные применялись вплоть до 1960-х годов – особенно в сельской местности. Их вытеснили электрические утюги».
Сергей ЕГОРОВ подошел к стенду часов:
«Всем известные – это часы с кукушкой. Рядом стенд с посудой. Здесь емкости для нагревания воды и приготовления пищи, а также самовар и чайники».
Центральное место на выставке занимает велосипед. Экскурсовод отметил:
«Сейчас он моден в молодежной среде. Конечно, уже не такой, какой показан на выставке, а современный, усовершенствованный».
С появлением пара, появились и паровые машины, которые были поставлены на пароходы:
«Нам представили модель парохода изготовленный в кружке на станции «Юный техник».
В 1920-х годах в Омске улицы стали освещать при помощи электрических фонарей:
«До этого они освещались при помощи керосиновых ламп. Мы показываем не керосиновые уличные фонари, а настольные керосиновые лампы».
В музее также экспонируются приборы: вольтметры, гальванометры и другие.
Представлены телефоны – от первых и до телефонов сотовой связи. Кстати, сотовая связь в Омске появилась в 1995 году.
Есть стенд, рассказывающий о книгопечатании. Представлена старинная книга, что отпечатана на станке.
Сергей ЕГОРОВ прокомментировал экспонаты на стенде фототехники:
«Здесь фотоаппараты и видеокамеры разных модификаций – от ленточных до цифровых. Центральное место в этой экспозиции занимает стационарный фотоаппарат. Этот громоздкий аппарат широко применялся в фотоателье до середины 1980-х годов. Замыкают выставочную экспозицию телевизоры от первых моделей до современных».
Экскурсовод заключил:
«Для более полного понимания нашей выставки мы дополнили ее тематическими плакатами, которые нацеливают посетителей на размышления о рационализаторстве и изобретательстве».
Послесловие. Автор данной статьи приводит свое воспоминание из далеких 1970-х годов. В Омском речном порту, на зимовке (это место отстоя флота в зимний период и ремонта судов), ее начальник вывесил плакат: «Ленивый – лучший рационализатор». Плакат случайно попал на глаза секретарю парткома. Глядя на плакат, он сказал: «Сама сущность текста не подтверждает социалистической действительности. Он подходит для Запада, а у нас все должно быть как у людей». Плакат сняли, но рабочие еще долго помнили его и смеялись.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ