Здесь открылась выставка «одного из немногих».
В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начинает работу выставка «Истинно морских художников очень немного…», приуроченная к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста Алексея Боголюбова (1824–1896). Состав экспозиции – девять графических листов из собрания музея. Маленькая выставка знакомит зрителей с большим мастером, чье творчество, не исключено, для многих станет открытием.
При слове «маринист» мы сразу вспоминаем Айвазовского с его сочным изображением морской стихии и порой достаточно обобщенным – парусников в ней. Сейчас мы видим совсем иное: точная проработка деталей (эта точность касается именно кораблей), сдержанная гамма, делающая цветные литографии практически черно-белыми.
Потомственный дворянин, внук А.Н. Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота. Профессиональный моряк и картограф, академик «по живописи морских видов» Императорской Академии художеств, он оставил богатейшее наследие – около трех тысяч произведений.
В фонде русской графики Музея имени М.А. Врубеля хранятся два оригинальных рисунка мастера (один поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, другой – в 1987-м из частного собрания), а также цветные литографии из альбома «Изображение действий Черноморского флота против турок, 1853 года», полученный в дар от Государственного Эрмитажа. Заказчиком альбома, отпечатанного в лучшей литографской мастерской Санкт-Петербурга, был сам император Николай I. Сюжеты произведений связаны с эпизодами Крымской войны и первым опытом использования в сражениях пароходофрегатов, в которых парусное снаряжение дополнялось паровым двигателем и гребными колесами. Боголюбов изобразил тут легендарные корабли: «Владимир», «Флора», «Колхида», «Ординарец». В дальнейшем, в ночь на 31 августа 1855 года, все они по приказу русского командования были затоплены, чтобы преградить вход в бухту неприятельских судов. Изобразить в подробностях сражения и корабли художнику помог фактический материал на основе донесений командного состава, планов сражений, а также собственный морской опыт.
– Говоря об этой серии литографий, мы не должны забывать, что это наша великая история, – подчеркивает куратор выставки ведущий научный сотрудник, хранитель фонда русской и зарубежной графики Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Галина СЕВОСТЬЯНОВА. – Когда мы говорим «действия Черноморского флота» и «Крымская война», мы должны вспомнить такие события, как оборона Севастополя, Малахов курган, беспримерные подвиги русских матросов и их знаменитых командиров: адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова. Наша выставка сопровождается большим аннотационным материалом, в котором зрители смогут познакомиться и с биографией кораблей, и узнать об их судьбе, а иногда и о судьбе экипажа. Какие-то страницы истории на этой выставке нужно вспомнить, и нужно внимательно эту выставку прочесть.
Стоит обратить внимание и на творческий стиль, манеру автора, которые сформировались под влиянием русской реалистической школы и западноевропейских традиций, дружбы художника с импрессионистами, и дополнились навыками моряка. Строгость и точность тут сочетаются с тонкой лирикой.
«Истинно морских художников очень немного, – утверждал один из наставников Боголюбова немецкий живописец Андреас Ахенбах, – а мы все только лодочники». В справедливости высокой оценки современниками творчества художника можно убедиться на выставке, которая продлится в омском музее до сентября.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Омский государственный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля